Как должны были сократить в школе длинную фамилию Царегородцевых? Конечно, все они стали Царями, и сегодня для краткости шутливо называют себя так в мессенджерах и, случается, обыгрывают эту тему на страничках в социальных сетях.
Визитная карточка Дудинки – ряды длиннющих портальных кранов. К ним прямое отношение имеют глава династии Владимир Царегородцев и средний из сыновей – Андрей. Владимир Леонидович трудится в Дудинском порту четыре десятка лет. До армии немного поработал слесарем, а когда вернулся, отучился на крановщика. С высоты на землю спустился только три года назад, сейчас чинит те же краны, а также иную технику – работает слесарем по ремонту такелажа и грузозахватных приспособлений.

Дело отца продолжил Андрей. Он и посвящает в нюансы профессии машиниста крана, которая подразумевает владение сразу несколькими дополнительными специальностями. Андрей освоил их за семь лет работы в Заполярном транспортном филиале. Он не просто машинист портального крана – еще в придачу стропальщик, береговой матрос, слесарь и электрик по ремонту и обслуживанию перегрузочных механизмов, имеет специальное удостоверение для работы на высоте, так как практически все работы в порту связаны с высотой. Все вместе называется докер-механизатор, по-простому – крановщик.
«В порту это одна из основных профессий, – поясняет Андрей. – Докер – универсальный рабочий, который кроме перечисленных выше может иметь еще несколько профессий: работать на погрузчике, судовой лебедке, плавкране и других марках кранов. Докер-механизатор всегда может заменить любого другого обученного по данным специальностям человека, из-за этого и называется – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОКЕР!»

Сейчас Андрей работает на производственно-перегрузочном комплексе №2 (2ППК) Дудинского порта – там, где высокая вода и где находится база длительного хранения (БДХ). Сюда приходят различные виды грузов, в том числе сыпучие: песок, клинкер, кварцит, кокс, уголь, формовочный песок, соль, сера, щебень, антрацит. Их доставляют на причалы баржами и площадками, выгружают сыпучие грузы портальные краны.
На эту же площадку ставят контейнеры разного типа и тоннажа весом от трех до 40 тонн, различные металлоконструкции, оборудование, стройматериалы, МКР – мягкие контейнеры-мешки с сыпучими веществами, тяжелая и средняя автотехника, трубы, пиломатериалы, шпалы, рабочие балки и многое другое, рассказывает проводник в мир 2ППК Андрей Царегородцев. В обратные рейсы суда уходят с другими грузами на борту.

Еще одна задача крановщиков – загрузка и выгрузка вагонов и полувагонов и автомашин. Дудинский порт принимает и металлолом, доставляемый из Норильска. Его сосредотачивают на базе длительного хранения, затем снова кранами грузят в вагоны и отправляют на причал 1ППК. Отсюда морские суда увозят металлолом на материк. На базе длительного хранения складируют и выгруженную крановщиками норильскую медь, затем специально обученные люди затаривают ее в контейнеры и отправляют также на 1-й производственно-погрузочный комплекс для погрузки на морские суда.
«Работа в Дудинском порту очень обширная, любой работник, профессионально занимаясь своим делом, помогает предприятию с каждым днем выходить на более высокий уровень, – отмечает Андрей. – Люди в коллективах, звеньях и бригадах очень отзывчивые. Каждый понимает, что обеспечение жизнедеятельности комбината, Норильска, самой Дудинки и поселков Таймыра зависит в том числе от его квалификации. Порт и «Норникель» – это одна большая семья, я горжусь своей работой в Заполярном транспортном филиале и своей профессией».
Любимую работу дополняет любимая семья. Или наоборот. На страничку «ВКонтакте» среднего из братьев Царегородцевых стоит заглянуть, чтобы заразиться оптимизмом и узнать, что такое, с точки зрения универсального докера, настоящее счастье. Формула простая: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Счастье – это когда дома светло, уютно, тепло, чисто и спокойно. И так же – в душе».

Младший из братьев Царегородцевых, Александр, окончил Таймырский колледж, и первыми его профессиями были слесарь по ремонту машин и водитель. Когда десять лет назад он пришел устраиваться в Заполярный транспортный филиал по программе «Рабочая смена», выяснилось, что Дудинскому порту нужны электрики. Освоил новую профессию.

«Индивидуальное обучение проходило девять месяцев, после чего я получил свидетельство электромонтера третьего разряда, – рассказывает Александр. – Далее повысил квалификацию сначала на четвертый разряд, потом на пятый. На данный момент работаю дежурным электриком на 1ППК. В мои обязанности входит обеспечение непрерывной работы района, ремонт вышедших из строя кранов, то есть замена навесного оборудования стартеров, генераторов, ламп в прожекторах уличного освещения. А также подключение-отключение обогревочных балков, включение-выключение мачт уличного освещения по всему району, ремонт электрооборудования в аварийный ситуациях».
Дудинка – морской порт, к нему приписано несколько буксиров и ледокол «Авраамий Завенягин». На них есть свои капитаны, на суше имеются свои. Профессия старшего из братьев Царегородцевых – капитан рейда.
«Мы больше к берегу относимся, к диспетчерской службе, – рассказывает Алексей. – Непосредственная задача – контроль за судоходством в речке Дудинке. У нас есть причалы высокой воды, речные и морские. Мы с диспетчером порта непосредственно в паре работаем и определяем, куда ставить то или иное судно».
В один из июльских дней в расписании расстановки судов на дудинском причале значилось несколько буксиров, ледокол «Авраамий Завенягин», пассажирский теплоход «Хансута Яптунэ». В акватории находилось и судно «Сборщик-5».

