#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Сергей Викторович Вороненко 39 лет проработал на причалах Дудинского морского порта докером-механизатором, последние 15 лет – звеньевым. Более 20 лет здесь трудилась его жена Татьяна. Сегодня в Заполярном транспортном филиале работают дочь Марина, ее муж Сергей и внучка Татьяна.

В историю семьи вплелась эпоха репрессий. В 1936 году именно она забросила на Таймыр из Красноярска 59-летнего рабочего сапожной мастерской Николая Вороненко. Его обвинили по странной «моде» тех лет в террористической деятельности, и он получил десять лет ИТЛ. Имя Николая Лазаревича можно найти в интернете в Единой базе жертв репрессий СССР.
Николай Вороненко попал в Норильлаг и был реабилитирован в 1959-м. Его сын Александр остался в истории Дудинки как участник Великой Отечественной войны. Имя Александра Николаевича высечено на плите у городского памятника погибшим на полях сражений. Он участвовал в прорыве блокады и сложил свою голову, защищая Ленинград. Подробности отправки норильско-дудинского батальона на фронт можно прочитать в газете «Советский Таймыр» за 1943 год. Номер за 26 октября выложен в интернет.

Медаль «За оборону Ленинграда» вручили жене Александра на заседании исполкома Дудинского райсовета. «Получая награду мужа, тов. Вороненко дала обещание отдать все силы труду и воспитать детей достойными их отца-героя», – сообщает издание. Дети Александра Николаевича, Виктор и Лида, большую часть своей взрослой жизни проработали сварщиками в «Портстрое». Их бабушка по материнской линии Клавдия Фоминична, кстати, тоже отличилась в годы войны. Имела статус труженика тыла.
К Заполярному транспортному филиалу имеет отношение сын Виктора Вороненко – Сергей, 39 лет отработавший в ЗТФ докером-механизатором производственно-перегрузочного комплекса №1 (ППК-1). Последние 15 лет перед выходом на заслуженный отдых в 2019 году он трудился звеньевым.

«Те, кто его знает, вспоминают сейчас, что многие мечтали оказаться в звене Вороненко, потому что умели они работать, старались делать все очень быстро, не лентяйничали. Я сама там работала, – рассказывает дочь Сергея Викторовича Марина Вороненко, специалист по охране труда и промышленной безопасности ППК-1 Заполярного транспортного филиала».
Незадолго до отъезда на материк ко Дню работников речного и морского флота Сергей Викторович получил награду – звание заслуженного работника «Норникеля». Через два года его дочери, оператору по обработке перевозочных документов Единого складского комплекса ЗТФ вручили благодарственное письмо главы города Дудинки «за качественное выполнение должностных обязанностей, личный вклад в достижение высоких показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия». Стажа в ЗТФ у Марины набирается почти 24 года.

Марина Вороненко устроилась в Дудинский морской порт в 1998-м, чуть-чуть поработала уборщиком производственных помещений, затем тальманом (приемосдатчиком), старшим тальманом, оформляла документы на фактуровке. Потом ее перевели в операторы по обработке перевозочных документов: вела учет, занималась марочными и контейнерными грузами. С марта 2021-го она специалист по охране труда и промышленной безопасности производственно-перегрузочного комплекса №1. Знание всех технологических цепочек ЗТФ очень помогает на новой должности при динамической оценке рисков. А их на причалах немало.

«В зимний период, а мы живем в районе Крайнего Севера, наступает полярная ночь, темное время суток практически постоянно, днем светает буквально на два часа, идет нагрузка на работника, на причалах скользко, очень много движущихся механизмов плюс сильный мороз. Вот сегодня у нас минус 38 и 5 ветра, актировка для школьников по седьмой класс, а люди работают. Конечно, по графику с усиленным обогревом: примерно час работы – десять минут отдыха в обогревочных балках. У нас в зоне работы кранов, судов стало очень много, не надо бежать до главного балка, где люди переодеваются», – рассказывает Марина Вороненко.
К ППК-1 имеют отношение не только отец и дочь, но и муж Марины Сергей Викторович Изилянов (у отца и мужа одинаковые имена-отчества). По-морскому должность мужа – стивидор, по-граждански – мастер. Он из тех людей, которые отвечают за четкую и безопасную организацию разгрузки-погрузки на причалах ППК-1, в которой задействованы водители автотранспорта, крановщики, докеры-механизаторы, грузчики, стропальщики.

Прежде чем стать стивидором, Сергей занимался ремонтом кранов в «Норильскникельремонте» в качестве электромеханика на инженерно-технической должности. Дудинский порт ему в тему: Сергей окончил Новосибирскую академию водного транспорта.
Навигация в Дудинском порту круглогодичная, не считая паводкового периода. В ноябре к причалам ППК-1 швартовались, в частности, арктические контейнеровозы «Заполярный» и «Норильский никель». Они доставили на Таймыр продукты по Северному морскому пути. Обратный маршрут – на Кольский полуостров с норильским файнштейном, медью и полуфабрикатами драгметаллов для российских производителей.

