#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Глава семейства Николай Николаевич проработал в Дудинском морском порту 45 лет. Он почетный гражданин Дудинки и почетный донор СССР и России – рекордсмен полуострова по объемам сданной крови, ветеран труда Дудинского морского порта и компании «Норильский никель», заслуженный работник Заполярного транспортного филиала. Сегодня династию Костецких в ЗТФ продолжают представители следующих поколений.
Глава династии еще и краевед, автор многочисленных рассказов и статей по истории Дудинки, книги «По волнам моей памяти», жизнелюб и оптимист, которому при рождении судьба вручила такое количество энергии, какого хватило бы на десятерых. Много лет Николай Николаевич был внештатным автором не только родной газеты «Таймыр», но и «Заполярного вестника», преемником которого стал сайт sgnorilsk. И сейчас, заглянув в интернет, можно с удовольствием перечитать его материалы.

Вот он пишет про спортивные победы портовиков, и сам в 62 года участвует в очередной спартакиаде и делится секретами своей прекрасной физической формы. Вот провожает из порта первый дизель-электроход усиленного ледового класса, отправляющийся в Китай с продукцией «Норникеля». В другой истории можно прочитать про вес якорных устройств «Дельта-флиппер» (18 тонн!), которыми оборудованы такие суда, а также узнать, где в Дудинке стоят якоря, превратившиеся в памятники.

Николай Николаевич не оставил без внимания историю любви заключенного Норильлага и вольнонаемной женщины. Проведя тщательное расследование, установил точную дату дня рождения Дудинского морского порта. Оказавшись во время отпуска на египетской свадьбе, сделал соучастниками этого события читателей газеты. Оптимист он и есть оптимист, и даже нелетная погода с ее задержками рейсов и часами ожиданий в аэропорту, по мнению Костецкого, может превратиться в лучший день вашей жизни.

Николай Николаевич начинал трудовую биографию грузчиком, потом пошло: бригадир, звеньевой, замначальника производственного отдела, начальник самого большого района Дудинского порта. Завершив работу в должности начальника административно-хозяйственного участка ЗТФ, он уехал в Тамань, затеял там большую стройку и продолжает писать. В 2019 году получил специальную премию конкурса имени Любови Ненянг за серию новых рассказов о Севере. В еще не изданной книге, которую автор прислал в «Северный город» по просьбе редакции, собрано все, что Николай Костецкий создал за свою жизнь: и уже увидевшее свет и еще не опубликованное. Один из бывших руководителей ЗТФ обещал помочь с изданием, да уволился, не успел.
Костецкий-старший – фанат Севера, Дудинки и Дудинского порта, путешественник-экстремал. Просматривая файлы присланной книги, вы отправляетесь вместе с автором вниз по Енисею в носковскую тундру. Оказавшись на борту дизель-электрохода «Норильский никель», попадаете в крепкие объятия Карского моря. Шагаете по дороге в никуда – по шпалам стройки №503, которая должна была войти в состав Трансполярной железнодорожной магистрали… Не просто так у Костецкого-путешественника появился членский билет Русского географического общества.

Вместе с автором книги можно понаблюдать, как лед идет в атаку на ледозащитную дамбу Кизима. Узнать подробности разгрузки-погрузки судов на причалах Дудинского порта. А чего здесь только не грузят: уголь для таймырских поселков, горы песка, вагоны, мощное оборудование для Заполярного филиала, продукцию металлургических заводов на суда ледового класса…
Отдельно впечатляет описанная автором выгрузка взрывчатых веществ, когда высшим шиком в работе грузчика считался бросок ящика с тротилом в проем крытого вагона на верхние ярусы без правки (их укладывали в восемь ярусов, приличная высота). Если ящик с ВВ весом 55 килограммов точно в заданное место не попадал, нужно было его поправлять, для чего приходилось развивать прыгучесть. Для восстановления водного баланса во время обеда мокрые от пота грузчики выпивали по шесть стаканов компота. Конечно, эта история еще из тех давних времен, когда тэбэшники не были столь строги, как сейчас, вследствие отсутствия нужных средств механизации.

Кстати, рассказ о походе по шпалам заброшенной стройки №503, которую когда-то строили заключенные, Николай Костецкий посвятил своей маме, также оказавшейся в одном из лагерей ГУЛАГа по статье, именуемой в народе «3 колоска». По словам Никола Николаевича, сам он рос настоящим сорвиголовой, стоял на учете в детской комнате милиции, из-за чего попал в школу-интернат. Вспоминает своих учителей с благодарностью:
«И с этого момента у меня началась совсем другая жизнь… Как исправил меня интернат, самому не верится… У общества создалось такое впечатление, что там кромешный ад. А у меня самые теплые воспоминания. Интернат – это школа на всю жизнь: коллективизм, уметь постоять за себя, принимать самостоятельные решения, способность жить в обществе, в некоторой степени развитие чувства аскетизма… Там я получил не только правильное воспитание, но и фундаментальные знания. Контроль круглосуточный, занятия в школе и самоподготовка – все под контролем».
Становление личности завершила армия (там Николай успел поучаствовать в военном параде на Красной площади) и суровая служба на причалах Дудинского порта.
Сегодня династию Костецких в Заполярном транспортном филиале продолжили представители следующих поколений. Сын Николая Николаевича Богдан Костецкий работает старшим диспетчером производственно-диспетчерского отдела ЗТФ. Он трудится в порту с 2005 года. Начинал с района, грузчиком.

