#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Как-то давно повелось, что чем ближе к концу декабря, тем больше тянет подвести какие-то итоги уходящего года, вспомнить самые яркие его моменты. Мы продолжаем рассказывать о самых волнующих и памятных днях 2024-го, которыми с нами поделились студенты «Медиашколы в Заполярье», старшеклассники Норильска и Дудинки.
Часть вторая
Как я понял, кем хочу стать
Кирилл Гладилин, Норильск
2 ноября в корпоративном колледже «Норникеля» прошло мероприятие под названием «Битва профессий». На нем присутствовали ученики 9–11-х классов, и я, восьмиклассник, очень странно себе чувствовал, так как все подростки были старше меня на один-два года. Я немного стеснялся, но все же смог взять себя в руки и думать по делу.
В тот день мы ходили по так называемым станциям – кабинетам колледжа, выполняя разные задания. Делали плакаты, участвовали в викторинах и т.п. Я познакомился со многими классными людьми, с которыми и сейчас поддерживаю общение.
Мы пообщались с представителями трех профессий: медиками, сварщиками и IT-специалистами. Каждый из них рассказал о своей работе. Это было потрясающе увлекательно и полезно!
Благодаря часам, проведенным в корпоративном колледже, я смог выбрать сферу деятельности, в которой хочу трудиться в будущем. Это совершенно точно IT!
Как спектакль «Жди меня…» заново открыл мне Норильск
Алина Сердцева, Норильск
«Дочь, не хочешь съездить на спектакль в наш Заполярный драматический театр? Говорят, там все плачут…» – предложила мама.
«Ну что же, театр – это всегда хорошо», – ответила я, не имея понятия, что мне придется испытать, и лишь примерно представляя, что речь там пойдет о Норильске.
Мы стояли на автовокзале, я смешалась с толпой семиклассников, и такой вот компанией мы сели в автобус. Морозный октябрь, пронзительный ветер, тоска…
Показалось, что и в зрительном зале было прохладно, а его сумрак имел какой-то синеватый оттенок. Я увидела деревянный стол, на нем черную лампу, стеклянную бутылку с водой, стакан, кипу бумаг…
Третий звонок. Нарастающее напряжение не давало покоя. Послышалось: «Бам! Бам! Бам!» Стало вдруг очень тревожно, даже страшно.
«А ну стоять, мразоты!» – раздалось на весь зал. На сцену вышел следователь НКВД. Он принялся расхаживать туда-сюда и раскидывать людей, словно кукол, ломая ребра, в разные стороны. И при этом падал снег… Тишина, а потом вдруг выстрел! Такой громкий, такой пронзительный, как будто стреляли не вверх, а прямо под моим ухом.
Я смотрела на людей, на вчерашних ученых, инженеров, философов, поэтов, а сегодня узников ГУЛАГа… Видела, как они мучились, страдали, умирали на земле, по которой я сейчас иду в школу или в гости к друзьям. Они любили. Они писали рассказы, стихи, поэмы. Они совершали открытия! Расширяли кругозор нашего человечества! А потом умирали на Норильской земле…
Вот рыжая девушка, бледная, с распущенными волосами. Она ворочает камни. Она плачет. Вот молодой человек – вместо лица сплошь кровавое месиво… Вот философ, антрополог, историк Лев Гумилев. Он просит воды.
«Вот тебе вода!» – ему, словно скоту, плещут из стакана на окровавленное лицо, на рубашку, пинают ногами…
Композитор и дирижер, недавно написавший музыку пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи…» Он умирает от голода и холода… И шепчет: «Ма-ма…»
Позади него, пока он полумертвый лежит посередине сцены, стоит освещенная софитами женщина в шляпке и перчатках.
«Сыночек, ну я же тебе говорила, надень варежки, ручки же замерзнут…»
Они вернулись к родным не все…
Господи, это же ведь всего лишь актерская игра, это не реальность! Но это не вымысел. Это было. Здесь, у нас.
Мне стало трудно дышать, из глаз градом прокатились слезы.
Полтора часа болезненно невыносимой истории.
Я родилась не здесь. Но я знаю этот город. Теперь знаю. Какой ценой он строился, чем заплачено за эти здания, шахты, рудники, заводы. Я буду помнить, и мне страшно забыть.
В автобусе по дороге домой я все не могла унять боль в груди. И стала писать. Писала, писала, писала… У меня вышел сценарий ко Дню памяти жертв политических репрессий, и мы с одноклассниками инсценировали его в школе. И я, правда, надеюсь, что наши гимназисты теперь тоже будут помнить.
Как я ощутила быстротечность времени
Эвелина Власова, Дудинка
Для меня, как оказалось, очень быстро летит время.
История про то, как я это поняла, связана с фотографиями над моим рабочим столом. Их достаточно много, на них запечатлены разные события. Но на одной из них изображена моя семья утром по пути в школу 1 сентября. На ней мама и я с сестрой держим в руках по пышному букету белых хризантем. В тот день моя сестра впервые пошла в школу. Именно он запомнился мне больше всего и часто всплывает картиной в голове, так как это был один из важных моментов моей семьи, который удалось запечатлеть не только в памяти, но и на пленке. Как оказалось, с того момента прошло много времени, а фотография сентябрьского утра долго висела у меня над столом и радовала.
