#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Каковы масштабы «Норникеля» – таковы масштабы его «ателье», входящего в состав Норильского обеспечивающего комплекса. Когда идут ремонты металлургических печей, заказ «Надежды» составляет более 100 тонн металлоконструкций. Буквально недавно из этого цеха увезли на один из рудников отремонтированные шкивы – крупногабаритные колеса диаметром более пяти метров, с их помощью поднимают на-гора скипы с рудой. В ближайшее время приступают к изготовлению третьей по счету 40-тонной плавучей станции для хвостохранилища. Сегодня главный заказ связан с очередным витком реконструкции Талнахской обогатительной фабрики.
Не так давно шли разговоры о том, что запчасти для предприятий «Норникеля» дешевле изготавливать на материке. Из-за габаритов заказываемых конструкций, сроков изготовления и поставки в Норильск такой вариант не рационален, поясняет исполняющий обязанности начальника сборочно-сварочного производства Сергей Горбачев:
«Я для себя сделал вывод, что этот цех – как реанимация. Вот, допустим, подразделение «Норильскникельремонт» – это скорая помощь, а если что-то глобальное сломалось, тогда привозят к нам. Или если нужен запланированный глобальный ремонт, исходя из негабаритов. С материка такие привезти – проблема».
Сборочно-сварочное производство – площадка серьезная. Под потолком скользят 20 мостовых кранов, есть рельсовые пути для транспортировки тяжелых конструкций, на заготовительном участке аккуратно разложены различные и очень весомые металлические изделия: труба, уголок, швеллер, балка и прочие предметы, предназначенные для нарезки. И сортовой прокат, и листовой металл раскроят на детали, изогнут или выпрямят, сварят и покрасят, и на предприятия «Норникеля» отправятся скелеты железобетонных промышленных сооружений, новенькие кабины электровозов, ковши погрузочно-доставочных машин, 40-тонные плавучие станции.
Сегодня основной заказ связан с третьим пусковым комплексом реконструкции Талнахской обогатительной фабрики, рассказывает Сергей Горбачев. Детали уже раскроили согласно чертежам, предстоит их сварка, предъявление ОТК и покраска. Изготовленные опоры отправятся на ТОФ, где подрядчики соберут из них технологическую эстакаду. К теме обогащения имеют отношение и симпатичные трубы, окрашенные в приятный серый цвет. Рассказывая про них, руководитель цеха прибегает к профессиональной лексике:
«Их нам привезли, мы их отдробеструили и окрасили. Заполярная строительная компания заберет, будут монтировать пульпопроводы. Чтобы из неприглядной ржавой трубы получилась симпатичная, ее на участке покраски металлоизделий загоняют на вагонетке в дробеструйную камеру, где тысячи дробинок под напором очищают ее от ржавчины и шероховатостей. По-научному это называется – «повысить адгезию», – поясняет Сергей Горбачев, – то есть улучшить сцепление между поверхностями, чтобы покрытие держалось лучше. Окраска и сушка происходит в камере напротив».
Еще более интересные метаморфозы с металлами происходят на вальцовочном станке. Из листового металла здесь делают обечайки (металлические кольца) диаметром до шести метров.
«Вот, допустим, эту «бочку» собрали из нескольких колец, – показывает Горбачев на блестящее сооружение внушительного диаметра. – «Бочка» уедет на Цементный завод (опять же, на спецвозе, ночью, при закрытой дороге) и будет задействована в технологии получения цемента, необходимого для изготовления закладки выработанных пространств рудников».
А вот из этих двух штуковин, похожих на огромные сигары, поясняет наш проводник, изготовят еще один понтон. Две аналогичные плавучие станции весом по 40 тонн, длиной 12 метров и высотой пять метров уже курсируют на поверхности хвостохранилищ.
Конечно, металлургическая отрасль не остается вне деятельности сборочно-сварочного производства. Например, во времена ремонтов технологических линий печей взвешенной плавки на «Надежду» отсюда отправляют более 100 тонн сваренных металлоконструкций. Только один узел свода печи ПВП достигает веса 10 тонн. Сегодня из цеха на Медный завод уедут стопки матриц, на которые в цехе электролиза меди осядет металл. На выходе получатся те самые медные катоды, которые уплывут по Северному морскому пути к потребителям.
Путешествовать по сборочно-сварочному производству – значит проникать и в некоторые нюансы горного дела. Например, можно сравнить старый, потрепанный, беззубый ковш от ПДМ с уже полностью восстановленным, блестящим и зубастым. Ковш подземной погрузочной машины зачерпывает и загружает в самосвал десять и более тонн руды за раз. За смену получается 30–40 ходок. Конечно, такая интенсивная работа изнашивает мощные подземные «лопаты».
«Примерно три года назад нам включили в план ремонт погрузочно-доставочных машин, – рассказывает Сергей Горбачев. – В «Норильскникельремонте» тоже делают их реконструкцию, но частичную, а мы снимаем с ковшей практически все. Остается голый скелет, мы вырезаем на газорезательных машинах новые боковые стенки, лезвия, зубья – все детали, и на выходе получается практически новый ковш».
