#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Журналисты «Северного города» спустились в шахту и побывали в карьере рудника «Заполярный», чтобы провести полноценную рабочую смену с горнорабочими очистного забоя, машинистами ПДМ, дробильщиками и энергетиками.
Место действия: шахта и карьер рудника «Заполярный». Время пребывания – восемь часов. «Поле видимости»: доставочные и откаточные штреки, процесс выработки, пройденной по простиранию залежей, или, как их еще называют, рудного тела, дробление и откатка.
Мы выбираем своим фокусом не технику и технологии, а профессии людей, которых будем встречать по ходу продвижения. Горняцкие специальности очень разные по своей сути, однако люди, выбравшие их, объединены особым отношением к шахте. Так, через диалоги с профессионалами, работающими под землей и в карьере, состоялось знакомство с самым первым рудником Норильска, вошедшим в состав ООО «Медвежий ручей».
С чего начинается шахта
Экскурсия в шахту, на 9-БИС и в карьер идет по намеченному маршруту с сопровождающими Ириной Махониной и Иваном Лобановым. Позже к нам присоединяется заместитель директора по горным работам – главный инженер шахты Вячеслав Потников.
Утро. 7:40
Тур начинается после встречи в АБК «Заполярного», где работники проходят предсменный контроль (ЭСМО). В это время тут «аншлаг»: основная масса людей начинает рабочий день с 8:15.
«Все, кто связан с управлением подземной техникой, – говорит Иван Лобанов, начальник отдела планирования, организации и контроля выполнения горных работ, – машинисты электровозов, ПДМ/ПСМ, бурильщики шпуров, осмотр проходят обязательно. Правила ТБ – закон для всех».
Технологичные «умные машины» ЭСМО считывают давление, температуру, пульс, фиксируют другие показатели допуска сотрудника к рабочему месту. Проверка на наличие алкоголя здесь самая строгая, фактически двойная: данные из этого кабинета далее уходят на монитор к медикам, которые при необходимости индивидуально проверят сотрудников.
7:50
Нарядная ПУОР. Начальник участка выдает наряд горному мастеру, а тот, в свою очередь, доводит наряд до работников. Начальник участка Алексей Максимов дает необходимые ц/у своим подчиненным. Ежедневно он принимает отчет у предыдущей (в данном случае ночной. – Ред.) смены, анализирует ее итоги.
Записи – в журнал, путевки – в руки. Любые работы выполняются по наряду, допуск нужен и на любую машину, которую будут эксплуатировать, будь то ПДМ, бутобой, шахтный самосвал или вспомогательное самоходное оборудование.
«Ночная смена расписалась об отработке. Новая проходит ЭСМО, и с отметкой медика идут ко мне, – говорит Алексей Владимирович. – Для ГРОЗов (горнорабочих), которые самоходное оборудование не используют, немного другой формат допуска».
7:55
Ламповая. Через нее проходят все, кто спускается под землю. Рядом находится индикаторная. Бригадир Наталья Титанина сообщает, что в эту смену через ламповую прошло более 190 человек. Наталья уверена, что шахта начинается с ламповой: «Наша служба – это сердце рудника. Каждый горняк уносит с собой частичку света, частичку общего тепла».
Ламповщицы выдают каждому головной светильник (лампу-«шахтерку») и небольшой бочонок – самоспасатель. В случае непредвиденной ситуации он поможет продержаться под землей пять часов.
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (ПУВ) Елена Перебейнос:
«Зарегистрировался – и ты, можно сказать, в системе. Я выдаю приборы замера газа. В шахте прибор показывает уровень метана, окиси углерода и других газов».
От ламповой горняки идут на «пассажирский вокзал», в обиходе «пассажир». Вообще-то шахтеры спускаются на глубину в большой клети, похожей на открытый лифт. Сигнал спустить и поднять клеть подают стволовые. На «Заполярном» мы не сразу направляемся под землю, а вот на отметке +45 окажемся примерно через час.
