#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Сегодня Владимир Ли, внучатый племянник и полный тезка одного из начальников порта, работает старшим мотористом-матросом плавучего крана «Севастополец-5». Его мама Валентина Георгиевна – главный специалист отдела финансово-экономической и налоговой экспертизы, сестра Нина – главный специалист планово-экономического отдела. Она, кстати, стала самой первой мисс Таймыра.
В России много корейцев – выходцев с Дальнего Востока. Переезжать туда из родной страны они начали еще в XIX веке, спасаясь от малоземелья, голода и стихийных бедствий. Иммигранты принимали российское гражданство и активно занимались ловлей рыбы.
В 1937 году постановлением Совнаркома корейцев депортировали из пограничных районов Дальневосточного края в Среднюю Азию «в целях пресечения проникновения японского шпионажа». Летом 1937-го японцы начали вторжение в Китай, а Корея была частью Японской империи, отличить же корейца от японского шпиона, по мнению Сталина, было затруднительно. Это была первая депортация по национальному признаку в советской истории. (фото: Разворот книги «В историю порта вписан навечно»)
Затем корейцы попали в волну еще более серьезных репрессий, многие из них отбывали сроки в Норильском и Дудинском лагерях, а потом надолго осели в этих местах. Самые известные на Таймыре корейцы – два начальника Дудинского морского порта: Владимир Ли и Лонгин Хан.
Владимир Николаевич Ли, отличник речного флота, 12 лет руководил Дудинским портом. О нем рассказывает книга историка Павла Соловьева «В историю порта вписан навечно», в которой собраны воспоминания друзей и товарищей по работе.
Лонгин Хан, в частности, вспоминает, как в Дудинку, где было много корейцев, прибыла семья Ли: все отзывчивые, добропорядочные и образованные люди (большинство их соотечественников были неграмотными). Отец Лонгина даже мечтал, чтобы один из его сыновей стал похож на Владимира Николаевича, и Лонгин таки тоже стал начальником порта.
Что касается самого Владимира Ли, то сборник воспоминаний содержит много лестных отзывов о нем: менеджер высокого класса, человек, который стоит за рабочего, аналитик, книголюб, въедливый, трудолюбивый…
Он вступил в должность диспетчера, а затем начальника пристани в те времена, когда не было планов-графиков прибытия и отправки судов. Грузы из Красноярска приходили по Енисею неритмично, на дудинских причалах в последние дни навигации царил аврал, случалось, из-за поздней отправки грузов суда не успевали дойти до северного порта и вставали посреди пути на вынужденную зимовку.
В 1950-е годы Владимир Ли отладил четкую работу порта и был назначен его начальником. На его счету и «талнахская эпопея», когда грузооборот Дудинского порта вырос вдвое. Начальник уже в шесть утра был на посту и обходил все причалы, проверяя готовность людей к работе. Затем, в 1970-е годы, он работал начальником уже Красноярского морского порта.
В Дудинском порту инженером по подготовке кадров работала жена Владимира Ли Раиса Романовна. Судьба и трудовая биография сыновей Владимира и Раисы – Александра, Григория и Михаила – связана уже с Красноярском. В Дудинке осталась другая ветка рода – потомки Феликса, брата начальника порта.
Феликс работал сначала учителем, потом директором школы. У Феликса Николаевича родилось трое детей, из них в Дудинке остался только Николай. К сожалению, он прожил недолго, здоровье было некрепкое, а жена Николая Валентина до сих пор трудится в Дудинском порту – Заполярном транспортном филиале.
«Они родом из Северной Кореи, – рассказывает Валентина Георгиевна про родных по линии мужа. – Их прадед приезжал на Дальний Восток, рыбачил, на зиму уезжал домой, а в 1922 году он с женой, мамой и двумя дочками переехал в Россию. У Владимира и Феликса были другие братья и сестры: Валера, Маша, Надя и Юля… всего было восемь детей, я знаю шестерых. В порту работал только Владимир. Мне часто говорили: «Мы знали вашего Владимира Николаевича как отзывчивого, грамотного, душевного человека».
