14 сентября 1988 года в Норильске с визитом побывал будущий президент СССР, тогда Генеральный секретарь ЦК КПСС, Михаил Горбачев. Накануне директор Норильского горно-металлургического комбината Борис Колесников, возглавлявший комбинат 17 лет, был переведен на работу в Министерство цветной металлургии, и встречал высокого гостя с супругой его преемник Анатолий Филатов.
Позднее Горбачев назовет эту поездку «головной болью» и запишет в рабочем дневнике, что в городе, дающем миллиардные прибыли государству, «безобразное положение с коммунальным хозяйством, транспортом».
Эти выводы генсек сделал после общения с народом. Первую остановку кортеж на целый час сделал в Кайеркане. Следующим местом встречи с норильчанами стал бывший магазин «Карат». По воспоминаниям очевидцев, здесь собралось несколько сотен человек, жаждущих общения с отцом перестройки.
В универсаме на Талнахской, 30, Горбачев проверил продуктовый ассортимент и вновь (не меньше часа) беседовал с людьми.
15 сентября 1938 года родился Евгений Тёмин (1938–1999). С его именем связан всплеск интереса к боксу в северном городе в 70–90-е годы.
В 29 лет мастер спорта СССР по боксу, член сборной Украины приехал в Норильск, чтобы остаться здесь навсегда. За 32 года тренерской работы Евгений Тёмин подготовил 20 мастеров спорта. Его воспитанники становились чемпионами Красноярского края, победителями всесоюзных турниров, призерами чемпионатов России. Тёмин был не только талантливым спортсменом и тренером, но самое главное – талантливым человеком, которого любили все, с кем его сталкивала жизнь. По воспоминаниям учеников, тренеры и судьи во многих городах нашей страны ждали приезда Евгения Тёмина на соревнования, как праздника.
После его внезапной кончины в 1999 году и до сих пор в Норильске проводятся турниры по боксу памяти Евгения Тёмина, на которые соратники Мастера из разных городов и весей везут своих учеников.
16 сентября 1970 года на Медном заводе смена Александра Шереметова провела плавку с полным восстановлением меди за 55 минут. Это был рекорд не только в масштабах комбината, но и страны. На Медный стали приезжать делегации из разных городов для знакомства с опытом «скоростных плавок Шереметова». Рекорд стал возможен благодаря переходу завода с угля на природный газ.
17 сентября 1920 года буксирный пароход «Туруханск» с тремя лихтерами отчалил от Дудинки. На борту парохода в зарезервированных заранее каютах возвращались участники экспедиции в Норильск во главе с Николаем Урванцевым. В Красноярск томичи (основной состав экспедиции-1920 – студенты последнего курса Томского среднетехнического училища, где преподавал Урванцев) попали только в середине октября.
18 сентября 1901 года родился будущий член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР Геворк Кочар (1901–1973). До Норильска ученик архитекторов Жолтовского, Щукина, Весниных, один из основателей Всероссийского общества пролетарских архитекторов принимал самое активное участие в проектировании и строительстве столицы Армении. Вместе с Каро Алабяном и Микаэлом Мазманяном они спроектировали в Ереване здание сегодняшнего Русского драматического театра. По его проектам в 30-е годы там были построены институт, студенческое общежитие, кинотеатр, первый в городе универмаг и даже здание КГБ, в котором по иронии судьбы он ждал суда в 1937-м.
Не по своей воле сменив Юг на Север, Геворк Кочар оставил яркий след и в архитектуре Норильска. Сам архитектор в автобиографии норильского периода написал коротко:
«За время нахождения в Норильске мною и непосредственно под моим руководством запроектировано и осуществлено в натуре много крупных промышленных сооружений, культурно-бытовых зданий. Одновременно мною и при моем участии составлены проекты генеральных планов Норильска, Дудинки и ряда других населенных пунктов…»
В проектном отделе комбината Кочар работал десять лет в статусе заключенного, а с 1947-го – по вольному найму. Через два года, когда начались повторные аресты отбывших свои сроки репрессантов, Кочара забрали во время командировки по проектированию дома отдыха в Таежном. Местом поселения ему вновь назначили Норильск.
…В Ереван архитектор вернулся накануне своего 60-летия. До этого он пять лет занимал пост главного архитектора Красноярска, принимал участие в составлении генеральных планов Ачинска, Минусинска, участвовал в реконструкции Шушенского. За четыре красноярских года, с 1955-го по 1959-й, Кочара трижды избирали председателем Красноярского отделения Союза архитекторов СССР.
19 сентября 1921 года родился Сергей Щеглов (1921–2020). Свой литературный псевдоним (Норильский) 40-летний выпускник Норильлага взял в память о месте, куда его привезли со студенческой скамьи в августе 1942-го. Первокурсника исторического факультета Московского областного пединститута осудили на пять лет за антисоветскую агитацию. Начинал, как и все, с общих работ: кайлил землю на строительстве кислородного завода, пока обессилившего строителя не перевели в оксиликвитную лабораторию. Сотрудники этой лаборатории, получившие Сталинскую премию за разработку и применение оксиликвита (местной взрывчатки) на рудниках открытых работ, стали героями главной книги Сергея Норильского эпохи перестройки, которая так и называлась – «Сталинская премия».
После освобождения из лагеря недоучившийся гуманитарий окончил Всесоюзный заочный политехнический институт и стал начальником лаборатории. После реабилитации в 1959 году был принят в Союз журналистов СССР. К этому времени в активе инженера-химика были не только газетные и журнальные публикации, но и книга «Норильск» (в соавторстве с Алексеем Бондаревым).
В Туле, куда Сергей Львович с семьей перебрался в 1961 году, он стал профессионально заниматься журналистикой. Писал для газет, журналов, в том числе норильских. Героями его книг часто становились легендарные земляки: Николай Урванцев, Николай, Федоровский, Николай Козырев и другие.
Более четверти века Сергей Щеглов вел дела созданного им в Туле общества «Мемориал» и поддерживал связь с Норильском.
20 сентября 1940 года в Норильске вступила в строй действующих предприятий Малая агломерационная фабрика. Ее строительство было начато в июле 1939-го. Фабрика входила в состав Малого металлургического завода на правах цеха. До конца года МАФ выдала 380 тонн агломерата. Прекратила свою работу фабрика вместе с ММЗ в начале 1950-х.