9:00
Посадка в вахтовку. Она доставляет нас на отдаленные переделы предприятия. Далее знакомимся с машинистом ПДМ ПУОСО Виктором Владимиренко.
С техникой этот человек буквально на «ты». Его рабочий алгоритм таков: спускается в шахту, осматривает машину, на которой предстоит выезд, к нужному моменту подъезжает к порталам, встречает людей, с пассажирами следует по заданному маршруту.
«Я четыре года в профессии, до этого был водителем «НордТрансНорильска», попросился на работу на рудник, меня взяли. Шахта не давит. Первое время была непривычна темнота, но освещение есть, так что справляться несложно. Машины раньше были сосем другие, новые старым не чета. Сейчас парк оснащен современной самоходной техникой, ездить на такой в разы приятнее. Сложна профессия только для тех, кто с ней не знаком. А я этим живу, потому что – люблю! Обожаю железки, даже после работы с ними отдыхаю – в гараже: у меня два внедорожника и два мотоцикла».
9:30
Ирина Куликова, оператор заправочных станций (ПУОСО), заправляет нашего рабочего «коня» для дальнейшего пути. Она позитивный человек: довольна графиком, погодой, окружением и вообще тем, что оказалась на руднике.
«Наша задача – прием и учет ГСМ, работа мне нравится, – рассказывает Ирина. – У меня четыре сменщицы, трудимся слаженно, очень довольны, что попали сюда. Свою работу ценю – как же иначе!»
Подземка
В целом шахта напоминает огромную пещеру с полукруглыми сводами. К горным участкам по лабиринтам уклонов шахтеров доставляют машины. Прежде чем горняки начнут добывать руду, в шахте проходят специальные штреки с помощью буровых установок. По горным выработкам ездит техника, ходят люди, проводится вентиляция. Одна из самых важных операций – крепление, от этого зависит жизнь людей. Во время добычных работ состояние кровли контролирует каждый сотрудник, осматривая перед началом смены рабочее место на наличие заколов.
9:36
По дороге Вячеслав Потников показывает старые выработки, объясняет, чем они отличаются от новых, рассказывает о строительстве порталов АТУ «Северный», о планах «Заполярного» в составе «Медвежьего ручья». По его словам, участки рудника взаимосвязаны, как артерии, один без другого невозможен: на одном идет выемка руды (очистной участок), на другом – транспортировка и рудоспуск.
На авансцену выступает подземный участок внутришахтного транспорта (ПУВШТ) – тут грузят руду в вагонетки и далее везут на дробильный комплекс ствола 9-БИС. Руду передрабливают и поднимают стволом на горизонт +252 (приемные бункеры). Далее по 201-му метру ее грузят и вывозят по штольням на Норильскую обогатительную фабрику (НОФ).
«У нас есть подземные и открытые разработки, – говорит главный инженер шахты. – Сейчас добываем 1 миллион 200 тысяч тонн в год. В планах по окончании строительства – достигнуть показателя 4,5 миллиона тонн. Несколько лет назад вторую жизнь получил карьер, с развитием горных работ его производительность достигнет семи миллионов тонн. Шахта вскрыта вертикальными стволами 7-БИС и 9-БИС, есть также западная и восточная штольни и два уклона – автотранспортный и конвейерный. В перспективе эти уклоны на карьере будут «гаситься», через два года появятся два новых уклона».
В данный момент идет строительство для расширения рудника, наращиваются производственные мощности. Два новых уклона – один выше АБК и второй на горизонте +120 в карьере. Будет также и новый склад взрывчатых материалов (ВМ), и новая база для обслуживания машин.
10:24
Центральный воздухоподающий уклон (ЦВУ). Ремонт пускателя на участке ПМЭУ (подземный механо-энергетический). Здесь удается пообщаться с дежурным слесарем по обслуживанию и ремонту оборудования Николаем Давыдовым и электрослесарем по обслуживанию и ремонту оборудования Александром Урывским. Один работает с 2014-го, другой – с 2012 года.