Портовую династию Ли продолжил сын Феликса Николай, муж Валентины. Трудился здесь докером-механизатором с 1978-го по 1993 год. Сейчас производственную линию представляет его сын Владимир – полный тезка начальника порта: и имя, и отчество, и фамилия – все сходится. Владимир, моторист-матрос плавучего крана «Севастополец-5», пришел в портовый флот после окончания морского лицея (был когда-то в Дудинке такой).
Сама Валентина Георгиевна родом из Калининской (Тверской) области. Родилась в Вышнем Волочке, после окончания Торжокского политехнического техникума в 1979 году по распределению попала в Дудинку. Выйдя замуж за Николая, поменяла фамилию Архангельская на Ли. На службе доросла до заместителя главного бухгалтера, после перевода бухгалтерии в Саратов оказалась в отделе финансово-экономической и налоговой экспертизы.
«Мы связующее звено между бухгалтерией в Саратове и нашими производственниками, – коротко поясняет Валентина Ли. – Работаем в программе SAP, адаптированной для Заполярного транспортного филиала».
Дочь Николая и Валентины Нина сейчас работает в планово-экономическом отделе порта. В придачу к экономическим талантам она красивая. В 1999 году стала первой мисс Таймыра. Впрочем, не придает этому факту никакого значения. Нина окончила школу с золотой медалью, затем Ленинградский государственный университет с красным дипломом, в порту прошла путь от приемосдатчика до главного специалиста планово-экономического отдела. Принимала активное участие в общественной жизни ЗТФ, была членом команды КВН, ведущей на корпоративных и городских мероприятиях.
Тезке начальника порта, его внучатому племяннику Владимиру Ли, 32 года. Плавучий судоходный кран «Севастополец-5», на котором он работает, – уникальный объект. На белом свете таких всего пять, и один из них – в составе портового флота ЗТФ.
Длина крана – 46,8 метра, ширина – 21,4, грузоподъемность – 140 тонн. Кран позволяет начать прием и отправку грузов уже тогда, когда единственный в мире затапливаемый Дудинский морской порт только начинает восстанавливать свои причалы после паводка. Владимир отвечает за обслуживание механизмов в машинном отделении.
«По весне мы уходим в затон, чтобы льдом не раздавило, не унесло, и отстаиваемся там. Лед проходит, мы выходим и работаем по высокой воде: грузим контейнеры, файнштейн, пока причалы морские затоплены», – поясняет тезка начальника порта.
Плавучие краны, работающие в Дудинке, но приписанные к другим портам, мало того что скромной грузоподъемности (5, 16, 25 тонн), но еще и сами не ходят, их только буксируют, погружает в специфику своего дела Владимир. «Севастополец-5» берет все грузы свыше 100 тонн, у него не винты, а крыльчатые движители, то есть кран может легко развернуться на месте, очень маневренный. Может взять на палубу и 300 тонн и перевезти куда нужно.
«Например, так было с трансформаторами для Норильска весом по 100–120 тонн. Мы их разгружали на первом районе, на морских причалах, брали на себя и уходили на высокую воду и там грузили уже на вагонную платформу. Откуда они уже уходили в Норильск», – рассказывает Владимир.
Зимой «Севастополец-5» отправляется на зимний отстой, все члены экипажа, добавившие к отпуску за усиленную работу в навигацию много отгулов, тоже отдыхают. Владимир, например, навещает своих родных из рода Ли, рассеянных по разным городам. Да и летом держит с ними связь, переписывается, в частности, с потомками начальника порта, его внуками, живущими в Красноярске. Сам стать начальником он не планирует, любит свою работу.
Ранее мы писали о появившемся в ЗТФ тренажере для обучения машинистов портальных кранов, об историке Павле Соловьеве, о портовой династии Шестериковых, о юбилее предприятия.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram .