#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На Норильской обогатительной фабрике, входящей в состав общества «Медвежий ручей», работают супруги Силантьевы: Андрей и Лада – он электромонтер, она старший энергетик. Дети занимаются электроснабжением фабрики, их мамы, Вера Федоровна и Лидия Александровна, работали в измельчительно-флотационном цехе.
В Норильск мама Андрея, Вера Силантьева (тогда Симонова), приехала в 1947-м, и – да здравствует цифровая печать! – в интернете историю ее жизни можно обнаружить очень даже запросто. И в XXI веке журналисты не могли обойти вниманием знаменитого мастера-флотатора Норильской обогатительной фабрики, помнившей ее запуск 21 декабря 1948 года. Что говорить про XX век: про Веру Федоровну неоднократно писали советские издания – эти семейные реликвии хранятся в архиве Силантьевых в виде газетных вырезок.
Вера приехала в Норильск в 1947-м. В деревне под Красноярском остались воспитавшие девочку бабушка и дедушка, мамы, много лет просидевшей в лагере «за колоски», уже не было в живых. Собрав нехитрые пожитки, девушка уехала с обнищавшего после войны юга края на север, в Норильск. Как свидетельствует фотопортрет Веры Федоровны из семейного архива Силантьевых, перемещение на 69-ю параллель оказалось удачным. Со снимка смотрит уверенная в себе, красивая женщина с самыми почетными наградами советской эпохи на груди: орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалью «За трудовую доблесть».

Начинала Вера учеником токаря на механическом заводе, потом перешла на Большую обогатительную фабрику (сейчас это НОФ). Осваивала новую профессию и вместе с другими фабричными девчонками бегала купаться на озеро за деревянной фабрикой.

Когда заработала селективная секция, Вера перешла туда, окончила техникум и больше 40 лет разделяла медный и никелевый концентраты. Мастер измельчительно-флотационного цеха выпустила в жизнь множество учеников-флотаторов, представляла Норильск на самых важных советских форумах и съездах.
На снимках более позднего периода лицо Веры Федоровны грустнеет. Этому есть причина: пришлось пережить любимого мужа.

Познакомились Вера и Владимир, когда учились в техникуме. Владимир Сергеевич Силантьев работал сначала на Медвежке, потом перешел на рудник «Октябрьский». Там и погиб, в мирное время, в 44 года. Отцу Владимира, хирургу Сергею Ивановичу Силантьеву, повезло больше: прошел всю Великую Отечественную, участвовал в Японской кампании, вернулся невредимым.
Так получилось, что в одной смене с Верой Силантьевой, мамой Андрея, в течение 23 лет работала мама Лады, Лидия Александровна, ставшая по мужу Жибиновой.

Отец Лиды, Александр Евдокимович Родюшкин, трудился на руднике «Медвежий ручей». Мама, Татьяна Михайловна, была портнихой, шила платья городским модницам в ателье «Норильчанка».

Александр Евдокимович тоже был из числа фронтовиков. В архиве Силантьевых есть двойной портрет: солдат Александр Родюшкин с товарищем, во весь рост. Оба в выгоревших гимнастерках и пилотках, на обороте надпись: «На память брату Сене от брата Саши. Австрия. 1945 год».

Если мама Андрея сама приехала в Норильск, то маму Лады в десятилетнем возрасте привезли в Норильск родители. По настоянию врачей поменяли для дочери влажный хабаровский климат на сухой норильский. Девочка Лида выросла и пошла работать на НОФ. Там познакомилась с Верой Силантьевой. Одна – мастер-флотатор, вторая – оператор пульта управления измельчительно-флотационного цеха. Мужья у обеих тоже «комбинатовские»: у Веры Федоровны муж горняк, супруг Лидии Александровны, Юрий Ефимович Жибинов, работал на механическом заводе заместителем начальника снабжения.

У Веры родился сын Андрей, у Лиды – дочь Лада. Дети знали друг друга еще в детстве, а окончательно познакомились и поженились, когда Лада, студентка завода-втуза при Норильском индустриальном институте, попала на практику в бригаду, где Андрей работал электромонтером.
По системе завода-втуза в НИИ учились такие известные люди, как Александр Новак, Виктор Томенко, Алексей Текслер, первый из экономистов-производственников шагнул в министры, два других стали губернаторами. Система практической подготовки специалистов очень эффективная, подтверждает Лада Силантьева:
– Мы были первым экспериментальным выпуском завода-втуза. Они с нами учились. Томенко помладше был, он на экономический пошел, мы уже на третьем курсе были. Очень хорошая система обучения. Неделю учились, неделю работали. Из нашего выпуска все стали хорошими специалистами. Потому что, когда практика идет с теорией, это очень эффективно.
Андрей Силантьев поступил в институт, сказал: «Не хочу руководить» – и ушел в армию, в Военно-морской флот.

Матрос-пограничник Андрей Силантьев служил сначала на Черном море, потом на Дальнем Востоке на пограничном крейсере. Ходил из Владивостока в Африку, пересекал экватор, побывал в тихоокеанских штормах. Знает, как держать судно на волне. Такое морское образование приумножило те навыки, которые Андрей приобрел еще до армии. Когда-то вся семья Силантьевых во главе с капитаном Владимиром Сергеевичем, ходила на катере на красивейшие озера Норило-Пясинской системы.
Андрей и Лада с дочерью Настей продолжили тундровые традиции.

Захватив с собой палатку (любят менять места дислокации), летом в выходные семья отправляется на озеро Глубокое, одно из любимых мест – речка Гольчиха (Кылтэллар).
– Там энергией заряжаешься, – поясняет Лада. – И дочь у нас тундровичка еще похлеще, чем мы. Настя учится в шестом классе, из Норильска уезжать не хочет ни за что. И для нас с мужем это родной город, оба здесь родились. Где еще найдешь такую красоту, как у нас в тундре на озерах!

Впрочем, в санатории «Заполярье», как и все норильчане, Силантьевы тоже бывают. Вот как раз улетели в очередной отпуск. На материке нужно побывать, чтобы погреться перед суровой зимой. Но к концу лета они всегда обязательно возвращаются домой: ведь их ждут водопады Гольчихи.
Ранее мы писали о работающей на НОФ династии Овсянниковых, о проекте «Южный кластер», который реализует общество «Медвежий ручей».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.