НОРИЛЬСК. «Северный город» – В Дудинке на сцене театра-студии «Белые птицы» прошла премьера спектакля «Айка» по мотивам одноименной книги Ольги Шадриной. Трогательная история про медвежонка, сыгранная воспитанниками Дудинского детского дома, создана в рамках проекта «PRO. Кукол. От ширмы до плейбека» и поддержана фондом целевого капитала «Наш Норильск».
Художественный руководитель проекта – Марина Петракова, руководитель и режиссер «Белых птиц». Представление никого не оставило равнодушным и навсегда покорило сердца зрителей. Студенты дудинского филиала «Медиашколы в Заполярье» смогли пообщаться и с автором повести Ольгой Шадриной, и с режиссером Светланой Марковой, и со зрителями и актерами.
*****
– Ольга Юрьевна, очень приятно с вами познакомиться! Безумно понравилась история про Айку. Скажите, пожалуйста, сколько времени ушло на написание книги?
– Сама рукопись родилась быстро и спонтанно, однако сбор материала был достаточно длительным. С книгой у меня связана следующая история: я многократно рассказывала о Юрии Яновиче Ледине, о том, как они с Айкой гуляли по городским улицам, о фильме, о памятнике, который поставили в Норильске, и меня пригласили на форум «Таланты Арктики. Дети». Это были две незабываемые недели. Я интенсивно работала, беседовала с ребятами о таком необычном краснокнижном звере. Айке была посвящена целая лекция, на которой ребята познакомились с творчеством Ледина и посмотрели отрывки из фильма «Белый медведь». Всем очень понравилось! Именно тогда мне предложили побывать в детских лагерях и поделиться удивительной историей Айки, на что я охотно согласилась.
Одна из таких поездок послужила началом для написания книги. Помню, был вечер. Собрали зал из 700 человек – ребятишек разных возрастов. У меня случились неполадки с аппаратурой: не включался фильм и весь подготовленный материал! В мыслях мелькнуло одно: «Спокойствие. Только спокойствие». О судьбе нашего любимого медвежонка пришлось рассказывать своими словами. В зале стояла полная тишина. Люди слушали с замиранием сердца, половина детей плакали, половина сидели, боясь шелохнуться. Многие говорили: «Хороший фильм, мы его посмотрели, но все же, что случилось с Айкой? Как она оказалась в городе?» После этого я решила, что история белого медвежонка должна быть написана. Сюжет уже возник у меня внутри. Так родилась заветная рукопись.
– Почему книга написана именно от первого лица, а не от лица автора?
– После прочтения дети с горящими глазами восклицали, что хотят себе белого косолапого друга. И у меня возникла идея: когда вы читаете, с вами разговаривает маленький медвежонок. Открывая книгу, вы вместе с Айкой проживаете всю ее историю.
– Ольга Юрьевна, финал истории и в реальной жизни, и в вашем произведении печальный. Вы не думали написать счастливый конец?
– Во-первых, я историк. А во-вторых, раз серия книг называется «Невыдуманные истории о людях и животных», значит мне нужно писать правдиво. Поэтому по сюжету судьба Айки сложилась так же, как в действительности.
– Тяжело ли было вам в эмоциональном плане писать про Айку? Честно, когда я читала вашу книгу и смотрела фильм, наворачивались слезы.
– Смотрите, мы с вами одной крови. Каждый раз, перечитывая свой текст, я искренне плачу, но считаю, что иначе никак нельзя. Только через сильные чувства мы способны «дрессировать» свое сердце и душу, чтобы впредь принимать разумные решения, быть ответственными, любить природу и то место, где мы с вами живем, потому что история Айки – это наша с вами история, которая случилась всего лишь 50 лет назад.
– Что вы еще пишете? Какие у вас интересы?
– Я занимаюсь не только исследованием медведей. Сейчас сфера моего изучения – ластоногие: моржи, ушастые тюлени, морские котики, нерпы. Не так давно вернулась из экспедиции на Байкал, где изучала байкальскую нерпу. По одной из гипотез, она родственница кольчатой нерпы, которая обитает в нашем Карском море. Это вдохновило меня на создание серии книг «Сказки-гипотезы», где описан путь байкальской кольчатой нерпы, плывущей к нам. Этот проект понравился читателям, а моя работа получила приз на всероссийском литературном конкурсе «Лучшая книга года – 2022». В настоящий момент готовится рукопись о путоранском снежном баране. Очень трогательная история – путешествие мальчика и девочки по Таймыру, которая должна выйти в свет в следующем году.
Мы будем с нетерпением ждать новых историй Ольги Шадриной и встреч с ее невыдуманными героями!
*****
Режиссер Светлана Маркова приехала к нам из Санкт-Петербурга и в рекордно короткий срок смогла поставить спектакль, хотя под началом у нее были непрофессиональные юные актеры из Дудинского детского дома.
– Светлана Анатольевна, во время спектакля я увидела много необычных декораций и предметов бутафории, очень впечатлила задумка со светом, когда силуэт Айки тонул в изумрудных переливах северного сияния. Скажите, пожалуйста, что вдохновило вас на эту работу?