«Наше дело – ревизия и ремонт, обслуживание оборудования в порядке текущей эксплуатации, – объясняют специалисты. – Подаем напряжение на вентиляторы, включаем освещение и так далее. Те, кто к электрооборудованию не имеет отношения, занимаются трубопроводом – от этого зависит поступление сжатого воздуха и воды».
Маршруты у слесаря бывают разные, передвигаться до подстанции или точки, где находится пусковая аппаратура, порой приходится на транспорте, так что овладеть можно еще и смежной специальностью, как это сделал Александр. Он потомственный горняк, его отец всю жизнь проработал в шахте, так что профессия с малых лет в крови.
Ребята уверены, что продвижение, карьерный рост, перспективы – все на «Заполярном» есть: «было бы желание».
10:31
Горнорабочий очистного забоя Роман Сахаров (ПУГПР) выполняет навеску вентиляционного рукава – для проветривания тупиковых горных выработок.
Настройка проветривания входит в функционал ГРОЗов – горнорабочих очистного забоя. На вопрос, в чем особенность профессии, Роман говорит, что ГРОЗы обеспечивают бесперебойную работу самоходного оборудования, буровых установок, готовят забой к взрывным работам:
«Пока в забое не будет воды и воздуха, сюда никто не заедет. Работаем обычно в паре. В данный момент со мной трудятся студенты-стажеры. Смена длится 6,5 часа, за это время надо много успеть».
10:52
Бурильщик шпуров Евгений Пахоменков (ПУГПР) пришел на рудник по программе «Норникеля» «Рабочая смена».
«Сначала был ГРОЗом, – рассказывает он о себе, – потом переобучился. Считаю, что горняк – это звучит гордо! Над головой у нас руда, забой идет по породе, ты по-особенному ощущаешь тут пульс и ценность жизни. Уверен, это вообще профессия сильных, выдержанных, проверенных людей. Слабаки тут не остаются. Шахта выковывает особую человеческую породу».
11:00
Замером газа в шахте занимается горный мастер участка вентиляции (ПУВ) Елена Максименко.
«Наша задача – следить за состоянием проветривания горных выработок, – рассказала Елена. – Делаем замеры метана – исключительно важно, чтобы концентрация ядовитых газов не превышала предельного уровня. Можно сказать, что наша служба – это легкие предприятия».
Елена на «Заполярном» с 2015 года, здесь встретила свою судьбу: муж ее тоже трудится на руднике – он машинист электровоза. Познакомились ребята под землей, сыграли свадьбу. Сейчас воспитывают двоих детей. Супруги видятся в пересменке, поэтому провести время вместе в выходные удается не всегда. В свободное время выбирают отдых на природе, ездят в тундру.
Мастер по вентиляции – настоящая модель. И при этом она занимается пауэрлифтингом. Недаром говорят, что самые красивые женщины работают именно на «Заполярном». В этом у нас будет возможность убедиться еще и на ПДТУ.
11:23
О погрузке горной массы в ШАС рассказывает машинист ПДМ ПУОР Нурбол Сагнаев. Он на шахте десять лет. Полон оптимизма, его не пугают трудности. Природная сила и чувство юмора помогают преодолевать сложности специальности. Менять работу Нурбол не намерен ни при каких обстоятельствах:
«Здесь работают настоящие мужчины, – говорит он. – И потом, если не мы, то кто?!»
На этом же участке трудится машинист ПДМ Анатолий Герчиу. Его супруга Олеся каждый день ездит на работу вместе с мужем, она комплектовщик изделий и инструмента ПУТК, работает на поверхности.
12:00
Возле рудоспуска о дроблении негабаритов говорим с машинистом ПДМ Сергеем Саяновым.
Сергей Николаевич трудится на бутобое, осуществляет дробление негабаритной руды. На руднике с 2008 года. Проработал шесть лет на конвейере, потом на пятом участке – машинистом буровой установки. Колоритная техника под названием «бутобой» – единственная на всем производстве. Трудно представить, что когда-то такие процессы совершались практически вручную.
«Наш рудник – самый лучший. Нет тут деления на главных и неглавных, все этапы взаимосвязаны, все работают в одной связке, – поделился Сергей. – Я прикипел к профессии. Наше руководство отлично ладит с рабочими: можно обратиться с любой просьбой, даже к директору подойти без записи – он всегда примет, выслушает, пойдет навстречу. Супруга моя работает в ламповой. Так что «Заполярный» – это еще и наш семейный рудник».
12:11
На рудоспуске 6/13, 6/14 смотрим, как горную массу отгружают в вагоны. Суть процесса помогает понять ГРОЗ Александр Галицков (ПУВШТ).
Транспортировкой горной массы занят машинист электровоза Виктор Максименко, муж той самой красавицы Елены.
«Свою деятельность на руднике начал в 2014-м, с первого добычного участка, – говорит Виктор. – После расформирования попал на участок внутришахтного транспорта. Сейчас осваиваю профессию машиниста электровоза. Буду работать с техникой на откаточных горизонтах: они достаточно безопасны, капитально укреплены, это дает уверенность. Я норильчанин в третьем поколении, здесь трудились дед и отец. Не сомневаюсь, что работа под землей – верно выбранный мной курс».
Второе рождение
Сегодня «Медвежий ручей» переживает второе рождение. Современная доразведка новых флангов показала, что неосвоенные залежи в юго-западной части борта карьера достигают 150 миллионов тонн руды, богатой металлами платиновой группы.
Третий год тут реализуют проект «Рудник «Заполярный». Комплексное освоение месторождения». Руду вывозят на 90-тонных БелАЗах. А ту, что добывают с новых флангов месторождения Норильск-1, доставляет самосвал «Воронцов». 130-тонный гигант работает на вскрышных породах, отстроена инфраструктура для их техобслуживания – как планового, так и срочного ремонта.
12:40
Перемещаемся в КОСО – камеру отстоя самоходного оборудования.
Механик подземного участка (ПУОСО) Александр Лисенков рассказывает, что работает на руднике почти десять лет, в профессию пришел обычным слесарем, получил образование в Норильском индустриальном институте (сейчас это Заполярный госуниверситет. – Ред.), приобрел новую специальность. В ведении участка, где он трудится, – две ремонтные базы и требующая починки техника, в том числе дизельная и аккумуляторная:
«В рембазах ремонты производят подрядные организации, мы определяем неисправности и контролируем процесс. В нашем подземном парке есть исключительные экологичные машины – техника Normet: ни газов, ни шума при движении. В России таких всего две, и обе у нас на руднике. Это аналог дизельной, но привод тут другой. Получали машину для перевозки людей и подземный миксер. Недавно «Норметы» прошли опытно-промышленные испытания, теперь мы готовим их к эксплуатации».
13:00
Сначала руду дробят, потом поднимают, далее ее загружают в скипы. На очереди – дробильный комплекс, и он живет отдельной жизнью. На участке размола с шумной и пыльной установкой справляется дробильщик ПТДУ Сергей Архипов. Он опытный работник, в профессии почти 15 лет. Признается, что горняцкое дело – его призвание.
После разгрузки в круговом опрокиде руда попадает на сортировочные решетки, там мелочь просыпается, а крупная попадает в дробилку и дробится до нужных размеров.
«После этого руда идет на погрузку в скип и из приемных бункеров грузится в вагонетки. Уже потом руда окончательно прощается с шахтой и отправляется на обогатительную фабрику», – комментирует Сергей Архипов.
13:18
Подъемом горной массы с пульта управления заведует машинист подъемной машины (ПТДУ) Олеся Рождественская.
Олеся – коренная норильчанка, все ее родные работали на рудниках, вот и она освоила горняцкую профессию, только исключительно женскую. Говорит, хотела именно сюда, на подъем: «На пятом метре есть конвейер – там загружают руду, на 252-й отметке ее выгружают в приемный бункер, по камерам следим за процессом, – объясняет Олеся суть своей работы. – Далее горная масса идет на НОФ. Если вижу какие-то неполадки из-за крупной руды, например забутовку скипа или иные нюансы, сигнализирующие о невозможности разгрузиться, я останавливаю подъем, вызываю мастера, старшего по смене».
«Марсианские хроники»
Карьер рудника становится последним этапом путешествия по «Заполярному». Здесь знакомимся с водоотливом и теми, кто обслуживает участок.
13:40
Горно-взрывной участок. Вид отсюда – закачаешься. Машинист насосных установок Николай Сидоров – опытный профессионал и к тому же книжный человек – обожает фантастику. Ранее был помощником машиниста экскаватора, теперь контролирует параметры работы насосных установок, уровень воды и давление в водоводе, следит за насосами – основными и погружными.
Откачка воды происходит в две стадии. Первая стадия – погружные насосы, вторая стадия – основные. Трансформаторная подстанция питает насосы, выдающие воду за пределы карьера.
«Со своего рабочего места я вижу силу тока, регулирую задвижками, понижаю нагрузку, если надо. По весне во время паводка набирается приличное количество воды, всеми силами избавляемся от затоплений», – Николай показывает уровень воды, который чрезвычайно опасен, и сравнивает его с нынешним, некритичным: получается, что это засушливое лето («шикарное – три месяца жары») – на руку карьеру.
13:57
Начальник участка электроснабжения (УЭС) Марат Салахов говорит, что задача его участка – бесперебойное снабжение карьера энергией: «Все опоры по шесть киловольт, которые вы видите, – это зона нашей ответственности. В случае чего обеспечиваем аварийное переключение».
Марат Зайтунович – представитель рабочей династии, работу свою знает как «Отче наш», доступно объясняет специфику участка, даже такие сложности, как «регулировка привода шинного разъединителя», «включение заземляющих ножей КРУН-6» и другие нюансы. Его не удивишь вопросами об истории, предназначении рудника.
«Оборудование сегодня изменилось, стало современным, более технологичным и удобным в обслуживании, – рассказывает он. – По сути, то, что понтоны погрузили в озеро, – это ноу-хау «Заполярного».
Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи, оперативный дежурный Вадим Галишанов приехал в Норильск из Татарстана и сразу устроился на рудник: «Поступил на службу монтером по ремонту электрооборудования, здесь меня переучили на электромонтера по ремонту воздушных линий. Участок нравится, коллектив отменный. С выбором профессии не ошибся. Работаю десять лет. Доволен и ни о чем не жалею».
Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи Михаил Игнат с детства видел карьер – здесь много лет работает его отец, Виталий Игнат. Говорит, что место всегда его завораживало: «И зимой и летом тут ветрено, но очень красиво: над карьером льется необычный свет, на стенках «кратера вулкана» видны водопады, внизу – озеро».
«Работаю чуть более двух лет, – говорит он. – В коллективе я самый младший: учат, подсказывают. На месте освоил массу навыков, которые необходимы ежедневно и, более того, пригодятся мне в будущем. В данное время готовлюсь выполнять обязанности энергетика участка. В целом хотелось бы не стоять на месте – идти вперед».
Каждый год к профессиональному празднику лучшие из лучших горняков получают награды различных уровней. 28 августа на старейшем руднике НПР вновь появятся их обладатели.
Ранее мы рассказали, почему супруги Ческидовы с рудника «Заполярный» выбрали профессии по первому списку и что мастер подземного участка буровзрывных работ Василий Назаров думает о перспективах своего предприятия – молодой специалист рудника «Заполярный» рассказал, чем привлекательна для него работа в компании.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.