#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Геофизик Никита Михайлов – выпускник Национального исследовательского Томского политехнического университета. Когда-то этот вуз назывался просто Томским политехническим, еще раньше, в начале прошлого века, Томским технологическим институтом. Его богатая история удивительным образом связана с Норильском, Таймыром и их «окрестностями».
Земля Санникова, книжку о которой напишет преподававший в институте академик Обручев, в реальности трансформировалась в Северную Землю. Наносил ее на карту выпускник вуза Урванцев, успевший послушать лекции Обручева. Николай Урванцев и Александр Сотников (первый владелец норильских месторождений и студент того же института) назвали одну из Норильских гор Гудчихой в честь своего преподавателя профессора Гудкова.
В дипломе Урванцева стоит подпись декана горного факультета академика Михаила Усова – ученика Обручева. Не без участия Усова Урванцев вошел в состав Сибирского геологического комитета и в 1919 году по заданию Сибгеолкома отправился в район Норильска в свою первую экспедицию, сначала на поиски угля.
Цепочка, берущая начало от основоположника сибирской горно-геологической школы академика Обручева, продолженная его учеником академиком Усовым и учеником Усова профессором Урванцевым и десятками других исследователей недр Сибири, не прерывается.
Сейчас на предприятии «Норникель Технические Сервисы» (старое название «Норильскгеология») работает выпускник престижного томского вуза Никита Михайлов.
– Никита, грело при поступлении наличие за спиной интересных людей и историй? Может, кто-то стал примером для подражания?
– Приятно, что они здесь преподавали, учились, делали свои открытия, но мы живем в другое время, надо ставить в пример современников, например геолога «ННТС» Виктора Александровича Радько. То, что Урванцев ходил на лекции Обручева, – это здорово, но не больше. И потом, я же геофизик, а не геолог. А геология и геофизика – это не одно и то же. Мне больше интересны знаменитые геофизики, например Владимир Николаевич Дахнов.
– Откуда вы родом? Как оказались в стенах Томского политеха?
– Я из Кемеровской области, города Белово. Это угольный край. После окончания школы выбирал между двумя университетами: в Кемерово и Новокузнецке. В этих городах учились многие мои друзья. Посмотрел свои баллы: прохожу на архитектурный – почему бы нет. Уже отвез документы и ждал начала учебного года. Но как-то утром мне позвонила мама: «В Томске есть место на кафедре геофизики на специальность «геофизические исследования скважин». Сразу полез в интернет, чтобы узнать побольше про университет и город Томск. Вкратце глянул, что такое геофизические исследования скважин. Эта специальность мне показалась интересной и перспективной. На следующий день поехали в Новокузнецк забирать документы, чтобы отвезти их в Томск. Так я и оказался студентом ТПУ.
– На сайте Томского политеха очень разнообразная картина жизни вуза. Тут и стартап-студия, и иностранные студенты, и волонтерство, и образовательные фестивали, олимпиады – чего только нет. Интересно было и после лекций?
– Если честно, первые два курса я и не думал, чтобы где-то участвовать. Свободного времени совсем не было. Учеба начиналась с восьми утра и заканчивалась в шесть вечера. Помимо учебы три дня в неделю я ходил на тренировки. Они тоже занимают какую-то часть свободного времени. На старших курсах свободного времени стало больше, но все мысли были уже о дипломе, а не о стартапах и прочем.
– Можете популярно объяснить суть вашей профессии?
– Геофизические исследования скважин решают многие задачи. Например, метод гамма-каротажа (ГК) помогает при литологическом расчленении разреза скважины (то есть мы видим, на какой глубине находится определенная порода). Этот метод очень востребован при безкерновом бурении. Или инклинометрия – она служит для контроля заданного направления бурения. Прибор инклинометрии снимает такие показания, как угол и азимут скважины. Эти данные нужны для дальнейших построений. И это только малая часть задач, которые решает ГИС – комплекс методов по геофизическим исследованиям скважин.
– Как доставляют приборы на забой скважины?
– Приборы для геофизических исследований на забой доставляются на геофизическом кабеле. Прибор при помощи кабельного наконечника присоединяется к геофизическому кабелю, который намотан на барабан в лебедочном отделе. Барабан крутится, разматывая кабель, прибор спускается на нужную нам глубину.
– Вы начинали в 2018-м в «Нижневартовскнефтегеофизике», в 2020-м оказались «Сургутнефтегеофизике». Специализация имеет отношение больше к нефти и газу?
– Да, по специальности мы шли на нефть и газ. В университете было распределение выпускников в основном на предприятия нефтегаза. Про «Норникель» в то время я ничего не знал.
– С сентября 2021 года вы старший геофизик «Норникеля Технические Сервисы». Как переобучались из нефтяника в рудного геофизика?
– Изучал литературу, учился работать со специализированным программным обеспечением. Если не мог решить какую-либо задачу, то за советом обращался к старшему товарищу Александру Николаевичу Болотову, который никогда не отказывал в помощи.
– В чем сегодня суть работы?
– Написание глав к проектам, отчетам, техзаданиям для ГИС. Контроль подрядчиков. Приемка первичных данных со скважины. Обработка и интерпретация данных. Внесение полученной информации в базу данных.
– Никита, еще кто-нибудь из родственников связан с добычей полезных ископаемых?
– Я же из угольного края. У меня все шахтеры. Мама – специалист по снабжению шахт необходимым оборудованием. Отец на разрезе работает, породу и уголь возит на БелАЗе. Дедушка и дядя в прошлом шахтеры. Бабушка не помню точно, но где-то тоже в этой сфере работала.
– Какой, по-вашему, у Норильска главный недостаток?
– Город ничего, но то, что нет дороги на материк, плохо. Машину я пригнал, а ехать, кроме как на работу, некуда.
– Вы человек свободный или уже семейный? В каком составе живете в своей съемной квартире?
– Я, моя жена Есения, она тоже работает в «Норникеле», и шпицы Норд, он помладше, и Сириус, он постарше.
Ранее мы публиковали интервью с директором по управлению проектами геолого-разведочных работ предприятия «Норникель Технические Сервисы» Сергеем Ерыкаловым, писали о работе геологов «Норникеля» по восполнению минерально-сырьевой базы компании.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.