– С этим актерским составом я встречаюсь уже второй раз. Поэтому на момент постановки мне были знакомы сами ребята и их творческие способности. Понимая, что у меня 12 детей, 24 руки, и все они очень быстрые, ловкие – одним словом, как Айки, я подумала, что каждый из юных актеров должен быть задействован на сцене. Прикасаясь к этой медвежьей истории, мы все вместе пытались понять природу, почувствовать ее, что меня, как режиссера, сильно воодушевило. Появилась идея создать необычный формат: наполовину актеры у нас люди, наполовину – Айки. Кроме того, мы с художницей придумали много ярких образов на тему тундры. Во время полета на Таймыр меня впечатлило созвездие Большой Медведицы, порывистый ветер, северное сияние. Ребятам удалось воплотить на сцене все! Вдумайтесь: дети поставили спектакль за семь дней! На мой взгляд, они уникальны, настоящие герои!
– А что самое сложное было в работе?
– Расставить актеров по сцене. Понимаете, они же бегут все вместе, а тут нужно работать сообща. После нескольких репетиций дети начали понимать, кто за кем выходит, стали чувствовать друг друга и помогать.
– Как проходило распределение ролей?
– Изначально у меня возникла мысль, что каждый из ребят должен побыть Айкой – в определенный момент спектакля взять куклу. Дети все талантливые, но разные – у каждого свой темперамент, поэтому я хотела распределить роли, исходя именно из особенностей характера: кто-то мог лучше изобразить грусть Айки, кто-то – подурачиться, однако возникла трудность. Кукловождение сложно тем, что руки актеров могут не соответствовать размерам. Например, если пальчики слишком маленькие, то конечности куклы будут падать. Справится тот, у кого ручки побольше, и пока Айку у нас играют только две девочки.
– А кто делал куклу Айки?
– Художница из Петербурга Наталья Сальмонович. Ей помогала Светлана Серебрякова, которая, к сожалению, с нами не приехала. Они смастерили кукол для спектакля и придумали так всем понравившийся холодильник, которого изначально в планах не было. В моей голове крутились образы тундры, колорит таймырской природы. А Наталья и Светлана так прониклись судьбой медвежонка, что решили, будто Айке будет жарко, и сделали такой забавный холодильник, чтобы зверю было комфортно.
– Обсуждали ли вы сценарий с Ольгой Шадриной?
– К сожалению, нет. Дело в том, что я была в Петербурге. Встретиться с Ольгой не получилось, поэтому при создании спектакля мы с ребятами опирались на ее книгу и на фильм Юрия Ледина «Белый медведь».
– Рассчитан ли спектакль на какой-то определенный возраст?
– Точных ограничений по возрасту у нас нет, но, чтобы понять историю Айки, надо все-таки немножко подрасти.
– Хотели бы еще вернуться на Таймыр?
– Думаю, да. Здесь я уже второй раз. И мне нравится.
– А в каких северных широтах вы еще были?
– В Мурманске, Архангельске, Норвегии, Финляндии, Швеции, но севернее Таймыра не была. Меня удивляет, что здесь сама земля замерзшая. Там ведь внутри лед. Вечная мерзлота! Удивительно! Я подумала, что у Айки мама – это необъятная тундра, а ее любовь, как цветочки камнеломки, которые пробиваются вверх, к солнцу, несмотря ни на что. С ребятами мы обсудили эту идею. Они согласились с моим видением, и цветы были включены в сценарий.
*****
Спасибо огромное Светлане Марковой и всей команде за чудесную сказку, которую она и ребята подарили зрителям театральной студии «Белые птицы». Зал покидали с восторгом на лицах и вот чем поделились.
Катерина Ушакова:
– Очень нежный, трогательный спектакль! Я сама режиссер и смогла почерпнуть множество интересных задумок. Ребята показали и тундру, и подводный мир – проделали большую качественную работу. После представления внутри осталось приятное впечатление.
Галина Надеева:
– Спектакль был невероятный, чувствительный, красочный! В нем столько цвета, звука и природы, что это просто не помещается в одном организме! Получается бомба эмоций! Замечательная постановка! «Белые птицы» уже второй раз поражают спектаклем. Я с нетерпением жду их новых работ!
Яна Дмитриева:
– Этот спектакль был просто шикарен! Ребята так хорошо сыграли, а еще ведь пришла Ольга Юрьевна – автор книги, по которой сделана постановка. Особенно запомнилось, когда ребята надели шапочки в виде мишек и перчатки как лапки медвежонка. Очень креативно!
Аня:
– Как ощущения от спектакля?
– Хорошие!
– Какой момент самый запоминающийся?
– Когда персонажи играли в прятки.
– Хотела бы, чтобы такой медведь жил в твоей квартире? Что бы ты с ним делала?
– Конечно, хотела бы! Я бы его тогда затискала!
