#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Норильская обогатительная фабрика для Ирины Овсянниковой стала первым и единственный местом работы в 1979 году. Во второй половине 1990-х на фабрику пришел ее сын Олег.
В 1979-м НОФ исполнился 31 год, а выпускнице школы №5 – только 17. На фабрику, шефствующую над школой, Ирину взяли сначала подсобной рабочей. Совершеннолетие девушка праздновала уже как работник основного технологического цеха обогатительной фабрики – измельчительно-флотационного.
1980-е для Норильского горно-металлургического комбината были временем пуска второй очереди «Надежды» и введением в строй Талнахской обогатительной фабрики. На НОФ ковали кадры для себя и «внучки», как, по словам Ирины Овсянниковой, обогатители называли ТОФ. Новоиспеченному флотатору очень повезло с наставницей Надеждой Юрченко, с которой она начинала трудиться еще на маленьких флотационных машинах и за 16 лет пережила не одно изменение технологической схемы и оборудования. Это всегда было трудно, но преодолеть сложности, считает Ирина, ей помогали старшие коллеги:
«В мое время флотаторы работали визуально. Мы по пене определяли качество концентрата и при необходимости меняли режим реагентов, уменьшали объемы, перекрывая машины. То, что сегодня называют культурой производства, на самом деле было трудной физической работой с кувалдой, шлангом, ломом. В смене со старшим флотатором мы по очереди вели процесс, убирали участок, мыли флотомашины».
На НОФ Ирина приобрела не только профессию, но и сменила девичью фамилию Турбинская на Овсянникову. Рождение сына не помешало ей заочно окончить Красноярский строительный техникум и получить диплом бухгалтера-экономиста. Сразу после школы девушка поступила в Ленинградский институт легкой промышленности, однако быть дипломированной ткачихой не захотела и вернулась домой. О своем поступке сегодняшний ведущий специалист планового отдела ООО «Медвежий ручей», куда теперь входит НОФ, не жалеет, хотя очень любит Петербург. Там остался учиться и жить ее брат-близнец, с которым они вместе уезжали в северную столицу. Туда Ирина Викторовна надеется перебраться, когда придет время.
Трудовой стаж Ирины Овсянниковой уже перевалил за 42 года. И все это время она трудится в одном и том же здании на Горной, 27. Только последнюю четверть века не в цехе, где получают никелевый и медный концентраты, а в управлении. Флотатора с дипломом легко взяли в плановый отдел, где начинающему специалисту снова очень повезло на учителей: «На фабрике с самого начала у меня были шикарные учителя», – отмечает Ирина Викторовна. Она тепло вспоминает бывшего руководителя НОФ Юрия Александровича Салайкина, который, будучи главным инженером, временно исполняя обязанности директора, переводил ее на новую работу. В середине 1990-х, когда закрыли прием на комбинат, Юрий Александрович помог устроиться на НОФ ее сыну.
В детстве Олег часто бывал у мамы на работе и не только знал фабрику, но и хорошо ориентировался в технологической цепочке обогащения. Поначалу продолжателя династии взяли на склад приемосдатчиком, но очень скоро перевели в дробильный цех слесарем-ремонтником. Здесь, как считает Олег Сергеевич, он приобрел профессию на всю жизнь:
«В бригаде по обслуживанию конвейеров я был самым молодым и неопытным, но быстро всему научился».
Слесарь-ремонтник Олег Овсянников одним из первых был переведен с НОФ в ООО «Норильскникельремонт». Он вспоминает, что поначалу работать стало удобнее: «Дислокация не поменялась, делали только плановые ремонты, поднялась заработная плата». После попытки найти место получше, а это была работа на подрядную организацию НОФ, продлившаяся всего два месяца, он снова вернулся на фабрику, но уже со сменой дислокации – в цех гидротехнических сооружений и гидротранспорта.
Цех моложе фабрики в два раза, расположен в районе Медного завода. В него входит хвостохранилища Лебяжье и №1. Оборотная вода подается на переделы НОФ при помощи насосной станции с хвостохранилища Лебяжье при помощи гидротранспорта. С новым для себя оборудованием уже опытный ремонтник разобрался быстро, также легко и быстро освоился и в новом коллективе. В технологии используются отечественные центробежные насосы ЦН-1000/180, оборудование международного концерна от компании Sulzer-2000/220 периодически нуждается в ремонте. Сегодня Олег Овсянников специализируется на «скорой помощи» насосам. Он давно работает дежурным слесарем, и ему нравится такой формат:
«Мы вступаем в процесс, когда ломается оборудование, и работа для нашей службы всегда находится».
В отличие от мужа машинист насосных установок ТОФ Вероника Неборачко качает не воду, а никелевый концентрат, конечный продукт обеих фабрик. По словам второй половины, Вероника любит свою нелегкую работу даже больше, чем он. Вообще НОФовская династия Овсянниковых – это не только мать и сын, но и отец Олега, тоже работавший на фабрике, а также две невестки Ирины Викторовны (первая жена Олега трудится в дробильном цехе). Отец Ирины, Виктор Турбинский, с середины 1950-х три десятилетия работал взрывником в карьере «Медвежий ручей», под именем которого уже в наше время объединили старейший карьер, его ровесника рудник «Заполярный» и НОФ.
Норильская биография Виктора Турбинского началась в 1952 году. Что побудило 17-летнего юношу приехать в лагерный поселок, дочь при жизни отца не спросила. Считает, что, возможно, сыграла свою роль романтика Севера, которой тогда бредила советская молодежь. По ее словам, отец возил последнего начальника Норильского комбината эпохи Норильлага Владимира Зверева. В 1954-м, перед отъездом в Москву, Зверев пригласил своего водителя уехать вместе с ним, но тот отказался и отправился на родину, в Белоруссию. Из поездки он вернулся с красавицей женой. В 1955-м в семье родилась старшая дочь, после института оставшаяся жить и работать в Красноярске. Через семь лет на свет появились близнецы. Мальчик после школы стал ленинградцем, а его сестра вернулась в родной город.
Ирина Турбинская-Овсянникова говорит, что любит Норильск, свою работу и рада, что жизнь ее семьи связана с легендарной фабрикой. Все свободное от работы время она посвящает троим внукам. Старшей внучке от первого брака единственного сына уже 17 лет. Девочка оканчивает 5-ю гимназию, в которой в свое время училась бабушка. Никите в этом году исполнится 12 лет, а Семену – шесть.
Возможно, в новом веке трудовую династию Овсянниковых продолжит династия спортивная. К этому есть все предпосылки. Отец мальчишек очень любит хоккей, но не играет, а только болеет. Свою любовь к этому виду спорта он передал сыновьям. Никита – капитан команды «Заполярник-2010», он знаком со всеми легендами хоккея, приезжающими в Норильск на благотворительные матчи. Капитан – непременный участник мастер-классов от именитых хоккеистов. Недавно встал на коньки и дошкольник Семен. Папа, мама, бабушка и мальчишки не пропускают ни одного матча сборной игроков Ночной хоккейной лиги и звезд мирового хоккея, в том числе и состоявшийся в «Арктике» 25 марта.