#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Литовская фамилия наших героев тотчас извлекает из памяти слова «Каунас» и «Чюрлёнис», но «Норильск» и «Сипавичус» – тоже звучит интересно. Как они попали в северные края на горное предприятие? Вполне традиционно.
Отец главы норильского горняцкого семейства работал на восстановлении шахты в Донбассе и самим этим фактом приобщил сына-подростка к шахтерскому ремеслу. Григарас Сипавичюс, ставший Игорем после «правки» украинской паспортистки (правильно надо было написать «Григарас Сипавичюс сунус Станиславас»), прилетел на Север после службы в армии. На заработки. Паренька из Литвы обучили профессиям проходчика, машиниста ПДМ и горного электромеханика, он окончил автодорожный институт, но итээровцем стать не захотел. Аргумент выдвигает простой: «Проще руководить собой, чем людьми. Хочу быть вольным».

Григарас-Игорь уже конкретно поучаствовал в приобщении к горному делу своего сына: помог Ярославу устроиться на рудник и лично стажировал его на пэдээмщика на «Комсомольском». В «Норильскникельремонте» Ярослав оказался после достаточно условного разделения комбината на профильные и непрофильные активы. Точно таким же образом работницей «Норильскшахтсервиса» стала жена Игоря-Григараса Ирина. Но свадьбу супруги сыграли еще в статусе работников рудника. Это была комсомольско-молодежная безалкогольная свадьба в свете горбачевской борьбы с алкоголизмом. На торжестве директор рудника Хамби Кожиев и председатель профкома Алексей Ружников вручили молодоженам ордер на квартиру.

Ирина Сипавичус по литовским правилам должна быть именоваться Сипавичене, но снова вмешалась паспортистка, оставив ей мужскую фамилию.
«И был случай, когда супруга лежала в Литве на сохранении, а врач упорно искала в палате мужчину», – смеется Григарас.

Ирина Николаевна проработала в тресте почти 40 лет и только что уволилась в связи с отъездом на материк. По табели о рангах ее должность называлась «распределитель работ четвертого разряда».
«Это официальное название, – поясняет представительница старшего поколения семьи. – А по сути я была настоящей хозяюшкой. Занималась всем: от уборки до ремонтов, следила за порядком в нашем пятиэтажном здании, организовывала все праздники, корпоративны, в том числе на наших турбазах «Три богатыря» и «Скиф». Так и пролетели 37 лет. Я в тресте одна из самых долгоработающих».
Ирина Николаевна ждет получения жилья на материке по программе переселения, а пока погостит в двухкомнатной квартире, которую ее сын получил в Ярославле по программе «Наш дом».

Ярослав по основной профессии – электрослесарь дежурный и по ремонту оборудования подземного механо-энергетического участка №6, который базируется на руднике «Таймырский». До вступления в сегодняшнюю должность успел потрудиться и на других рудниках Талнаха: «Комсомольском», «Скалистом» и «Маяке». В списке нет только «Октябрьского».
Жизнь Ярослава на службе интересная: он работает на горизонтах минус 1345, 1400 и 1421 – самом глубоком на «Таймырском». Следит, чтобы в скиповом стволе, по которому поднимают богатую руду на поверхность, исправно работало все оборудование, начиная от самого ствола ВСС-1 и заканчивая конвейерами, которые идут на ТОФ. Вот почему Сипавичус-младший оказался участником такого неординарного события, как ликвидация последствий потопа, недавно случившегося на руднике.
«В свое время «Маяк» топило, но не в таких масштабах, а сейчас это прямо сильно было: почти три горизонта ушли под воду, – рассказывает Ярослав. – Все оборудование у нас утонуло, нам пришлось поднимать его из шахты, демонтировать, срезать старые кабеля, протягивать новое освещение, спускать новое оборудование, новые пускатели, все это подключать, чтобы руду опять можно было поднимать. Все было сделано непосредственно нашими руками».

Сейчас «Таймырский» поднимает руду на-гора в штатном ритме, в том числе благодаря активному вкладу в восстановительные работы ремонтников «Норильскшахтсервиса».
Ярослав несколько лет был волонтером региональной спортивной общественной организации «Шторм». Среди его знакомых много людей, увлеченных спортом и благотворительностью.
«Мои друзья, которые любят экстремальные виды спорта, в свое время решили: «А давайте построим парк». Взяли в аренду старую теплицу, внутри полностью оборудовали, утеплили, собрали батуты, что-то принесли, открылись. Потом уже пошло непосредственное сотрудничество с фондом «69 параллель», – поясняет Ярослав.