«Основная работа диспетчера порта – это оперативная работа по обеспечению взаимодействия между подразделениями порта, комбината и города, он является связующим звеном, – рассказывает по телефону из далекой Тамани Николай Николаевич. – Диспетчер производственно-диспетчерского отдела каргопланы (планы размещения грузов на судне, «карго» – это груз) не составляет, это задача диспетчеров, работающих по подразделениям».
Таким образом, перед глазами Богдана лежит готовый каргоплан, и он (или коллеги-сменщики) его координирует.
«Если у комбината есть какие-то срочные грузы, он обеспечивает их исполнение, знает, где они расположены, связывается с подразделением, отправляет туда технику. Если случилась аварийная ситуация или что-то в городе или районе, выходят на него. Он сообщает кому положено. Это его основная, очень ответственная работа – непрерывная связь между подразделениями», – поясняет глава династии как бывший замначальника производственного отдела отлично владеющий темой.
Жена Богдана Кристина работает в управлении грузовой и коммерческой работы ЗТФ оператором по обработке перевозочных документов, занимается выдачей пропусков машинам. Получается, тоже имеет отношение к порядку на причалах. Сыновья у Богдана и Кристины еще маленькие: один школьник, второй ходит в детский сад.

Другой сын Николая Николаевича Юрий несколько лет проработал в Дудинском порту – оператором товарным по приему и отгрузке топлива. Когда активы стали делить на профильные и непрофильные, Юрий оказался в Таймырской топливной компании. Сейчас он мастер производственного участка, сам руководит операторами. Функции у сотрудников те же, что и были, только название организации поменялось.
Жена Юрия Татьяна – начальник отдела документационного обеспечения ЗТФ, включающего в себя канцелярию, секретариат и архивную группу. Уже по числу деловых бумаг, проходящих через руки сотрудниц отдела, видно, в каком ритме живет Дудинский порт.

«На сегодняшний день, за 11 месяцев текущего года, канцелярия зарегистрировала более 5250 входящих документов, а исходящих почти 3950, – называет цифры Татьяна Костецкая. – Они касаются заключения различных видов договоров, оказания и оплаты услуг, предоставления какой-либо информации, ответов на различные запросы – из Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Межрайонной налоговой инспекции, Отдела МВД, Таймырского ЛО МВД, транспортной прокуратуры и других организаций. Работа осуществляется в специальной программе – «Корпоративная автоматизированная система управления документами» – сокращенно КАСУД».
Прежде чем стать начальником, Татьяна успела поработать в портовом флоте секретарем, оператором ЭВМ и специалистом в канцелярии. Как и муж, она родилась на Севере, только не в Дудинке, а в поселке Мунгуй, рядом с Караулом. Там в это время оказались родители, по долгу службы обколесившие весь Север.
Династию Костецких в ЗТФ продолжила и представительница самого молодого поколения семьи – дочь Татьяны и Юрия Анастасия.

Анастасия замужем за портовиком – докером-механизатором погрузочно-перегрузочного комплекса №1 Максимом Козенцом. Его родители до выхода на пенсию тоже трудились в порту: мама – старшим приемосдатчиком на высокой воде, отец – докером-механизатором в районе.

Мама Юры и Богдана Наталья Ивановна, поработав какое-то время в порту, оформила статус ИП и оказывала услуги ЗТФ по уборке служебных и производственных помещений.
Живущего в Тамани родоначальника династии очень расстроило закрытие музея Дудинского морского порта («Сердце кровью обливается, моей работы там немерено»), экспонаты и документы которого переданы в Таймырский краеведческий музей. Конечно, именно там им обеспечат лучшую сохранность, но выставляться на всеобщее обозрение будет не все и не всегда.
Николай Николаевич уверяет, что одинаково хорошо переносит и минус 40, и плюс 40 градусов, но у себя в Тамани скучает сейчас по «особым людям Севера», которым посвящен отдельный рассказ.

Особые люди швартуют в жуткие морозы суда у причалов Дудинского порта. Греют руки в лунке при температуре воды плюс 1–2 градуса – таков нелегкий труд рыбака при проверке сетей в трескучие морозы. Знают, что по зимникам нужно передвигаться колоннами или иметь в наличии не менее двух транспортных средств.
Особые люди не гонятся за длинным северным рублем (которого сейчас и нет), зато помогут застрявшему посреди тундры или дадут в долг незнакомцу-земляку, оказавшемуся в аэропорту без денег. Они везут детей в сад в любую погоду на утепленных санках. У тех и других «незабываемый северный макияж – это когда заходишь в теплое помещение и несколько минут не можешь разлепить ресницы, слипшиеся на морозе от паров своего же дыхания…»
Зачем жителям Дудинки весь этот экстрим?
«Мы просто любим этот город, – отвечает на свой же вопрос автор рассказа. – В непроглядной тьме полярной ночи более 20 тысяч людей носят внутри себя теплый огонек любви и надежды, превращая этот унылый край в пристанище самой северной жизни на земле… Я здесь прожил около 50 лет. Здесь живут мои дети и мои внуки. Осознанно…»
Глава династии уверяет, что все его родственники – замечательные. Видимо, особые люди Севера другими и не бывают.
Ранее мы писали о династии ЗТФ, родоначальником которой стал начальник Дудинского порта, о 85-летии историка порта Павла Соловьева, о династии Шестериковых.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.