Продукты не замерзают, проплывая по царству льдов, потому что упакованы в рефрижераторные контейнеры, которые держат нужную температуру, поясняет Марина. При выгрузке их моментально забирают на своих машинах контрагенты-грузополучатели и увозят на оптовые базы. Уже из этой истории можно сделать вывод о скорости выгрузки-погрузки. Причем зимой, в самых жестких условиях.
«У меня муж очень ответственный. Он за безопасное производство. В приоритете – жизни людей, – рассказывает Марина Вороненко не просто как жена, но и как специалист по охране труда. – Его главная задача – предотвратить и не допустить нарушения. Если люди что-то неправильно делают или у них просрочены удостоверения, он не допустит на смену.
Основатель династии, универсальный докер Сергей Вороненко не только отработал на причалах порта почти 40 лет – все это время он играл за сборную ЗТФ в волейбол, гандбол, теннис, мини-футбол, а сейчас обживается на новом месте, в Сосновоборске, куда переехал вместе с женой Татьяной по программе переселения три года назад. Образ жизни – по-прежнему активный.
В Дудинку Сергей Воронеко иногда тоже наезжает, но больше путешествует на своей «Ладе Гранта» по окрестностям Сосновоборска вместе с женой.

Третий в компании – шпиц Мишка. Песика подарила дочь Вера, его имя по паспорту Верлен.
«Но какой же он Верлен, когда он Мишка. Рыженький, такое чудо, душа наша. К каждому свой подход имеет. За мной как хвостик, а с мужем они бодаются, играют, носятся. Ко внукам тоже по-разному подходит, они вместе с родителями в гости к нам приезжают», – рассказывает Татьяна Вороненко по телефону из Сосновоборска.

Мишку в машину, жену в машину – и поехали.
«Здесь озер много, пляжей отдыха, летом хорошо. Только дома знаешь каждый угол, много друзей, а здесь те, кому 60–70, в основном сидят дома. Ну чего сидеть? Надо гулять, пока гуляется», – так отвечает на вопрос о своих сегодняшних буднях основатель династии.
Татьяна Вороненко-старшая однажды тоже стала сотрудницей ЗТФ. По основной профессии она мастер по пошиву меховых шапок – работала в «Таймырбытснабе». Это сейчас все северяне переоделись в вязаные шапки, а в 1960–1980-е носили из чернобурки, норки и песцовые. В моде были и унтайки. Оленьи шкуры и пушнину привозили оленеводы. В Карауле, Усть-Порту, Потапово, Дудинке на зверофермах выращивали голубого песца.
Горжетки, ушанки, женские «снопики» и береты шились целыми партиями, посвящает в нюансы своей первой профессии Татьяна Григорьевна. Вот и ее муж, глава династии Сергей Вороненко, еще 26-летний, стоит на фото из семейного архива в ушанке из песца. На четырехлетней Марине шапочка из такого же меха. Мамина работа.

«Я подростком в самых модных шапках ходила. И кубанка у меня была из норки, и кепка. Все мама шила», – рассказывает Марина Вороненко.
В эпоху перемен быткомбинат, как и многое в стране, развалился, и Татьяна Григорьевна перешла в порт. Сначала работала на вахте и наводила чистоту в производственных помещениях, потом попала в прачечную.
О непростых условиях работы портовиков можно судить и по степени загрязненности спецодежды. Приобретенные для стирки машины-автоматы полетели, не справившись с пятнами мазута. Советские, выпуска 1950-х годов, наполовину ручные, выдержали. Машинисты по стирке спецодежды Дудинского порта изобрели свой фирменный пятновыводитель: запаривали горячей водой мыло и кальцинированную соду, получалось густое желе, только оно и отстирывало мазут. Такой интересный рецепт борьбы с жирными пятнами мы узнали у Татьяны Вороненко-старшей.
Стаж работы в ЗТФ у Татьяны Григорьевны – 21 год. Сейчас она не нарадуется своей жизни в чистом и ухоженном Сосновоборске («прямо в рай попали», да и северян здесь много), в Заполярном транспортном филиале работает ее внучка-тезка – Татьяна Вороненко.

Татьяне-младшей 20 лет. Начинала она оператором ЭВМ, сейчас уже оператор по обработке перевозочных документов в отделе по учету и движению контейнеров. Подумывает об учебе в вузе, но пока не определилась, в какой пойти. Считает, что высшее образование надо получать не просто так, а чтобы можно было развиваться дальше. В общем, Татьяна-младшая еще только в начале своей трудовой портовой биографии.
Ранее мы писали о династиях, работающих в ЗТФ: Костецких, Ли, о рекордных четырех миллионах тонн груза, обработанных Заполярным транспортным филиалом.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.