#НОРИЛЬСК. «Северный город» – История династии началась в лагерном Норильске, где дедушка главного механика Виталия Младенцева был военным, а бабушка отбывала заключение по знаменитой 58-й статье. Валентина Павловна считалась «врагом народа», так как происходила из семьи, где родители умели работать на совесть, этому же учили своих 11 детей. Советская власть крепких и зажиточных хозяев не любила, навешивала им ярлык «кулаки», отправляла в ссылку или в лагеря, а нажитое добро экспроприировала.
Виктор Младенцев не побоялся жениться на репрессированной Валентине, что по тем временам было смелым поступком. Прошедшие ГУЛАГ часто не сообщали подробности своей жизни и заключения, не рассказывали о семейных связях младшим родственникам из соображений безопасности. Поэтому сегодня Виталий Младенцев не знает, из каких краев бабушка попала на Север в статусе раскулаченной, но «павловская порода» (выражение мамы Виталия) дает о себе знать в ее потомках. Им достался хороший ген. Вот и главный механик говорит: «Я люблю, когда люди работают».
Отец Виталия Виктор Викторович Младенцев, названный в честь дедушки, пришел на Механический завод в 17 лет. Начинал как токарь-станочник, в итоге стал станочником широкого профиля. Работал на всех станках, касающихся обработки металлоизделий резанием. Изготавливал самые сложные детали, от крупногабаритных до мелких.
– Отец имеет два ордена Трудовой Славы – второй и третьей степени. Если бы успел получить первой степени, стал бы Героем Соцтруда, – рассказывает Виталий. – Вот, например, лет 15 назад на завод пришел сложный заказ, который все отказались делать, а он сделал.
Эту историю мы попросили вспомнить самого Виктора Викторовича, живущего сейчас в Минусинске в своем доме, связавшись с ним по телефону.
– Запускали какой-то завод, и там нужно было пыль очистить «Циклонами», – рассказал Младенцев-старший. – Для этого требовалось изготовить платформу, чтобы защитить стенки «Циклонов». Работа технологически очень сложная, в инструментальном цехе отказались, в механосборочном тоже. Тогда директор завода подошел ко мне: «Пожалуйста, сделай!» Я токарь широкого профиля, а этот заказ нужно было делать на нескольких станках, в первую очередь на большом карусельном деталь обработать, чтобы подобраться сразу к обеим сторонам и не испортить. Мне дали ключ от цеха, выходил и по субботам, и по воскресеньям, почти неделю так работал, директор каждый день спрашивал: «Ну как?» Следили за этим заказом. Сделал вовремя.
Виктор Викторович четыре года назад овдовел, богатый урожай яблок и слив презентует родственникам, живущим здесь же, в Минусинске – внучке и правнукам. Живо откликается на просьбу рассказать, как он вспоминает Механический завод. Голос его теплеет, в нем появляются ностальгические нотки по тем временам, когда для него не было нерешаемых задач:
– Я с удовольствием работал! И на фрезерных, и на долбежных, и на карусельных, и на токарных, и на шлифовальных станках – на всех, какие были в нашем цеху по ремонту оборудования. Каждая деталь должная была пройти через многие станки.
Вот так он и переступал порог своего завода в течение 40 лет – с любовью к выбранному делу. Пришел на завод в 1961-м после школы, в 2001-м вышел на пенсию.
Звание Героя Социалистического Труда было высшей степенью отличия за ударный труд с 1938-го по 1991 год. То есть Младенцев-старший не получил его, собственно, из-за распада Советского Союза и отмены регалий и знаков отличия эпохи, канувшей в прошлое.
В эпоху перемен, когда нельзя было купить мебель, мастера с Механического завода изготавливали металлические тумбочки под телевизоры, запчасти на иномарки, валы, правили и растачивали колеса.
Токарей и фрезеровщиков часто сравнивают со скульпторами. Во времена перестройки они вытачивали на станках и различные предметы с художественным уклоном, например подсвечники. Некоторые такие вещицы делал и Виктор Викторович.
Направление ювелирного толка живо на заводе и поныне, рассказывает Виталий Младенцев. Недавно закрылась небольшая выставка умельцев завода, выточивших из металла изящные сувениры с символикой города, завода и «Норникеля». Сейчас они переехали в кабинет директора завода Вячеслава Лямзина, и их вручают на память ветеранам, уходящим на заслуженный отдых. Это своего рода собственный знак отличия Механического завода для лучших работников.
