#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Внутренний аэропорт Норильск является не просто аэродромом совместного базирования с государственной авиацией, как можно прочитать в официальных источниках. Воздушная гавань самого северного промышленного мегаполиса страны – это прежде всего связующее звено между севером Красноярского края и остальным миром. Причем этот объект по многим параметрам специалисты называют уникальным.
На смену «Надежде»

Официально история аэропорта Норильск, который до недавнего времени носил более привычное всем горожанам название Алыкель, ведет свой отсчет с 1964 года, когда здесь приземлился первый пассажирский самолет Ил-18. Однако развитие авиации в регионе началось намного раньше: в 1933 году в район Норильска для обслуживания изыскательских партий прилетели 12 гидросамолетов. Садились они еще даже не на Вальке, а на реке Рыбной, у Часовни. Пассажиров и грузы везли оттуда в Норильск по тундре на лошадях. В 1935 году впервые была открыта прямая авиалиния Дудинка – Норильск. Летчик Николаев первым совершил посадку на озере Долгом на самолете ШA-2. За этот полет начальник «Норильскстроя» Матвеев объявил ему благодарность и наградил именными часами. И только с 1940 года гидросамолеты начал принимать Валек.

После войны, в 1945 году, начальник комбината Панюков подписал приказ о строительстве взлетно-посадочной полосы внеочередной части сухопутного аэродрома на станции «Надежда». Объект одновременно принимал самолеты и продолжал строиться. На «Надежду» садились такие воздушные суда, как Ли-2, По-2, Ил-12, Ил-14. В 1965 году аэродром закрыли, а в 1970-х на месте бывшей взлетно-посадочной полосы построили металлургический завод, который и получил «в наследство» свое красивое имя. Как напоминание о закрытом аэропорте «Надежда» в 1982 году в качестве памятника был установлен самолет Ил-14. В 1992 году из-за крайней ветхости судно было демонтировано, двадцать лет постамент пустовал, но 11 июля 2012 года на том же месте установили Ан-26.

Между тем историки и краеведы рассказывают о том, что уже к концу 1950-х Норильску стало не хватать «Надежды» с «Вальком». Размеры наземного аэродрома не соответствовали потребностям растущего города, переставшего быть лагерем. Начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции «Алыкель», а также временного аэродрома на разъезде «Нежданный», работающего только зимой и предназначенного для приема больших турбовинтовых самолетов Ан-10, Ан-12, Ил-18. В народе его прозвали «Нежданка».

Аэропорт Алыкель строили, по легенде, специально к приезду Никиты Хрущева. И, несмотря на то что генсек в Норильске так и не побывал, взлетно-посадочную полосу положили в рекордные сроки – за полгода. Однако даже с учетом легенды выбор местоположения воздушной гавани только добавил авиаторам проблем – преобладающий в тех краях сильный боковой ветер из-за неудачного расположения взлетно-посадочной полосы по отношению к розе ветров, регулярные обледенения, снежные заносы, ограниченная видимость, туман.

Постоянная эксплуатация аэропорта началась через два года, в 1966 году, с введением в строй первого аэровокзала, – до этого временным аэровокзалом служили… два списанных вагона, установленные на одноименной железнодорожной станции.
Ноу-хау по-норильски

В отношении северной воздушной гавани вполне была бы уместна поговорка «Мал золотник, да дорог».
В 2008 году здесь был сдан в эксплуатацию новый пассажирский терминал с двумя телескопическими трапами. Пассажиры благодаря этому могли напрямую проследовать из салона самолета в теплое здание аэровокзала и обратно. В 2011 году, когда в России началась апробация новейшей системы безопасности на транспортных узлах, объектом выбрали именно Норильск. И тоже неслучайно.

«Добраться на север Красноярского края можно только по воздуху или по воде. Собственно, это и стало одной из причин, почему образцы уникального оборудования решили опробовать именно здесь», – рассказывали тогда Первый канал и другие федеральные СМИ.

С помощью биометрической системы в норильском аэропорту проверяют как прилетающих, так и улетающих пассажиров. Камеры установлены на входах и на выходах. По словам представителей транспортной полиции, «умная система» распознает даже замаскированных преступников. Потому что работает не с самим изображением, а с набором данных, полученных на основе анализа геометрии лица, и неважно, как давно была сделана фотография. Информация сверяется с той, что получена при обработке паспортной фотографии с помощью специальной программы. Одновременно запрос отправляется в базу данных МВД.

