#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Недавно в Москве прошел Международный форум «Культура. Медиа. Цифра», на котором актуальные вопросы, посвященные функционированию новых медиа, созданию оригинальных форм контента, участию в этом искусственного интеллекта и другие, обсуждали руководители медиахолдингов, блогеры, журналисты, режиссеры, актеры, студенты профильных вузов и, конечно же, выпускники «Медиашколы в Заполярье», получающие ныне высшее образование в столице.
Хедлайнерами мероприятия стали звезды мирового уровня: режиссеры Оливер Стоун, Эмир Кустурица и Люк Бессон. Выпускникам медиашколы удалось принять участие в общении всех желающих с автором «Голубой бездны», «Никиты», «Леона», «Пятого элемента» и так далее, которое, хоть и происходило дистанционно, получилось ярким и насыщенным. Вот несколько «маленьких секретов», которыми поделился французский мэтр.
Про новую картину и Калеба Лэндри Джонса
● Почему я сейчас снимаю фильм про Дракулу, хотя его уже сто тысяч раз экранизировали? Ну, это же мой взгляд, мое видение образа. Я считаю, что в историях про легендарного вампира очень недооценена тема любви. Я рассказываю про мужчину, который потерял любимую еще в ХV веке и несколько столетий не может с этим смириться. И вдруг встречает очень похожую на нее девушку в Париже в конце века ХIХ… Я снимаю про романтику, про великую силу любви, а не про реки крови.
● Если совсем честно, то истоком этого замысла стал актер Калеб Лэндри Джонс, который снялся у меня в картине «Догмен». Этот парень – абсолютный гений, мне очень повезло работать с ним, он безумно меня вдохновляет! Как-то, еще на съемках «Догмена», мы начали в шутку обсуждать, какой образ подошел бы ему идеально и был бы интересен. И мне пришел в голову именно Дракула. Я ему говорю: «Знаешь, ты будешь потрясающим вампиром! Давай-ка я подумаю в этом направлении, попробую накидать пару страничек текста. Вечером написал пару страниц. Потом еще пару. Потом еще – так и получился сценарий, в который я вскоре просто влюбился. И стал звонить по телефону Калебу…
● Актеры безумно важны! Думаю, режиссер не достигнет успеха, ничего стоящего не создаст, если у него не будет сильной актерской команды. Это как пытаться выиграть гонку «Формулы-1», если у вас нет машины! Мне повезло работать с Калебом, с Гэри Олдменом, с другими звездами… С Олдменом я взаимодействовал и в «Леоне», и в «Пятом элементе» – он просто космического уровня актер, исключительный! Кстати, он ведь тоже играл Дракулу у Копполы – это для меня важно. Но и Калеб на том же уровне! Действие моего фильма растянуто на 400 лет, за это время он предстает в 20 разных возрастах и образах разных эпох – и прекрасно с этим справляется.
Про собак, дельфинов и море…
● В «Догмене» у нас находилось на площадке несколько десятков собак. Снимать их – все равно что снимать море! Не понимаете? Ну, вы никогда не знаете, как они себя поведут, куда пойдут… Вы просто должны быть терпеливы и плыть по течению. То же и с морем. Я родился возле моря. Мои родители были аквалангистами, инструкторами подводного плавания. Так что я знаю море довольно хорошо. Вы не можете заключить с ним сделку, потому что море сильнее вас, сильнее всего. Вам просто нужно приспособиться. Сейчас оно спокойно? Шторм? Холодно? Вы знаете, в какую сторону движется течение? Хорошо. Вам просто нужно плыть по нему! Эта линия есть в «Голубой бездне», где Энцо говорит: «Море всегда знает, когда оно хочет вас и когда нет». И общение с более чем 100 собаками каждый день напоминало мне такую же историю.
● Дельфины? Да, это правда, что я восхищался ими в детстве и часто видел вблизи. И да – я хотел, как мы это называем, стать специалистом по дельфинам. Ну, я ведь тогда был очень молод… Но дельфинов я до сих пор обожаю. И собак.
Про культуру разных стран
● Я старался с детства впитывать в себя культуру самых разных стран, различных народов. Мои родители были профессиональными ныряльщиками, инструкторами по дайвингу. Когда они ныряли, мы объездили весь мир. То есть в один день мы были на пляжах Ямайки и слушали Боба Марли, а в другой – в Японии ели суши. Я понял, что в каждой стране есть что-то замечательное. В плане искусства на меня повлияли, конечно, несколько американских режиссеров, но также и потрясающий Тарковский, и Куросава, а затем китайцы… Я все в себя вобрал, и это стало частью моей культуры. Поэтому, когда я снимаю фильм, я, вероятно, беру немного от всех этих стран…
Про работу в Голливуде
● Почему я не работаю в Голливуде? Знаете, это не мое. Я туда не вписываюсь. Голливуд всегда хочет повторять что-то коммерчески успешное, то, что выстрелило. Когда я сделал «Никиту», я получил 20 предложений от Голливуда сделать «Никиту-2», «Никиту-3», «Никиту-10» и так далее. Снял «Леона» – они захотели увидеть «Леонов» два, три, четыре… То же и с «Голубой бездной». Они всегда предлагают что-то, чтобы заработать много денег – такое, проверенное. А когда я прихожу к голливудским продюсерам с новой идеей, они всегда относятся очень скептически или даже пугаются. Они в принципе всегда напуганы, что фильм не окупится. Я не говорю, что это плохо. Они поступают как считают нужным, часто получаются хорошие картины, в Голливуде много потрясающих режиссеров, но работа там не для меня. Я хочу снимать так, как я хочу. Или не снимать вообще. Голливуд всегда предлагает бизнес, а зарабатывание денег никогда не было моей основной мотивацией. Меня интересует самовыражение, содержание, форма; я хочу снимать фильмы как художник, писать картины. Говорить своим голосом, который, может быть, слишком тихий и не очень красивый, но это именно мой голос! Я не хочу играть вишенку на торте для продюсеров. Я хочу печь торт.
