#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В свое время Иван Богута служил в Воздушно-десантных войсках. Голубые береты – люди особенные: мобильные и отважные, экстрима не боятся, а ищут его. Расплескалась синева из Ваниного сердца, прибывшего на горное предприятие «Норникеля» с украинской угольной шахты, по сине-голубым озерам и горам Таймыра. Сменив берет на шахтерскую каску, он до тонкостей изучил все нюансы ремонтов подземного транспорта. Старший сын Андрей тоже работает на «Заполярном» – машинистом ПДМ, трудится на руднике ламповщицей и любимая жена Наталья. А после работы у Ивана Ивановича есть снегоход и необъятные просторы заснеженной таймырской тундры.
Если бы в эпоху перемен на Украине не стали закрывать одну за другой угольные шахты, в Норильске сегодня недосчитались бы многих основательных специалистов горного дела. Начальник подземного механоэнергетического участка рудника «Заполярный» Иван Богута из их числа, начинал свою трудовую деятельность на шахте «Нововолынская».
– Иван Иванович, в чем главное отличие угольной шахты от шахты «Заполярного»?
– Другая разработка, конечно, нет такой техники, как здесь. Там бурили еще молотками, был Советский Союз.
– И вправду за углем надо на карачках ползти?
– 80 сантиметров – самая большая высота. Лава – угольный пласт – находится между двумя штреками, туда загоняют проходчиков, комбайнеров, и они ведут добычу на коленях. Надеюсь, сейчас все по-другому.
В эпоху перемен шахта закрылась. Оставшемуся без заработка главе семейства, у которого уже родился первенец Андрей, попалось на глаза объявление в газете: трудоустроить желающих предлагали на Севере, в Норильске. Так он здесь и оказался, и не один, а в компании земляков, также приехавших на комбинат по приглашению.
За 25 лет работы на руднике «Заполярный» у Ивана Ивановича образовалась солидная коллекция наград и поощрений. В 2002 году стал лучшим молодым рабочим Заполярного филиала, в 2019-м получил звание ветерана труда ООО «Медвежий ручей». Есть в коллекции почетная грамота Министерства промышленности и торговли, много почетных грамот от руководства города и Заполярного филиала.
Начальник подземного механоэнергетического участка Иван Богута начинал свою норильскую трудовую биографию с должности проходчика на подземном участке очистных работ №1 рудника «Заполярный» в 1996 году. Потом несколько лет работал там же электрослесарем дежурным и по ремонту оборудования.
2002– 2012 годы: должность та же, участок другой – механоэнергетический. И понятно почему. Иван Иванович по жизни любит движущиеся механизмы, знает в них толк и к представителям профессии, которой отдал много лет жизни, относится очень уважительно:
– На нашем механоэнергетическом участке надо быть очень образованным человеком: разбираться в электричестве, в механике, в водоотливе – во всем. На нас энергоснабжение предприятия, без нас ни одна буровая не будет бурить. Машин в шахте несколько десятков, мы все, кроме ПДМ, должны обеспечить электричеством, водой, воздухом. Водоотлив тоже на нас. Сейчас начнется таяние снегов, через трещины вода поступает в шахту, надо ее откачать… У нас работают высококвалифицированные специалисты, главная профессия – электрослесарь, они должны владеть механикой и энергетикой.
– У каждого электрослесаря по две корочки?
– В шахте сделано хитро, на поверхности вы не найдете такой профессии. Или будет слесарь, или энергетик.
В 2013 году Иван Богута переведен на должность сменного электромеханика, затем – начальника участка. Доля начальника сурова. В «служебке» Ивана Богуты прописано множество курсов, которые он успел пройти за последние два-три года.
– Иван Иванович, вот, например, зачем начальнику учиться работе на высоте?
– Я же имею право выдавать наряд людям, которые работают на высоте – подвешивают кабель, работают с машины, с площадки.
– И психологию изучаете? Что это за курс «управление конфликтом»?
– Учат, как разговаривать с людьми, как наряд выдать правильно, как не вступить в конфликт, как решить его.
– Зачем нужны корочки «инструменты куратора», «инструменты куратора кадрового резерва»?
– Руководитель должен подготовить свой кадровый резерв. У меня есть заместитель. Учился, как подготовить его, чтобы он встал на мое место или пошел выше.
– «Охота на риски» мы знаем, что такое: много-много бумаг, шаг влево, шаг вправо – нельзя, опасно… Много времени занимает?
– Все время занимает. Еще я получаю горное образование, в 50 лет, в нашем институте.
– И живете в Оганере. Неудобно оттуда ездить в Старый город? Пурги мешают?
– Нормально. На снегоходе зимой ездим, на машине.