Анна Юрьевна Макуха, директор фонда «Наш Норильск»:
– Я посещаю уже вторую премьеру и считаю, что оба спектакля достойны внимания. «Айка» совершенно не похожа на «Принцессу на горошине» (первый спектакль), и как всегда этим уникальным спектаклем «Белые птицы» тронули и удивили, показав нашу Арктику, наш Таймыр в новых красках. Я, конечно, под большим впечатлением всегда, ведь то, что делает команда и специалисты, которые приезжают сюда, это потрясающе!
– Ожидания от спектакля оправдались?
– Более чем!
– Смотрели ли вы фильм об Айке?
– Честно говоря, смотрела его отрывками, когда была на экскурсии в норильском музее. Но теперь у меня появилось четкое желание пересмотреть его заново уже в полном объеме.
*****
После спектакля мы осторожно спросили юных актеров, остались ли у них силы для интервью, и они немедленно согласились! Вот что рассказали нам воспитанники детского дома Агния, Галя, Степа, Женя, две Алисы, Алина, Мальвина, Лиза, Инна, и еще Света Лебедева и Лиза Уськеева – тоже участницы постановки.
– Мы поставили спектакль за неделю! Упорным трудом и трехчасовыми репетициями каждый день!
– Сильно переживали?
– Вообще перед каждым выступлением переживание есть. Но когда ты знаешь, что полностью подготовился, знаешь, когда и где выходишь, волнение уходит. Плюс нас всячески поддерживают взрослые, и беспокойства на сцене практически не было.
– Были ли какие-то недочеты?
– Безусловно, такое присутствовало, но мы путем постоянных поправок пришли к полному пониманию, кто что делает, исключили возможные неполадки и какие-либо паузы. И конечно, мы друг другу помогали на сцене.
– А у вас какая методика – выбираете одного зрителя и играете для него?
– Ну… сначала можно и для одного, но как же остальные? Это будет как-то… неправильно, другие могут обидеться.
– А как распределялись роли?
– Решала режиссер, но споров не было!
– Каждому, наверное, хотелось играть Айку?
– Нет! – дружно. – Я вот, например, играла Льдину – это тоже было интересно! Конечно, хочется, чтобы смотрели не только на куклу, но и на тебя – в этом спектакле нас было больше видно, чем в «Принцессе на горошине».
– Какие самые сложные роли в этом спектакле?
– Конечно, Айка и Вероника!
– На сцене ведь вам нельзя разговаривать между собой, а что делаете, если все-таки надо как-то другому что-то передать?
– Да, разговаривать ни в коем случае нельзя, но, если что-то идет не так, всегда можно показать глазами.
– Что сейчас сильнее ощущаете: усталость или удовольствие?
– И то и другое, но удовольствия больше!
– О чем теперь будете мечтать?
– Ну… о чем-то большом для себя пока даже не мечтается – мы так волновались, чтобы хорошо отыграть этот спектакль. А потом уже можно будет выдохнуть и… мечтать!
Спрашиваем у главного «оленевода» труппы (он реально водил кукольным оленем и открывал постановку):
– А ты сам оленей видел живых?
– Конечно! – даже немного обиделся.
– У тебя этот олень какой-то худощавый – ты его вообще кормишь? – Смущенно улыбается. – Мы сначала даже подумали, что это лось… Он похож на настоящих северных оленей?
– Ну да, не очень. Но это такой… сказочный олень!
Лиза:
– Ты впервые выступаешь на сцене?
– Мы выступаем в детском доме, но на сцене «Белых птиц» – впервые.
– Какие ощущения?
– Все замечательно, только иногда некоторые забывали, болтали.
– Читали ли книгу об Айке?
– Да, конечно!
Алиса:
– Я не боюсь сцены, потому что уже много раза выступала.
– Прочитала ли книгу об Айке, посмотрела ли фильм?
– Да, правда, концовка у книжки грустная…
– Хотели ли бы иметь у себя в детском доме настоящего медведя?
– Да-а-а! Я бы с Айкой играла и показывала людям, как в книге.
Агния:
– Чем-то отличаются эмоции на сцене «Белых птиц» от привычной сцены?
– Конечно, отличаются! Взять даже меня – я играю зверя, а ему ведь несвойственны человеческие эмоции. Ты – человек, но как бы играешь медвежьи чувства, и приходится отключать человеческое и включать животное. По ходу спектакля Айка все время в окружении людей, и она перенимает их повадки, эмоции, и в конце ее эмоции становятся человеческими. Сами актеры и зрители ведь никогда не видели Айку, они могут не понять, что она чувствует. Безусловно, мы стараемся это передать, но эмоции все же отличаются.
Мне очень нравится Айка, она такая пушистая. Если бы она жила у нас в детском доме, то всю несъеденную кашу мы бы отдавали ей. Кормили бы ее, как в книжке, – сгущенкой и кашкой. Десять банок сгущенки взяли бы, чтобы на всех хватило или большую банку! Я бы прочитала в интернете правила обращения с дикими животными. Ведь даже имея домашних животных, ты не до конца понимаешь их поведение и как они будут на тебя реагировать… А вообще мы сами довольны, как выступили. На протяжении всего семи дней готовились, и получилось хорошо!
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Яна Дмитриева, Анна Припа, Ксения Усова, Александр Фелькер, «Медиашкола в Заполярье», Дудинка