Это его друзья обучают ребят с ограниченными возможностями кататься на роликах мечты, получив сертификаты инструкторов, а сам Ярослав долгое время бескорыстно чинил в парке снаряжение: ролики, велосипеды, самокаты, занимался технической и механической частью.
Сегодня Сипавичус-младший еще и управляющий горнолыжной базой «Гора Отдельная»:
«На моих плечах полностью хозяйство, весь дом, снаряжение. Я отучился на машиниста ратрака, который чистит склон. Сейчас я немного от «Шторма» отошел, потому что горнолыжная база стала забирать слишком много времени.

Когда этой зимой на горе Отдельной сошла лавина, Ярослав и его друг и новый руководитель базы Алексей Яковлев, выигравший президентский грант на модернизацию горнолыжки, еще не приступили к своим обязанностям. Следующей зимой лыжная база должна встретить гостей во всеоружии. Уже в наличии обученный противолавинный отряд из двух групп ребят, получивших соответствующие официальные сертификаты.

«У нас есть ответственная задача в этом сезоне официально запуститься, – рассказывает представитель династии, мужчин которой отличает активная жизненная позиция. – Мой близкий друг планирует открыть кафе на первом этаже, готовим склон, подъемники, полностью горнолыжный дом и базу, чтобы люди уже наконец катались и отдыхали».
У Ярослава больше тысячи подписчиков в Instagram, где можно узнать другие подробности его яркой, наполненной событиями и путешествиями жизни. Дают знать гены и пример отца: сын такой же легкий на подъем, как Сипавичус-старший.
Григарас-Игорь начал путешествовать по городам СССР с 15 лет во время школьных каникул, тогда же увлекся фотографией. Потом выучился на журналиста, окончил литовскую и нью-йоркскую школы фотографии, стал участником нескольких международных фотопроектов, из которых особо отмечает «Два года в Тибете».

Сейчас, например, «Северный город» обнаружил Григараса в Туруханске, где они вдвоем с другом создают частную этноколлекцию по малочисленным народам – кетам, селькупам, а также староверам. А также работают с туристами в рамках развития туризма на Таймыре по линии «ВодоходЪ».
У Сипавичуса-старшего есть свой сайт, где можно полюбоваться на его прекрасные авторские снимки. Горняк-фотомастер и сам обладатель колоритной внешности, похож на Обеликса из известного мультика, поэтому не раз становился героем многих документальных фильмов о Норильске. Вот, например, он расчесывает свои роскошные усы в фильме канадского режиссера и рассказывает о труде горняка: «Работать под землей тяжело чисто психологически. Шахтер ходит в шахту каждый день – и каждый день рискует жизнью…»
Любовь к путешествиям в поисках новой фактуры не оставляет мастера фотосъемки. И так было на протяжении всей семейной жизни: жена Григараса часто пребывает в роли Пенелопы, и муж ценит, возможно, главный ее талант: она умеет ждать.
«Ирине Николаевне огромное спасибо. Она меня поддерживала во всех моих начинаниях», – говорит Одиссей.

Заполучить такую же лояльную жену не прочь и Сипавичус-младший. Нет слов, как повезет его избраннице: ведь Ярослав в придачу ко всем положительным качествам умеет и любит готовить. Особенно в тундре, на костре. Пока он не женат, детей нет, поэтому времени на все проекты и путешествия хватает.
«Хочу жениться, не чтобы развестись, а чтобы все было четко, хорошо, гармонично, – поясняет Ярослав. – Мне нужна жена, которой будет интересно отдыхать со мной на горнолыжке, пока я буду работать. Но если ей приятнее дома находиться, тоже хорошо. Главное, чтобы она понимала, что мне нужно уходить».
Сестра Ярослава Марианна уже почти десять лет работает в «Норильскшахтсервисе» машинистом турбокомпрессорных установок. По литовским правилам ее фамилия должна была звучать как Сипавичуте, но сейчас это неважно, так как она вышла замуж за обладателя украинской фамилии и стала Лыско.

Вслед за мамой Марианна остановила свой выбор на горняке. Ее муж Павел, как и брат, работает на «Таймырском». Только брат состоит на службе в «Норильскшахтсервисе», а муж, пэдээмщик в третьем поколении, числится в штатном расписании рудника. Ярослав и Павел пересекаются не только на поверхности как родственники, но еще чаще – под землей как представители горной отрасли.
Воспитанная папой, который не любит сидеть на месте, Марианна любит спорт и активный образ жизни, походы с семьей в тундру с палатками, но большую часть своего времени сейчас посвящает недавно родившейся доченьке Эвите. Павел тоже спортивный человек, дома увлекается столярным делом – улучшением дизайна своей квартиры. Сейчас семья Лыско отдыхает в санатории «Заполярье»: море для горняков – один из способов укрепить здоровье всех членов семьи.

Ранее мы писали о династии Слепокуровых из Ремонтно-строительного треста «Норильскникельремонта».
О других трудовых династиях читайте в нашей специальной рубрике.