В Публичной библиотеке закончила работу Всероссийская межмузейная выставка «Книга Севера». За два месяца выставку успели посетить более четырех тысяч горожан. За самыми древними экспонатами – берестяными грамотами – приехал заведующий отделом хранения и изучения археологических коллекций Новгородского музея-заповедника Алексей Андриенко. Он стал очередным гостем клуба «Обогатительная фабрика», организованного медиакомпанией «Северный город».

Алексей Андриенко – археолог по образованию, окончил МГУ им. Ломоносова, более 20 лет занимается раскопками в Великом Новгороде и специализируется на тематике средневекового Новгорода. Это город богатого исторического наследия, один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший художественный центр. Несколько столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. А потому и археология здесь интереснейшая: берестяные грамоты, нумизматика, погребения, архитектурная и подводная археология, дендрохронология. Последняя родилась непосредственно в Новгороде. Так, в 1959 году на Неревском раскопе начался сбор образцов древесины средневековых сооружений, изучение которых впоследствии проводилось в лаборатории Института археологии АН СССР. По итогам исследования была составлена дендрохронологическая шкала, охватывавшая период с 884-го по 1462 год. Этот метод позволяет датировать найденные коллекции довольно точно, исходя из числа годичных колец на распиле дерева. Дендрохронология стала шагом в создании хронологий не только Новгорода, но и целого ряда других археологических памятников Восточной Европы.
Сегодня в Новгороде, как и во всем мире, применяют новейшие технологии в археологии. Например, геомагнитную разведку, она основана на принципе определения разницы в плотности грунтах. Геофизики с помощью чувствительных протонных магнитометров могут найти под землей участки, подвергавшиеся в древности нагреванию, а также следы перекопов: канавы, колодцы, ямы, кучи строительного мусора и дороги.
«С появлением новых данных, – говорит Алексей Андриенко, – меняются и наши представления о средневековом Новгороде. Ранее исследователей интересовало древнейшее ядро города, от истоков, первых слоев, я же, наоборот, акцентирую внимание на окраинах города. Как они формировались? Какими были 500–700 лет назад? Этот вопрос сегодня недостаточно изучен».
Есть у Алексея и собственное археологическое хобби: военное дело – это и упряжь лошадей, и одеяние, и вооружение. В Великом Новгороде найдено множество украшений, принадлежавших богатым людям, в том числе и приближенным к князю. Они имели средства, чтобы содержать хороших коней и покупать богатое вооружение.

Если говорить о берестяных грамотах, то Великий Новгород здесь не просто лидер по количеству найденных древних памятников письменности, ему принадлежит львиная доля находок в масштабах всей страны: 1122 грамоты. В Старой Русе, городе на Новгородской земле, найдено 50 грамот, в Москве – 5, Смоленске – 2. А все потому, что во влажной почве Новгорода прекрасно сохраняются такие материалы, как кожа и береста.
Первая берестяная грамота, датированная впоследствии XV веком, была обнаружена в 1951 году на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу трех землевладельцев: Фомы, Иева и Тимофея. В целом тематика писем на бересте разнообразна. Это деловая переписка, акты, завещания, купчие, судебные протоколы; удалось найти даже любовные послания и детские берестяные тетрадки. Самый известный малолетний автор – мальчик лет 6–7 Онфим. Его грамоты, испещренные древнерусскими буквицами и рисунками, найдены в 1956 году.
Технология сохранения древних памятников письменности сегодня отработана досконально. Найденную грамоту первым делом помещают в горячую воду, она становится эластичной настолько, что ее можно спокойно разворачивать и очищать кистями от грязи. Затем грамоту размещают между двумя стеклами и в таком виде передают в музей.
Все грамоты, найденные в 1950-е годы, отправлялись в Государственный исторический музей – Новгород тяжело отстраивался после Второй мировой войны, пострадал Кремль, не было музейных хранилищ. В более поздний период берестяные письмена стали оставлять уже на месте, в музее-заповеднике. Сегодня в музейном фонде 884 грамоты. Хотя, как говорит Алексей Андриенко, фонд постоянно расширяется. Появляются новые находки. По закону у археологов есть три года на изучение найденных артефактов, после чего ученые обязаны передать их в состав Музейного фонда РФ. Так что в ближайшее время фонд музея-заповедника пополнится новыми раритетами – теми, что были «в работе» у археологического сообщества.

Каковы перспективы новгородской археологии? Огромные, по мнению хранителя Новгородского музея-заповедника. За все время археологических изысканий в Новгороде, а начало их датируется 1932 годом, раскопано всего 3% исторических достопримечательностей. Так что работы новгородским археологам хватит на много поколений вперед.