#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В 1966 году в 250 километрах от Норильска было открыто Мессояхское газовое месторождение. Год спустя из первой пробуренной здесь скважины получили промышленный приток газа, а 12 марта 1968 года было создано управление строительства газопровода «Заполярьегаз», впоследствии преобразованное в производственное объединение «Норильскгазпром». Примеров строительства газопроводов в районах мировой Арктической зоны в 1960-е годы не было. Они стали первыми.
Фразу «второе рождение Норильска» приписывают то открытию Талнахского медно-никелевого месторождения в 1960-м, то открытию Мессояхского газового месторождения в 1966-м. На самом деле второе стало прекрасным дополнением к первому. Норильск перестал быть островком ГУЛАГа и превратился в место обетованное, где кроме морозов и ветров есть подземные клады любых видов. Где можно почувствовать себя героем, преодолевая возникающие трудности, да еще и заработать на кусок хлеба с красной икрой. В Норильск хлынули добровольцы со всех концов страны, на долю которых хватило трудовых подвигов.

В октябре 1968-го на трассе были забиты первые сваи – опоры будущей газовой магистрали протяженностью 263 километра. Строился газопровод механизированными колоннами одновременно в нескольких точках. Героям-строителям, разместившимся в 450 вагончиках, пришлось преодолеть 85 водных преград, в том числе могучий Енисей, Большую и Малую Хету.
В своей книге «Летопись Норильска» Владислав Толстов приводит воспоминания строителей о том, в каких условиях им приходилось работать. Во время прокладки дюкера по дну Енисея стоял 50-градусный мороз, температура воды – минус два. Например, когда водолаз-монтажник появлялся на поверхности, его поливали водой, чтобы из-за перепада температур не лопнуло стекло шлема. По окончании работ подвиги строителей нашли отражение в спектакле норильского театра «Последний стык».
Несмотря на экстрим, уже в июле 1969 года объект был построен, а 27 декабря на Мессояхе зажгли первый газовый факел. Первая скважина месторождения глубиной 2450 метров сегодня лишь памятник. За прошедшие годы на Мессояхе открыли несколько десятков скважин.
В июне 1970 года первый агрегат на норильской ТЭЦ-1 был переведен на газ. С этого момента электроэнергия в Норильском промышленном районе почти на сто процентов вырабатывается за счет сжигания в печах теплоэлектростанций природного газа, что стало для НПР революционным событием. Производительность труда на Норильском комбинате повысилась на 30 процентов. Более восьми тысяч шахтеров, добывавших каменный уголь, занялись добычей руды и производством цветных металлов.
Меньше чем через два года, в феврале 1972-го, в опытно-промышленную эксплуатацию было введено второе месторождение, разрабатываемое «Норильскгазпромом», – Южно-Соленинское. В 1983 году – третье, Северо-Соленинское, самое крупное из всех, но и его запасы оказались ограниченны. Разведчики недр активно начали новые исследовательские работы. В 1995 году «Норильскгазпром» вышел на Пеляткинское газоконденсатное месторождение. Оно было признано самым большим и перспективным.

Трубы посреди тундры, вокруг белое безмолвие и трещат морозы – все это чревато авариями, которых в газовой истории НПР случилось несколько, подвиги этапом строительства не завершились. Особенно масштабной стала авария в феврале 1979 года, когда взорвались сразу обе нитки газопровода протяженностью 80 километров.
Той зимой в течение нескольких недель стояли 45–56-градусные морозы – неудивительно, что трубы лопнули сразу в нескольких местах. Подача голубого топлива на ТЭЦ прекратилась. Температура воздуха в жилых помещениях упала до 10–12 градусов. В штабе по ликвидации аварии уже подсчитывали, на сколько часов может хватить резервного запаса дизтоплива, и разрабатывали план эвакуации детей на материк. К счастью, в течение семи суток непрерывной работы ситуацию удалось стабилизировать.
Газовики сумели оперативно сделать перемычку, «продавить» газ через конденсатопровод небольшого диаметра и подать на ТЭЦ топливо в минимальных объемах для экстренных нужд. Это случилось в час ночи 9 февраля, ни один дом в Норильске не был разморожен. В такие моменты важность работы газовиков становится очевидной каждому.
За свою историю «Норильскгазпром» претерпел несколько структурных изменений. В частности, предприятие разделилось на газодобывающие и газотранспортные активы: «Норильскгазпром» и «Норильсктрансгаз». Время вписывает новые страницы в историю каждого из них. Техническое перевооружение ряда объектов «Норильскгазпрома» позволяет поддерживать необходимый НПР уровень объемов добычи газа и газового конденсата и бесперебойную их поставку потребителям: Норильско-Таймырской энергетической компании, предприятиям Заполярного филиала «Норникеля» и Дудинки.

Представители «Норильскгазпрома» подают немало инициатив и рацпредложений, помогающих облегчить труд. Сегодня все производственные процессы автоматизированы. Диспетчеры дистанционно отслеживают все параметры – расход и температуру газожидкостной смеси и метанола по каждой скважине, управляют запорно-регулирующей арматурой, следят за системами безопасности, оперативно реагируют на отклонение режимов эксплуатации скважин.
Все, что происходит на Мессояхском газовом месторождении, Южно-Соленинском, Северо-Соленинском, Пеляткинском газоконденсатных месторождениях, в Тухарде, руководители видят на экранах мониторов.
Все больше внимания уделяется соблюдению правил охраны труда. В «Норильскгазпроме» появилось единственное на территории Таймыра профессиональное аварийно-спасательное формирование, имеющее право на ведение газоспасательных и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
В новом веке работающие вахтовым методом газовики уже не так остро чувствуют свою оторванность от дома и семьи: сотовая связь есть на всех промыслах. Возможно, как раз из-за временной изоляции от домашней кухни они очень любят готовить. В «Норильскгазпроме» популярны гастрономические конкурсы «Секрет гурмана». Накануне Нового года в «Синема-Арт-холле» прошел такой 15-й по счету конкурс. Умеют работать – умеют нескучно проводить время.

«Газовая энергетика сегодня настолько гармонично интегрирована в технологическую инфраструктуру Норильского промрайона, что трудно себе представить, что компания и город могли бы обойтись без этой отрасли. Однако в 1968 году, после подписания приказа о создании структуры, способной полностью обеспечить потребности комбината в голубом топливе, была масса вопросов и сомнений. На тот момент не было примеров строительства газопроводов в районах мировой Арктической зоны. Не было опыта. Не было даже проектов. Поэтому могу смело утверждать, что «Норильскгазпром» – это уникальное предприятие», – констатирует факт генеральный директор «Норильскгазпрома» Андрей Чистов.
Ранее мы писали о приобретении «Норильскгазпромом» новой спецтехники, о прошедших на предприятии тренингах о ценностях компании, о получении «Норильскгазпромом» новой лицензии на недропользование.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.