#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Если бы норильские железнодорожники вели летопись трудовых династий предприятия, семья Федоровых наверняка вошла бы в группу лидеров.
С Сергеем Александровичем – исполняющим обязанности начальника участка службы сигнализации, централизации, блокировки службы сигнализации и связи – считаем стаж его семьи. Отец, Александр Гаврилович, до выхода на пенсию 15 лет работал в службе пути Норильской железной дороги (НЖД), там же 18 лет трудилась мама, Клавдия Ивановна. Годовой вклад в эту копилку сделал брат Андрей, теперь и сыновья Сергея Федорова – Юрий и Александр продолжают фамильное дело. В общей сложности эта семья связана с железной дорогой почти 70 лет. Дольше всех – Сергей Александрович: в следующем году исполнится 30 лет трудовой деятельности кадрового работника Заполярного филиала Федорова. Правда, он подобным юбилейным датам особого значения не придает. Но упомянуть еще одну, «полукруглую», которую в истории семьи Федоровых можно считать знаковой датой, все же стоит: 45 лет назад они стали северянами. В 1976-м с двумя маленькими сыновьями – Сереже было три года – родители нашего героя переехали из Тольятти в Норильск.

«Жили мы тогда в бараке на перегоне Дудинка – Вологочан, это 36-й километр», – уточняет Сергей Федоров.
Как жили в таких условиях, знает только по рассказам родителей – на перегоне Дудинка – Вологочан, 36-й километр, в бараке. Через какое-то время семье дали вполне цивилизованное по тем меркам жилье – с горячей водой из крана, центральным отоплением – в только что построенном «хрущевском» доме в поселке Алыкель. Здесь Сергей вырос, окончил школу №15, поступил на работу. Естественно, на Норильскую железную дорогу.
В Алыкеле НЖД, теперь – Предприятие технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) – было «поселкообразующей» структурой. Вся жизнь связана с дорогой, она, как говорят коллеги с участка Федорова, тоже бывшие алыкелевские ребята, – артерия нашего промрайона. Почти все взрослые жители поселка были связаны с железной дорогой. В семьях тех, кто работал в отделении почтовой связи или в магазине, в клубе или в школе, тоже были железнодорожники. Неудивительно, что эту профессию выбирали большинство местных выпускников. Так было и в семье Александра Гавриловича и Клавдии Ивановны Федоровых.

Сергей поступил в НЖД учеником электромонтера. Говоря современным языком – электромонтера по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации, блокировки. Наставниками молодого рабочего в начале карьеры были опытные бригадиры Валерий Александрович Лыткин и Владимир Николаевич Кормов. Под их руководством наш герой повышал разряд, совершенствовал мастерство. Когда семья из аварийной пятиэтажки в поселке Алыкель в 1997-м переехала в Кайеркан, тогда город-спутник Норильска, Сергей Федоров остался верен своей дороге, сменил лишь место дислокации. На железнодорожной станции Кайеркан набирался опыта, осваивал новое оборудование, стал руководителем. За это время произошли изменения в системе местного самоуправления, другим стало название предприятия и его техническая оснащенность.
ПТЖТ одним из первых в стране начало внедрение микропроцессорной централизации управления стрелками и сигналами. Инновационный процесс в организации железнодорожных перевозок. В числе первых этим методом централизовали Кайерканский узел: станции и посты Кайеркан, Амбарная, Разрез, Алыкель. Занимались этой очень серьезной работой специалисты службы сигнализации и связи, возглавляемой Федоровым.

Новое оборудование начали получать в 2010 году, вспоминает Сергей Александрович. С несколькими коллегами он ездил в Екатеринбург на стажировку к специалистам фирмы-производителя закупленной «Норникелем» промышленной электроники. Как говорит Федоров, пополнить базовые знания.
Что было до модернизации? Релейная централизация, три ряда шкафов, а в диспетчерской – стол с кнопками. Рассказывая об этом, и. о. начальника участка помогает себе жестами, стараясь доступнее объяснить разницу.
На пару минут нам разрешают зайти в диспетчерскую. Здесь на нескольких мониторах в реальном времени отражается все, что происходит на железной дороге: вот состав движется с угольного разреза, везет щебень в Дудинку. А вот поезд заезжает в тупик на Каларгоне. Диспетчер по радиосвязи управляет процессом. Словом, здесь – глаза и уши Норильской железной дороги. Мозг всего производственного цикла находится в офисе службы Федорова.
«Они производят наладку оборудования и обслуживают его, – говорит диспетчер Азамат Байбулатов. – Я только отправляю составы, вагоны переставляю, перевожу стрелки».

Как и положено, каждый занят своим делом. Служба сигнализации и связи отвечает за исправность кабельных трасс, переездов, светофоров, стрелочных переводов и другой «начинки» всей железной дороги, подведомственной ПТЖТ. В подразделении 60 человек, немного, как говорит Сергей Александрович. По сравнению с той же службой пути. Она занимается текущим содержанием, очисткой и организацией ремонта железнодорожного полотна, понятно, что там нужно много рабочих рук. В службе пути, как когда-то его бабушка и дедушка, работает Александр Сергеевич Федоров. После окончания Норильского техникума промышленных технологий и сервиса, где он изучал контрольно-измерительные приборы, Александр уже два года как железнодорожник. Сейчас трудится на станции Юбилейной.
Третий на сегодня действующий представитель семейной династии Федоровых – Юрий Сергеевич, выпускник Норильского государственного индустриального института, следит за исправностью промэлектроники. Юрий – электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации, блокировки. По словам отца, лучше всех в семье владеет компьютерными технологиями. Большой интерес в этой области и у Александра – они же современные молодые люди. Впрочем, у братьев немало и других увлечений. Например, автомобили. Об этом тоже рассказал Сергей Александрович. Познакомиться с младшими Федоровыми не получилось: ребята догуливают трудовой отпуск. После отдыха Юрий и Александр вернутся в свои коллективы.

Относительно семейных планов Сергей Александрович отвечает коротко: «Работать». Ему как высококлассному специалисту «Норникель» предоставил возможность участвовать в корпоративной жилищной программе «Наш дом/Мой дом». В перспективе Федоровы-старшие переедут в Завидово Тверской области.
«Мне там понравилось: природа замечательная, чистый воздух, с нашего балкона реку видно. Удочку можно закинуть и ловить рыбу, не выходя из квартиры», – улыбается Сергей Александрович.
Кстати, рядом с Завидово Октябрьская железная дорога. Можно продолжать семейное дело.

Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.