#НОРИЛЬСК. «Северный город» – «Островная» Норильская железная дорога, (сейчас Предприятие технологического железнодорожного транспорта «Норникеля») по праву считается одним из уникальных железнодорожных объектов мира.
Железная дорога в Норильске – одна из самых северных. По географическому положению в России у нее два конкурента. Первый – станция Печенга в Мурманской области. И Норильск, и Печенга расположены на 69-й параллели, но последняя все же на доли минут и секунд севернее. Однако Печенга относится к Октябрьской железной дороге, одному из филиалов РЖД, и связана сообщением с Санкт-Петербургом и Москвой, то есть со всей Европой. Второй конкурент – станция Карская на 70-й широте, открытая в 2011 году для обслуживания ямальских месторождений нефти и газа. Линия Обская – Бованенково – Карская входит в состав Северной железной дороги, также филиала РЖД, и тоже связана с Большой Землей.
Норильская железная дорога – «островная». Ее протяженность – 390 километров, главное назначение – обслуживание подразделений «Норникеля», расположенных за Полярным кругом. В XXI веке при строительстве железнодорожных путей на Ямале использовались новейшие технологии, позволяющие поддерживать стабильное состояние вечной мерзлоты. Таких технологий не было в 1950-е, и знаменитая сталинская стройка Чум – Салехард – Игарка стала провальной. Предполагалось, что Норильск будет крупным железнодорожным узлом на пути из европейской части страны в восточную, о чем сегодня напоминает построенное в 1953 году прекрасное здание вокзала на улице Вокзальной, 8. Здесь размещается управление Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ).
В этом же историческом здании расположился музей предприятия, побывав в котором, можно узнать о сложных этапах строительства железной дороги на Севере, борьбе со снежными заносами и мерзлотой. Рядом, под открытым небом, – экспозиция с историческим подвижным составом, а по дороге из аэропорта в город можно увидеть точно такой же паровозик, какой впервые пробежал по узкоколейке, устроенной на насыпи из снега и льда в 1937 году.
Первые годы строительства дороги были поистине героическими. За 85 лет предприятие прошло путь от применения на строительстве кайла и лопаты до высокотехнологичных машин, помогающих очистить пути от снежных заносов и подбить их после весенней просадки.
Парк техники ПТЖТ постоянно обновляется, обязательны ежегодные ремонты полотна в весенне-летний период. Предприятие стало одним из первых в стране, где началось внедрение микропроцессорной централизации.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.