НОРИЛЬСК. «Северный город» — И днем, и ночью мониторингом атмосферного воздуха в Норильске занимаются лаборанты передвижных экологических лабораторий. Чтобы узнать, как работают эти специалисты, корреспондент «Северного города» отправилась с ними в рейд.
«У нас промышленный, а не курортный город, – справедливо замечает лаборант контрольно-аналитического управления Заполярного филиала Марина Шурко. – Такого чистого воздуха, как на высокогорном курорте или у моря, в Норильске не будет, но главное для нас – обеспечить отсутствие в воздухе превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ».
Марина – одна из тех сотрудниц КАУ, что ездят по городу в передвижных экологических лабораториях «Норникеля» и следят за дымовыми факелами, вылетающими из высоких труб металлургических заводов. Они ведут круглосуточный мониторинг состояния атмосферного воздуха.
Главный отход металлургии диоксид серы – головная боль как руководства компании, так и простых жителей. Зимой он доставляет мало хлопот, весной и летом зловредный газ долетает до Норильска – особенного с Медного завода, который расположен в черте города.
Если газ начинает опускаться на жилую зону и предельно допустимая концентрация диоксида серы в воздухе ползет вверх, Марина и ее коллеги с участка контроля атмосферы центра радиационно-экологического контроля КАУ немедленно дают телефонограмму на Медный завод или «Надежду» – источники загрязнений. На заводах примут решение об изменении параметров работы металлургических печей.
В этот период металлурги обычно объясняют норильчанам через СМИ: они не боги и не властны над силами природы и летней розой ветров, но всегда готовы притормозить работу печей. К сожалению, остановка медеплавильных агрегатов не дает мгновенного эффекта. Кроме того, печи высотой с многоэтажные дома не остановишь в один присест. На это уходит час-два времени. Вообще остановить на лето все заводы нереально: Норильск превратится в город безработных.
К счастью для всех, «Норникель» запустил в работу эпохальный «Серный проект», который позволит максимально очистить от диоксида серы вылетающий из труб дым. Главная задача на сегодня – не пустить газ в город. Кроме двух курсирующих по городу передвижных экологических лабораторий в городе установлены камеры непрерывного визуального мониторинга воздуха. Одна из них – на крыше управления Заполярного филиала на Гвардейской, 2.
Сегодня тепло, для мая даже жарко, дует юго-восточный ветер. Это просто отлично с точки зрения чистоты воздуха, поясняет Марина Шурко:
«Если говорить о Медном заводе, южный, юго-восточный, восточный и даже северный ветра – для города хорошо. Северный дует на Шмидтиху. А вот западный и северо-западный – для города плохо, ожидай газовой атаки. Северный может зацепить Хантайскую, молокозавод; северо-западный, западный может пойти на Шмидтиху, обогнуть город вокруг детской больницы на Октябрьской и накрыть Гвардейскую, 2, и стадион «Заполярник». Такой хитрый шлейф с Медного завода. Юго-западный может развернуть на город факел с «Надежды», но не факт. Последние пять лет то, к чему мы привыкли, стало непредсказуемо. Страдает от газа и 5-й микрорайон Талнаха».
Что значит взять пробу воздуха на анализ? Наполнить воздухом пакетик, завязать его и отвезти в лабораторию? Нет, конечно. Зачем бы тогда была нужна лаборатория на колесах. Она все сделает сама. В течение суток машина успевает побывать во многих уголках Норильска. Лаборант наблюдает за направлением дымового факела, и передвижная лаборатория спешит в ту зону города, где возможно загрязнение. Его максимальное значение определяется по показаниям измерений газоанализаторов. Если, например, будет свыше 3–4 ПДК на Ленинском, а 6–7 на Нансена, 4, Марина скомандует водителю Илье в первую очередь отправляться туда, где загрязнение больше.
Участки, на которых идут измерения, в КАУ называют постами. Машина сама забирает пробы из атмосферы и показывает на внутреннем экране значения диоксида серы, сероводорода, углекислого газа и оксидов азота. Каждый замер идет 20 минут и тут же выводится на монитор бортового компьютера. Получается разноцветный график: зеленый, синий, красный – это окислы, желтый – диоксид серы, сиреневый – сероводород.
Сегодня при юго-восточном ветре превышений по ПДК нет. В последней колонке под названием «статус» во всех клеточках машина ставит воздуху оценку «ОК». Машина напишет отчеты, и лаборант отправит их начальнику участка контроля атмосферы Анне Кукушкиной, на компьютер которой стекается информация об измерениях и наблюдении с камер визуального контроля.
За каждую смену Марина и ее коллеги проводят мониторинг атмосферного воздуха на 20 постах Большого Норильска. Постовые «Норникеля» трудятся и ночью. В работе помогают прогнозы неблагоприятных метеорологических условий Росгидромета. Их получают не только сотрудники участка контроля атмосферы КАУ, но также диспетчер Заполярного филиала и диспетчеры металлургических заводов.
В зимний период, когда все покрыто снеговым покровом, в норильском воздухе не бывает превышений ПДК по пыли. А вот летом, когда нет снега, возможен подъем пыли с хвостохранилищ, пескохранилищ, Цементного завода, с металлургических заводов и ТЭЦ. Летом установленные в передвижных лабораториях приборы помогают узнать концентрацию в воздухе фенола, формальдегида, серной кислоты, тяжелых металлов. А качественный и количественный анализ проб производят химики в стационарной лаборатории КАУ на «Надежде».
«Есть нормативы предельно-допустимых выбросов, которые утверждены на государственном уровне. И главное для Заполярного филиала – удержаться в этих лимитах. И надо отметить, что лимиты по выбросу загрязняющих веществ мы не
превышаем. Это доказывается нашими анализами», – говорит заместитель начальника центра радиационно-экологического контроля КАУ Олег Сумишевский.
Кардинальное изменение «экологического ландшафта» в Норильске возможно, оно произойдет в результате комплексной производственной модернизации предприятий НПР. В 2016 году был закрыт не подлежащий модернизации Никелевый завод, ежегодно выбрасывавший в атмосферу около 380 000 тонн диоксида серы. Выбросы в черте города уменьшились на 30–35%. На следующем этапе экологической программы «Серный проект» диоксид серы в Норильске начнут улавливать по новой технологии, в результате к 2025 году выбросы уменьшатся на 90%, то есть в 10 раз. На мониторе бортового компьютера передвижной лаборатории в колонке «статус» оценка воздуха над Норильском «ОК» станет обычным явлением, но участок контроля атмосферы КАУ продолжит нести свою вахту по выполнению производственного контроля в части охраны атмосферного воздуха нашего города и в целом – планеты.