Капитан рейда поясняет, что посреди лета делает в порту ледокол «Авраамий Завенягин»:
«Он в зимнее время обеспечивает постановку «моряков», которые приходят в Дудинку из Архангельска и Мурманска часто с промежутками в неделю. За это время лед замерзает, и «Авраамий Завенягин» взламывает его, чтобы как можно ближе морское судно встало к причалу. Это единственное наше судно, которое работает зимой, а летом мы ставим его на отстой, на нем находятся дежурные, производятся плановые ремонты и замена агрегатов, если требуется. Все остальные суда, которые трудятся в порту Дудинки, наоборот, уходят на отстой зимой».
«Хансута Яптунэ» вмещает примерно 30 человек и служит для перевозки людей по местным поселкам, рассказывает Алексей. К Дудинскому порту он не приписан, к «Норникелю» отношения не имеет, но очень востребованный. К причалу подходит и самоходный паром «СП-4», который перевозит технику и пассажиров.
«Сборщик-5», прибывший для очистки акватории, относится к Енисейскому речному пароходству. Он собирает отработанное масло, грязные воды, которые нельзя выливать в речку, увозит в Красноярск и сдает на переработку.
«Любой уважающий себя порт должен иметь такую технику, чтобы не губить природу,» – комментирует Алексей.
Каждое лето на причал прибывают баржи с песком для «Норникеля», который в больших объемах используется в металлургии. На одно и то же место встает плавмаг – плавучий магазин, прибывающий с юга Красноярского края. Здесь любой желающий может купить свежие продукты по лояльным ценам. Что касается буксировки, то она самая разнообразная, рассказывает капитан рейда:
«Можно осуществлять, например, буксировку плавкрана – он не самоходный. Мы определяем ему толкач или буксир и заводим его в речную заводь. В дальнейшем он работает с плотами, которые идут в Дудинский морской порт из Красноярска по воде. Плавкран выгружает бревна на берег, их высушивают, складывают штабелями. Много отгружается в Норильск, часть в Дудинку на распилку. Для перевозки подключаются специально оборудованные железнодорожные составы, техникой обеспечивает автобазовый комплекс: погрузчиками, КамАЗами, КрАЗами, автокранами».

Сейчас, в летнюю речную навигацию, у Алексея и его двух коллег-сменщиков – пик работы (впрочем, как у многих в Дудинском порту). Три капитана рейда на реке Дудинке трудятся очень интенсивно, несут круглосуточную вахту. Хорошенько отдохнуть получится зимой: к отпуску добавятся наработанные за лето законные отгулы.
«Когда все отгуляем, зимой по очереди выходим на работу, – поясняет Алексей. – Обеспечиваем безопасность судов в зимнем отстое, наблюдаем за ремонтами, отправляем и сопровождаем в Норильск технику, приборы на проверку».

Дудинский порт – это единый организм, и зачастую службы, в которых трудятся братья Царегородцевы, оказываются в одной связке. Алексей рассказывает, при каких обстоятельствах:
«За судами портового флота я и мои коллеги круглосуточно наблюдаем визуально. С рабочего места полностью проглядывается речка Дудинка. Но, случается, какие-то работы мы производим на морских причалах, вне зоны видимости. Когда отправляем туда для стоянки большие буксиры «Полярный», «Путорана», надо обеспечить им электропитание. Соответственно, согласовываем это с электриками другого района, где работает мой брат Александр, и они подключают мое судно к береговому питанию. С братом-крановщиком в порту мы не часто видимся лично, но в принципе работа состыковывается. Может быть, непосредственно не в его смену, а в целом, когда приходят баржи с песком, я ставлю их на причал высокой воды, где работает брат или другой крановщик. Они краном вычерпывают песок и грузят на специальные участки».
К автобазовому комплексу, точнее, автотранспортному предприятию, про который упомянул Алексей, имеют отношения женщины из династии Царегородцевых. Интересное совпадение: если всех мужчин этой семьи еще в школе прозвали Царями, то жена главы династии Владимира Леонидовича, Валентина, – из рода Рюриковичей. Ее отца звали так же, как родоначальника царской династии на Руси. На автобазе много лет отработала не только сама Валентина, но и ее мама Нина Александровна Надобных. Сейчас мама и дочь на заслуженном отдыхе.

Правда, Валентине слово «отдых» точно не подходит. Она окончила Академию долголетия и ведет активный светский образ жизни. Выучилась множеству прикладных практик: освоила вышивку бисером, знает, как сделать славянский оберег и шаманский бубен. В качестве волонтера дает уроки по изготовлению оберегов или брошей ребятишкам из детского дома «Ромашка» и бабушкам из центра реабилитации, а также в автотранспортном предприятии. Сейчас, во время пандемии, ее попросили перевести такие мастер-классы в видеоформат.

Бабушка вместе с внуками представляет династию Царегородцевых на конкурсах колясок, которые проводятся в Дудинке ежегодно и которые на время прервала опять же пандемия. Видеофайлы с выступлениями хранятся дома как семейная реликвия. Вот Валентина выходит на подиум с внуками Александрой и Ярославом в белых халатах в облике докторов (а с детской прогулочной коляской соединена такая, на которой врачи раскладывают свои инструменты). А вот внучка Арина в русском сарафане в сопровождении бабушки и мамы выплывает на суд жюри и публики в коляске, стилизованной под славянскую ладью.
Конечно же, бабушка успела сшить для Арины и национальную долганскую парку. Дудинка – не только порт пяти морей, но и город, в котором живут представители всех пяти коренных народов Таймыра. Когда они выходят на городские праздники в своих национальных костюмах, зрелище получается не менее выразительное, чем ряды портовых кранов и корабли на рейде.