Недавно мне пришлось снять фотографии, чтобы защитить от солнца, выжигающего цвет. И тут меня накрыла ностальгия. Я вдруг осознала, сколько времени прошло с того яркого осеннего утра, в голове пронеслось большое количество событий…
Наверное, именно в этот момент я осознала подлинный смысл фразы: «Время пролетело как один день…»
Как мы спасали щеночков
Ариана Лисина, Норильск
Не знаю, как там со всем годом, но лучшим днем осени я считаю 13 сентября. Он запомнится надолго, хотя начинался обыденно. Я тогда еще находилась в Барнауле у бабушки в гостях, прилетала к ней на лето. С самого утра светило солнце, хотя предыдущие дни были пасмурными. Я собиралась сидеть дома, потому что все мои друзья и знакомые учатся в первую смену и гулять было не с кем, а выходить на улицу одной почему-то казалось странным. Но Эля (моя младшая сестра) уговорила меня выйти погулять с ней. Мы вышли из подъезда и только завернули за угол дома, как увидели маленького щеночка, который бегал туда-сюда под балконами и жался к стенам дома от страха. Мы сразу же подошли к нему и попытались погладить, но он убегал от нас. Через некоторое время все-таки получилось его приласкать, но мы совсем не знали, что делать дальше. Щенок между тем спрыгнул с моих колен, шустро побежал к провалу между двумя домами и начал гавкать, словно призывая нас. Мы тоже подошли к яме, посветили телефонами и увидели в темноте три пары глаз. Это были его три братика или сестрички. Они не могли выбраться и жалобно скулили от страха. Я реально запаниковала, ведь никогда не сталкивалась с подобным и не знала, что делать. Я сразу же бросилась к проходящей мимо женщине с просьбой позвонить в местную службу спасения животных, так как я не знала их номер телефона. Женщина оказалась очень отзывчивой. Она сразу же позвонила в организацию под названием «Ласка», но там ответили, что они только кастрируют животных и принимают у них роды. Тогда она позвонила мужу. Он довольно быстро приехал с дочкой и сыном, они тащили удочку, веревку и корм. Мужчина быстро наладил удочку, привязав к ней веревку с петлей на конце. Опустив удочку вниз, он с трудом, но все-таки накинул веревку поперек животика щеночка. Тот вырывался и пищал, но через 15 минут его все же удалось вытянуть на поверхность. Малыш был напуган, скулил, но, когда мы его погладили и покормили, успокоился, а мы занялись вторым песиком.
Что интересно, пока мужчина тащил его вверх, Марсик (так мы нарекли первого) бегал и потявкивал, явно поддерживая своих родных. Второй тоже был спасен, а вот третьего вытащить не удалось: мужчина-спасатель сказал, что тот, самый маленький, забился слишком далеко и, к сожалению, его никак не достать. Было безумно грустно, но все-таки двух щеночков мы спасли.
Но куда же девать собачек? У этой чудесной семьи уже есть питомец, а мы с сестрой не могли их забрать, так как нам уже послезавтра нужно было ехать в аэропорт. Тогда я позвонила своей подружке и пересказала ей ситуацию. Она сказала, что после школы придет и мы что-нибудь придумаем. Спустя несколько часов подруга стояла возле нас, и вместе мы притащили коробку с малышами в ее квартиру. Папа подруги, работающий где-то на природе, сказал, что им как раз нужно две-три собачки, чтобы они, повзрослев, охраняли их станцию. Подруга часто присылает мне фото уже подросших щенков, и я очень радуюсь, ведь я обожаю животных, а особенно собак! Вот только душа моя до сих пор болит за того песика, которого вытащить не удалось…
Свидание с собой маленькой
Диана Жилина, Норильск
Где-то в вышине над головой слышались разнообразные птичьи голоса, поющие каждый на свой лад. По обе стороны от меня шумел осенний лес, откликаясь на порывы ветра. С каждым шагом я чувствовала себя все более и более свободной и спокойной. Каждый шаг приближал меня к той, кого я потеряла. К маленькой Дине. К себе.
Я люблю оставаться осенью в деревне. Здесь всегда можно убежать в лес. Тебя никто не прогонит, не осудит. Делай что хочешь, наслаждайся своим кратким мигом свободы.
Пожухлая трава похрустывала под ногами, чавкала сырая глина. Тут и там, где-то на периферии зрения сновали мелкие зверьки, а под пышными юбками елок прятались разномастные грибы и небольшие кустики диких ягод. Я остановилась посреди леса и оглянулась, вновь убеждаясь, что здесь совершенно одна. Я прошла еще немного и оказалась на большом поле школьного сельхоза. После развала СССР поля забросили, они стали ничейными. Впервые это место показал мне дедушка. Не знаю, зачем он привез нас сюда и рассказал историю местности, но на маленькую Дину это произвело большое впечатление. С тех пор каждую осень я вновь и вновь возвращаюсь сюда, чтобы насладиться уединением и природой.
Долго не думая, я упала на мокрую промозглую землю и устремила взгляд в небо. Лежа здесь, я чувствовала себя такой же заброшенной и забытой, как это место, но все равно почему-то счастливой.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.