Среди «экспонатов» сборочно-сварочного производства попадается и кабина электровоза, восстановленная до такого же блестящего состояния, как и ковш (осталось ее покрасить), и ограждения, которые сделают безопасной для человека работу конвейеров на руднике «Медвежьего ручья». Стопкой сгруппированы небольшие решетки размером примерно метр на метр. Они связаны с обеспечением безопасности при работе в глубинах рудников.
«Это еще одно из новых наших изделий – армокаркас для крепления горных выработок, – поясняет Сергей Горбачев. – Мы их уже делаем целый год. В начале сентября прошлого года как раз разработали технологию и освоили производство. Считаю, с задачей справились, и объем производства у нас составляет около восьми тысяч штук в месяц. В прошлом месяце у нас была достаточно серьезная работа – к нам привозили «лечить» крупногабаритные колеса-шкивы с рудника «Октябрьский» диаметром больше пяти метров. К сожалению, показать их не можем, потому что в прошлые выходные ночью уже отправили заказчикам».
Интересуемся у Сергея Юрьевича, по каким причинам такие агрегаты выходят из строя раньше гарантийного срока?
«Чаще всего это несоответствие характеристик металлов тем, которые заложены для изготовления таких изделий. Гораздо реже – это качество изготовления, непосредственно сборочно-сварочные работы и очень редко – неправильная эксплуатация, допустим, если изделия перегружают», – поясняет собеседник.
Вместе с Сергеем Горбачевым мы заглядываем и на уникальный участок спецстали. На нем выполняют серьезные заказы из «нержавейки», титана, меди и латуни под ремонты на основных переделах комбината. Это и «Надежда», и Медный завод, и ТОФ, и «Медвежий ручей».
По ходу нашей «экскурсии» Сергей Горбачев рассказывает о машинах, которые приходят в помощь людям при раскрое масштабных заготовок. Листовой металл толщиной до 25 миллиметров рубят промышленные ножницы российского производства. Если металл толще, на помощь приходит газовая резка. В газорезательную машину с числовым программным управлением закладывается программа под определенную геометрию деталей, и она нарезает куски нужно размера и формы. Таких машин в цеху три.
После газорезательной обработки листы может покоробить, получается волна. Чтобы не нарушать геометрические параметры конструкции, листы нужно поправить. Здесь на помощь приходит итальянская листоправильная машина.
Машинами, да всем процессом превращения заготовок в нужные «Норникелю» конструкции управляют люди. Механический завод знаменит своими династиями, представители старшего поколения по-прежнему передают любовь к предприятию своим молодым родственникам, рассказывает Сергей Горбачев:
«У нас очень продолжительное время работала технологом Макаровская Роза Алексеевна, ушла из этого цеха на заслуженный отдых и привела на свое же место внучку Юлю. Молодая девушка, перспективный и талантливый технолог. Зайка Владимир, сын машиниста электромеханического крана Ларисы Зайки, в прошлом году стал лучшим в компании на конкурсе профмастерства среди электрогазосварщиков. Он абсолютно заслуженно занял первое место. Молодой, но перспективный. Заслуженный, хороший работник, отмечен неоднократно руководством предприятия и общества Роланд Тедеев привел к нам своего сына Руслана – он тоже достаточно грамотный рабочий, отвечающий квалификационным требованиям».
Именно в сборочно-сварочном цехе трудится призер конкурса WorldSkills Станислав Наконечный и легендарный слесарь-сборщик металлоконструкций орденоносец Роман Грабовецкий.
«Роман Иванович действительно заслуженный работник, – рассказывает Сергей Горбачев о важности присутствия в цеху людей с большой практикой. – Именно с его помощью выросли очень многие рабочие и технологи, он у многих был наставником. Приходит, представьте, к нам молодой человек, только что из института, на должность технолога. Ему надо понять, что за люди вокруг работают, по каким процессам, и советы и подсказки опытных рабочих здесь бывают очень кстати. Если конструктор выпустил чертеж – то технолог должен разработать, как сделать эту конструкцию. И вот как раз опыт таких заслуженных работников, как Роман Иванович, очень серьезно помогает молодым технологам расписать технологию лучше и быстрее».
– Есть и другие сотрудники с серьезной практикой?
– Например, начальник техбюро Вячеслав Николаевич Глебов с большим производственным опытом. Технолог Роман Юдин тоже очень грамотный и трудолюбивый специалист. Как раз благодаря таким людям цех выпускает свою продукцию, такие объемы. Я бы даже сказал так: случайные люди у нас долго не задерживаются. Оставшиеся работают подолгу.
– Что делаете, если заказ чересчур огромный?
– У нас есть понятие «коллектив». Руководством ставится задача, и мы ее решаем. Бывают и такие аварийные заказы, когда срочно нужно отремонтировать агрегат или построить какую-то металлоконструкцию, и мы для себя делаем вывод, что даже при организации круглосуточной работы нам просто не хватит людей. В таких случаях к нам прикомандировывают специалистов, рабочих с других предприятий, мы организовываем круглосуточную работу, и все получается.
– В вашей творческой работе, кроме трудолюбия, конечно же, требуется и талант?
– Да. Есть, допустим, изделия, тот же армокаркас, на первый взгляд, простые, изготовление поставили на конвейер. Это на первый взгляд. А если подробно разбираться, то когда разрабатывалась технология, производственная цепочка, то каждый, начиная от простого рабочего-вальцовщика и сварщика, заканчивая начальником производства, внес свою лепту в улучшение, модификацию этого производства.