#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Глава династии изначально получил профессию агронома на Алтае. Сложные 1990-е привели его в Норильск, на талнахский рудник, где он проработал уже 29 лет. Недавно Сергей Геннадьевич получил звание заслуженного шахтера России. При этом бригадир взрывников еще и молодой отец: его младшей дочери Тае всего пять лет. Старшему сыну Геннадию 28, и он уже несколько лет водит составы с богатой рудой «Таймырского».
Бригадира взрывников Сергея Корчагина с «Таймырского» вместе с женой Еленой и пятилетней дочерью Таей «Северный город» нашел в Болгарии, в ведомственном санатории «Норникеля».
– Мы здесь уже четвертый раз. По путевке в этом отеле – третий, а вообще четыре. Нравится: море, пляж – все есть для отдыха, – рассказал бригадир, который любит семейные поездки в теплые страны.
В списке, кроме Болгарии, есть Испания, Греция, Таиланд. Но самым главным своим интересом глава семейства называет детей: им 28, 19 и 5,5 года. Старший сын Геннадий работает на «Таймырском» машинистом электровоза, средний, Егор, учится на программиста в Барнауле, малышка Таисия просто радует папу и маму, в очередной раз осваивающих курс молодых родителей.
Жена говорит: «Мало. Надо было больше», – цитирует свою половинку бригадир. Когда дети отправляются в самостоятельную жизнь, у родителей появляется синдром опустевшего гнезда, но это не про Корчагиных.
Отпуск у горняков – три месяца, после отдыха на море Сергей Геннадьевич и его супруга Елена Геннадьевна (она работает в архивном отделе аппарата директора ЗФ), как всегда, отправятся к родителям на Алтай. Первая, весенняя, часть отпуска в этом году получилась грустная: умер от коронавируса отец бригадира.
Осенний отдых закончится, и снова – патроны, взрывчатка, средства инициирования, зарядка шпуров. Все это журналисты видели только на конкурсах профмастерства, где взрывники проверяли взрывной кабель на силу и длительность импульса, монтировали электровзрывную сеть и заполняли учебный шпур песком с использованием зарядного оборудования.
Шпуры и скважины – единица измерения труда взрывников. В эти пробуренные в твердой породе углубления и закладывается взрывчатка согласно паспорту бурения. У скважин больше диаметр и глубина. Шпуров в забое за смену получается от 47 до 54, скважин на очистном участке – от восьми до 45. Объем, который нужно отгружать после взрыва, около 80 кубических метров. Если перевести на гражданский язык, получится комната в 20 квадратных метров, заполненная ценной рудой.
Для кого-то все это опасная экзотика, а бригадир с подземного участка взрывных работ Сергей Корчагин называет делом обыденным. Еще бы: он в профессии уже 29 лет. Приехал в Норильск с Алтая в 1992-м и поступил на службу на «Таймырский» – единственный из талнахских рудников, где ведется добыча только богатых, очень выгодных в переработке, медно-никелевых руд.
Акт о приемке первой очереди «Таймырского» подписали в 1982-м. Почти за 40 лет цифра добытой здесь руды приблизилась к 100 миллионам тонн. Если учесть, что Корчагин-старший ведет отпалку почти 30 лет, то его вклад в добычу значительный. Не просто так раздают звание «Заслуженный шахтер РФ», а у Сергея Корчагина оно есть. Вручили к нынешнему профессиональному празднику горняков. В наличии и множество других наград и знаков отличия: от звания лучшего рабочего «Норильского никеля» до почетной министерской грамоты.
– Сергей Геннадьевич мало говорит, но много делает, душа коллектива, искренне болеет за работу! – цитирует слова взрывников из бригады Корчагина Владимир Игнатов, исполняющий обязанности начальника участка, на котором работает наш герой.
Пока глава горняцкой династии с женой и дочерью отдыхает на море, его старший сын Геннадий как раз вернулся из отпуска. Побывал в походе на Шавлинских озерах горного Алтая. Название не зря созвучно с шаолиньским монастырем. «Шаолинь» переводится как «мало леса», и открывающиеся взору путешественников пейзажи великолепны как в Китае, так и на Алтае.
– Я ехал за редкими видами необычных мест, ради которых нужно несколько дней идти пешком, – рассказывает Геннадий. – Горные озера, студеная, идеально-бирюзового цвета вода на фоне заснеженных пиков четырехтысячников – там очень красиво…
– С горами плато Путорана не сравнишь?
– Я их тоже очень люблю. Почти все летние выходные провожу в горах или тундре. Хожу, как правило, в северном направлении: Джангы, реки Валек, Олор, Скалистая, Мокулай. На горном велосипеде езжу, часто в пешие походы хожу. Иногда подвязываюсь со знакомыми на квадриках, снегоходах, но это редко бывает.
Вместе с родителями в детстве Гена отдыхал в Испании, Болгарии, Греции, потом самостоятельно – в Латвии и Исландии.
– Всегда хотелось побывать в Исландии, и она оправдала ожидания, – рассказывает о Стране огня и льда Геннадий. – Это другая планета. Лунная поверхность, и в тоже время все это на очень развитой, успешной территории. Население – как два Норильска.
– Состав – это сколько вагонов?
– От восьми до десяти, в зависимости от электровоза. Если это электровоз 14-тонник, то восемь вагонов, «Ферриты» новые чешские и по десять тянут.
– Про появление электровозов «Феррит» на рудниках Талнаха «Северный город рассказывал. И как вам чешская техника?
– Я почти полтора года отъездил на «Феррите». Хорошая машина, чувствуется огромная разница. Это, наверное, как с мотоцикла на семейный минивэн пересесть – такие впечатления.
– Получается, вы возите руду, которую отпалил папа?
– В общем да.
– Кто-то еще в семье имеет отношение к горной отрасли?
– Нет. Отец стал первопроходцем. Мамина мама была учителем, папины родители всю жизнь прожили в деревне, занимались сельским хозяйством, дед работал в колхозе. Отец окончил техникум по специальности «агроном». Очень любит сельское хозяйство, отлично разбирается в садоводстве, но жизнь заставила сменить сферу деятельности. Времена были тяжелые, в деревне было делать нечего, и в 92-м году он поехал на Север, первым в семье освоил горное дело, потом уже я подтянулся. Его пример мне очень помог в выборе профессии.
Ранее мы писали о горной династии Богута с рудника «Заполярный» и внедрении на талнахских рудниках электровозов Ferrit.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.