«Когда работали над этим вопросом, применили самую лучшую на данный момент из шести имеющихся биометрических моделей, которые используются в разных странах», – сообщал тогда начальник Центра информационных технологий и защиты информации УТ МВД России по СФО Дмитрий Суворов.
Через полгода подобное ноу-хау запустили в Новосибирске. А сегодня системами биометрической обработки данных оснащены уже многие российские аэропорты и вокзалы.
В России такие машины поискать!

Оборудование аэропортового комплекса пополняется и обновляется регулярно. Чего стоят, к примеру, пожарные автомобили большого класса, которые даже в крупных городах редко где встретишь: их стоимость настолько высока, что позволить себе замену парка машин в реальности мало кто может. Длина каждого «аэродромника» – двенадцать метров, вес – около сорока тонн. Техника эта предназначена для работы в условиях Крайнего Севера. По сути, уникальная разработка.
Благодаря тому что руководство компании «Норникель» ответственно относится к вопросу безопасности, парк машин обновляется регулярно. Когда на заводе «УралПОЖТЕХНИКА» разработали новую модель «аэродромника», сразу же было принято решение закупить ее для нашего аэропорта.
Обычному пассажиру увидеть это чудо отечественного автопрома практически невозможно. Для этого ему нужно было бы попасть на аварийно-спасательную станцию, где расположены два больших гаража. В то время как многие не то что об этой станции, находящейся в центре полосы (таковы требования безопасности), но даже и о существовании СПАСОП не догадываются. Не знают, что круглосуточно в аэропорту несут вахту четыре пожарно-спасательных расчета – в среднем это 16 человек. Что парк техники довольно внушительный.
Кроме «аэродромников» и КамАЗов тяжелого класса в парке службы есть и машины повышенной проходимости – на базе вездеходов ГАЗ-71 и ГАЗ-3409. На них в случае происшествия за пределами аэропорта выезжает наземная поисково-спасательная группа… Ни о чем таком рядовой норильский пассажир не знает.
А между тем стоящая на страже безопасности норильчан служба аварийно-спасательного поискового обеспечения полетов существует с января 2003 года. В штате СПАСОП числится ни много ни мало 76 человек. Все они в свое время прошли обучение в Москве, на базе одного из ведущих мировых авиационных научных центров – Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.
Полет в Норильск – прерогатива командира

Излишне говорить о том, что на Север летают только самые высококлассные специалисты – одни из лучших в стране. Такие особенности, как сильный боковой ветер из-за неудачного расположения по отношению к розе ветров, постоянное обширное обледенение взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек в зимний период и мощные циклоны, сводящие видимость практически к нулю, привели к тому, что аэропорту Норильск был присвоен самый высокий уровень сложности. До проведенной недавно реконструкции ко всему этому добавлялся знаменитый «горб» на старой полосе.

Согласно нормативным документам авиакомпании NordStar командир воздушного судна имеет право на самостоятельные полеты в Норильск, то есть без инструктора, только налетав определенное – и довольно большое! – количество часов. Летчики должны пройти специальную подготовку. Вторые пилоты в осенне-зимний период – то есть с сентября по май – не имеют права выполнять посадку в Норильске. Это прерогатива командира воздушного судна.

«Таких ограничений, насколько я слышал, нет больше ни в одной авиакомпании. Ни в одном аэропорту. В NordStar на сегодня самая серьезно подготовленная команда – летчики постоянно совершенствуют технику пилотирования, – рассказывал командир воздушного судна «Боинг-737» авиакомпании NordStar Андрей Окопный. – При неустойчивой погоде мы берем с собой на борт дополнительный запас топлива. Иногда приходится покружиться над Норильском… Если погодное «окно» есть – самолет садится. Если нет – уходим на запасной аэродром. У нас на сегодня три «островка», куда мы можем вернуться из этого бушующего «моря», – Красноярск, Нижневартовск и Новый Уренгой. Но это, конечно, крайний случай».
Успеть за 80 секунд

Увидеть специфику закрытого, по большому счету, объекта для большинства норильчан сегодня представляется возможным только благодаря фотографиям в интернете. В кадрах – старенький, списанный Ан-12, на котором проводит тренировки СПАСОП… некое подобие дискотечного шара, служащего отпугивателем птиц… кабельная эстакада, которую здесь не прокладывают под землей из-за вечной мерзлоты… и самое главное. То, ради чего аэропорт собрал множество настоящих любителей авиации с фотоаппаратами – элегантно парящие в небе и вальяжно проплывающие по перрону стальные птицы. Благодаря настойчивости нескольких местных споттеров руководство аэропорта удалось убедить в необходимости проведения фотосессии для любителей авиации.