Про Россию и русских
● Предполагаю ли я снимать фильм в России? Но я же уже снимал! В 2017 году мы работали здесь над картиной «Анна», где играли русские актеры Саша Лусс, Александр Петров и другие. У вас потрясающе красивая страна. У вас неимоверно красивые женщины! Я вообще очень люблю русских, мне интересна ваша история, культура, стойкий, несгибаемый характер. Но есть одна проблема, которая мешает мне находиться здесь долго. Это климат. У вас очень холодно! И как вы с этим справляетесь? Вот сейчас в Париже золотая осень, оранжевые и желтые листья, а у вас уже все в снегу. А я-то на пляже вырос, мне подавай теплое море, жару! Если столбик термометра опускается ниже минус десяти, я сразу собираю чемодан и уезжаю!
● Но вообще, если серьезно, для меня не ключевое значение имеет место действия и национальный антураж. Главное – суть конфликта, сюжет, образы героев, их взаимоотношения, и не так важно, в какой стране это происходит. Думая о будущем фильме, я точно не от территорий отталкиваюсь.
Про любовь и воду
● Любовь? Любовь – это первооснова всего. Она как вода. Вода везде, и она может принимать самые разные формы, для нее нет ограничений. Без воды нет жизни. Про воду можно рассказать миллион историй – и с любовью то же самое. В настоящей любви всегда есть и трагическое, и комическое, она подчиняет и молодых, и старых… Любовь – это такая область человеческих отношений, в которой возможно буквально все!
Про новые технологии
● Современные технологии в кино? Нет, они его не убьют, как в свое время кинематограф не убил театр, а телевидение – кинематограф. Всему будет место в искусстве. А компьютерные технологии, искусственный интеллект – это просто инструменты. Ведь было же кино черно-белым и немым, а потом пришли и цвет, и звук. Все равно главным остается замысел автора, оригинальный сюжет, проблематика, режиссерский почерк, высказывание художника. То же и в музыке, и в живописи…
Про национальные стереотипы
● Почему, показывая Россию, режиссеры так любят стереотипы? Ну так это касается не только вашей страны. Всем легче пользоваться расхожими штампами, чем глубоко изучать национальный менталитет. Знаете, когда американские киношники снимают про Францию, то там всегда берет, багет и Эйфелева башня в каждом кадре! И ничего тут не поделаешь. Я думаю, более важно, чтобы российские режиссеры показывали всему миру, какие вы на самом деле. Потому что иначе мы про вас так ничего и не узнаем.
Про относительность успеха
● Как снять успешный фильм? Ох, если бы кто-то это знал, он бы озолотился! Тут всегда очень велика роль случая: попала картина в душу зрителя или нет. Иногда это необъяснимо, непредсказуемо. И потом – что значит «успешный»? Некоторые фильмы идут с ажиотажем в кинотеатрах, а затем падают, выходя на другие платформы. Люди потребляют кино по-разному – ну, вы знаете. Так, например, «Анна» была не особо успешна в прокате, но стала номером один на Netflix и на телевидении. То есть люди открыли для себя фильм немного позже, чем он вышел. Или вот некоторые молодые корейцы говорят о «Подземке» сейчас – почти через 40 лет после премьеры! Правда, его и тогда, в 1986-м году, во Франции посмотрели более трех миллионов зрителей. В начале показа СМИ часто не оставляют от картины камня на камне. Когда вышла «Голубая бездна», она провалилась в прокате, а критики вылили на меня 200 страниц ужаса в прессе! А теперь они говорят: «Это классика! Это шедевр!» Ну, возможно, это другие критики.
● Так что если вы сняли хороший фильм, то он все равно выживет. И неважно, какая реакция в первый момент. Каждый год, каждые пять лет будут появляться люди, которые скажут: «О боже, ты никогда не видел этот фильм? Тебе непременно стоит его посмотреть!» Вот как это работает. Так что вы просто пробуйте и снимайте кино как считаете нужным!
Подготовили Арина Мышева и Алиса Селезнева, «Медиашкола в Заполярье», Норильск – Москва.