Виктор Викторович трудился в ремонтно-механическом цехе (сейчас ремонтно-обеспечивающее производство), занимался ремонтом оборудования по всему заводу. Его жена Альбина Ивановна тоже работала на комбинате, но в другой службе, очень экзотичной, рассказывает Виталий:
– У нее достаточно интересная была работа – стеклодув. Вы, наверное, помните, когда у нас была газосветная реклама и названия магазинов светились. Раньше для этого тонкое стекло наполняли подкрашенным газом. Она этим и занималась.
Те, кто долго проработал на Механическом заводе, люди талантливые не только в токарном деле, рассказывает Виталий. У них совсем другое мышление, более техническое и по жизни достаточно широко применяемое. Пригодились эти качества Виктору Викторовичу и на материке.
– Свое хозяйство – это та же самая стройка, сварка, сборка каких-то металлоконструкций, ремонты. Тем более когда частный дом, что-то надо делать своими руками. Сейчас отец уже преклонного возраста, ему 76 лет, в этом году я был у него две недели, помогал, – рассказывает главный механик.
Виталий Младенцев тоже пришел на Механический завод в 17 лет. Но еще школьником постоянно приезжал на работу к отцу. Поясняет:
– Мне было интересно. Должна быть такая преемственность, когда есть у кого перенимать опыт. Сейчас достаточно много взрослых людей приходят на завод, ничего не умеют делать, и в принципе нет желания.
Виталий устроился учеником в станкоремонтное отделение, которое занималось тогда ремонтом станков для всего комбината: токарных, фрезерных – всего металлорежущего оборудования.
– Через восемь лет, получив грандиозный опыт, я перешел в крановую службу, – рассказывает главный механик. – В первом цеху есть такая служба, которая занимается капитальным и текущим ремонтом всех кранов на заводе, поддерживает их в работоспособном состоянии. Там отработал пять лет и затем занимался инженерно-техническим надзором за подъемными сооружениями и сосудами, работающими под избыточным давлением.
– Вообще в скольких подразделениях вы получали опыт разного рода?
– В основном в ремонтно-механическом цеху. Это такая большая ремонтная база, где у меня были хорошие учителя. Там я три года отработал, и в 2012 году меня назначили главным инженером сборочно-сварочного производства.
– Туда, где делают 40-тонные понтоны-катамараны для работы на поверхности хвостохранилищ?
– Если посмотреть по всей промплощадке, то большинство интересных металлоконструкций сделано на сборочно-сварочном производстве. Стелы по дороге в Алыкель, надпись «Норильск» на въезде в город – это тоже сборочно-сварочное производство.
– Какие задачи выполняете в вашей теперешней должности?
– Главный механик – это всё, начиная от фундаментов и заканчивая оборудованием. Задача – поддержание в работоспособном состоянии как оборудования, так и зданий, сооружений и различных технических устройств Механического завода.
– И что на заводе с фундаментами?
– Все хорошо. Проверяем. Многие подразделения у нас сейчас выведены в ремонты, так как заводу в следующем году исполняется 80 лет. Завод старый, здания тоже, оборудования старого тоже достаточно. Есть приобретенное еще по ленд-лизу. И среди него много уникального, которое надо ремонтировать. Оно все еще в работе. Например, два крана, купленные по ленд-лизу в 1943 году, два «Тигра». Сейчас они приостановлены на ремонт. Через три года им будет 80 лет.
– Ваши дети станут продолжателями династии?
– У меня трое сыновей, старшему, Алексею, 25 лет, он работает как раз в сборочно-сварочном производстве слесарем-сборщиком металлоконструкций на участке спецстали. Сейчас он в отпуске. Артему 15 лет и младшему, Богдану, 12. Сейчас у них упор на учебу. Моя жена Ольга, учитель по профессии, считает, что знания – это инвестиции в будущее. Все лето они прозанимались с репетиторами. Многие школьники на летних каникулах отдыхали, мои учились.
– Почему люди с удовольствием работают на Механическом заводе, и династиями, и подолгу?
– Завод небольшой, руководство достаточно лояльное. Мы здесь проводим восемь часов, стараемся друг друга беречь. Коллектив очень хороший, дружный. Это было всегда, думаю, останется и в дальнейшем.
– Играет роль, что в работе много элементов творчества?
– Да, здесь нет рутины, каждый день какие-то новые задачи, новые ремонты. Работа именно творческая. Думаю, так все скажут, если спросить.