Так интересно Иван Богута может прибыть не только на работу. Он любитель экстремальных путешествий. Рассказывает:
– Я люблю на снегоходе прокатиться на охоту, съездить на озеро Кета.
– Какой-то нестандартный маршрут. Все ездят на Ламу,
Глубокое. Как туда добираться?
– Трудно. Только зимой, на снегоходах, летом туда не попадешь. С друзьями собираемся, едем.
– Зачем? Выйти в мороз на крылечко с горячей кружкой чаю в руке..?
– Да, выйти на крылечко, налить себе горячего чаю, природа там, горы…
– Тундровые люди говорят, что после такого отдыха надо неделю отдыхать. Согласны?
– Представляете, иногда приходится ехать на снегоходе 12–15 часов непрерывно. Что нами движет? Желание испытать свои возможности.
– Хочется переключиться? Психологи говорят, полезно.
– Конечно. В Норильске не очень много развлечений, а там сила какая-то другая, энергия появляется.
Был у Ивана Богуты в свое время и мотоцикл, потом пересел на машины, любовь к дорогам передал сыновьям Андрею и Кириллу. У обоих есть права, оба рулят, оба уже вписали свои имена в историю рудника «Заполярный». Старший, Андрей, работает здесь несколько лет, младший, Кирилл, проходил практику, сейчас оканчивает техникум, будет поступать в институт. На снегоходе с папой сыновья тоже катались, правда на Кете еще не были.
Жена Ивана Наталья, как это часто бывает в горняцких семьях, работает в ламповой, на том же руднике.
Счастливая для будущих супругов встреча случилась на Украине.
– Мы с Ваней жили в одном дворе, у него финский домик, а у нас девятиэтажка, мы жили на пятом этаже, – рассказывает Наталья. – Я познакомилась с его сестрой, которая привела меня к себе в дом, и я познакомилась с Ваней. Мне было 17, ему 21, он как раз из армии пришел. Мы встречались, он ждал целый год, когда мне 18 исполнится, потом еще ждал год, потом мы поженились.
А служил Иван Богута не где-нибудь, а в Военно-десантных войсках.
– 2 августа – День ВДВ, мы и поженились в этот день, вот такой двойной праздник, – рассказывает Наталья.
Этот день муж проводит в компании голубых беретов и обязательно дарит жене цветы. Бывших вэдэвэшников не бывает: вот, по-видимому, откуда любовь к экстремальным прогулкам до озера Кета.
Впрочем, на фотографиях из семейного архива застрявший в сугробе снегоход на фоне голубого неба соседствует с семейным отдыхом на турбазе.
Устроившись на рудник «Заполярный», Иван через год забрал жену и старшего сына (младший родился уже на Севере).
– И когда я приехала в Норильск, Андрейке было 2 года, а мне 22, – рассказывает Наталья. – Меня немножко смущало, как я буду жить при морозе минус 52 градуса, я очень теплолюбивая. Но мне казалось, если я люблю, справлюсь с такими трудностями.
– Повезло с мужем?
– Да. Самый лучший, идеальный. Ни разу не жалела, что вышла за него. Всегда помогал по хозяйству и с детьми. Все по мере зарплаты было самое лучшее, в том числе игрушки, а обувь и зимние костюмы и почти всю одежду детям он сам покупал, мне не доверял. Очень заботливый. Когда я работала почтальоном, у нас еду варил тот, кто приходил домой первый, и дети знали, что готовят и мама, и папа. Ваня хотел, чтобы мне было легче.
Неспроста, окончив почтовый колледж и проработав восемь лет по профессии, Наталья поменяла место службы. И сидя в ламповой, приятно осознавать, что заботливый Ваня находится где-то тут же, неподалеку. Даже море для нее становилось ссылкой, когда приходилось ездить туда с детьми без мужа из-за несовпадения отпусков. Но Ваня отправляет – надо ехать.
А вот на Кету муж ее не берет: все же экстремальный отдых больше подходит мужчинам, да и сама Наталья говорит: «Я не умею в тундре жить». Ее больше интересуют цветы: «Сколько себя помню, в доме всегда были».
Мужские увлечения подхватили мальчики. Младший, Кирилл, всегда был рядом с папой, а папа возле машин, рассказывает мама.
Младший сын особенно набрался знаний, как разобрать-собрать машину. Старший, Андрей, сейчас управляет погрузочно-доставочной машиной на подземном участке эксплуатации самоходного оборудования, и на подземном участке очистных работ №1, где начинал отец, тоже успел поработать. Имеет шестой разряд, прошел курсы наставничества в корпоративном университете, женился и год назад стал отцом.
Надо полагать, Матвей Богута унаследует гены настоящих мужчин и основательных специалистов, к которым относятся представители династии с рудника «Заполярный». И заботиться о своей второй половинке он будет так же трогательно, как его дедушка Иван Богута.