Первый «Самый северный споттинг» состоялся в 2011 году, а уже в 2015 году споттинг стал массовым, объединившим не только истинных фанатов хобби, но и обычных людей, получающих удовольствие от приобщения к процессу наблюдения за грациозными стальными птицами. Мероприятие получило название «Успеть за 80 секунд» – и неслучайно: именно это время в среднем проходит с момента появления самолета в зоне прямой видимости до касания взлетно-посадочной полосы. То время, за которое участники споттинга имеют возможность запечатлеть приземление самолетов.

Почти все они потом отмечали в своих блогах, что вне официальных мероприятий ради подобных кадров надо идти по болоту час, чтобы добраться до более-менее приличной точки съемки, ведь взлетно-посадочная полоса расположена на скалистой возвышенности, а вокруг нее простирается тундра с очень сложным рельефом и геологией.
К слову, именно этим обстоятельством объяснялся тот факт, что построить новую взлетку в норильском аэропорту не представляется возможным. В 70-е и 80-е годы комплекс претерпел две реконструкции, в ходе которых заменяли искусственное бетонное покрытие и увеличивали длину ВПП. В 2005 году началась третья глобальная реконструкция аэропорта, в ходе которой стало понятно, что норильская взлетка в конце концов выработала свой ресурс. Единственное верное решение было – провести масштабную реконструкцию объекта со стопроцентной заменой искусственного бетонного покрытия. К работам приступили в 2016 году.

Финансирование проекта ремонта велось по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России». Объем инвестиций в реконструкцию северного транспортного узла составил более 12,5 миллиарда рублей. Из них более пяти миллиардов рублей – вложения «Норникеля», которому принадлежит комплекс зданий и сооружений аэропорта.
Готовы принимать новейшие самолеты

За время первого этапа реконструкции был отремонтирован участок в 720 метров. На следующий год, в 2017-м, работы проводились уже на середине летного поля, захватывая участок в 1020 метров, из-за чего аэропорт принимал только суда малой авиации. Пассажиропоток составлял 65 процентов. И, наконец, 2018 год стал пиковым по объему ремонтных работ, а также самым сложным с точки зрения выполнения полетов – аэропорт продолжил принимать среднемагистральные самолеты типа Boeing 737-800, несмотря на минимальный, доступный для взлетов и посадок отрезок полосы. В этот период было установлено новое светосигнальное, метеорологическое и радиотехническое оборудование, обеспечивающее полеты, и проведена замена покрытия перрона. И в том же году северная воздушная гавань получила имя Николая Урванцева – в честь знаменитого первопроходца таймырских месторождений, основателя Норильска, почетного гражданина города.

Специалисты назвали опыт реконструкции уникальным: ремонт взлетно-посадочной полосы был проведен в рекордные сроки – всего за три летних сезона в условиях действующего аэродрома, причем высочайшего качества. 21 сентября 2018 года Росавиация выдала аэропорту сертификат соответствия. Пассажиропоток на сегодня составляет порядка 500 тысяч человек в год, объем перевозки грузов и почты – около 18 тысяч тонн.
Количество выполняемых в Заполярье рейсов растет

Норильск принимает практически все типы воздушных судов в своем классе. В том числе современные лайнеры «Суперджет-100», спроектированные только с применением цифровых технологий. Первый такой самолет прилетел в наш город в начале мая. В северном аэропорту заблаговременно готовились к началу регулярных пассажирских перевозок на «Суперджет-100»: 27 сотрудников инженерно-авиационной службы аэропорта Норильск прошли необходимую, регламентированную государством подготовку.

«Мне, как и моим коллегам, импонирует, что это российский самолет, – говорит начальник инженерно-авиационной службы норильского аэропорта Игорь Марьевский. – В основном на линиях используют воздушные суда иностранного производства, и то, что в стране начинают все более интенсивно эксплуатировать российскую авиатехнику, очень важно для становления и отечественной авиации, ее северного «крыла», и для общества в целом».

Это важно еще и по другой причине. С учетом того, что аэропорт Норильск приравнен к условиям международного, так как находится на пересечении транссибирской и трансатлантической воздушных магистралей, в будущем он должен стать ключевым звеном проекта развития Арктической зоны России.
Ранее «Северный город» рассказывал о том, что северная воздушная гавань готова обслуживать «Суперджеты» любой модификации.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.