#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Юбилей Механического завода, с 2007-го входящего в Норильский обеспечивающий комплекс, по календарю приходится на 25 июля. В 1941-м вышел приказ по Норильскому комбинату НКВД СССР об организации ремонтно-механического завода с литейно-кузнечным, ремонтно-механическим и котельными цехами.
Механическим завод стал в 1953-м, когда Норильск получил статус города, а комбинат перешел в ведение Министерства металлургической промышленности. До сегодняшнего дня на проезде Машиностроителей, 4, сохранились заводские корпусы, построенные в военные годы.
Конечно, за восемь десятилетий Механический прирос и новыми площадками. Сейчас это ремонтно-обеспечивающие цеха в Талнахе и на Надеждинском металлургическом заводе, но основная территория уже модернизированного завода по-прежнему находится в Старом городе.
Ровесник Механического Норильский драматический театр за это время трижды сменил прописку. Остановлено производство на Никелевом, бывшем Большом металлургическом заводе. Давно нет Малого металлургического, для которого механики изготовили первую плавильную печь, конвертер, вентиляторы, ковши для металла и многое другое, что требовалось первым металлургам.
«Скорая помощь» сначала Норильского строительства, а потом комбината делала работу, от которой отказывались мощные машиностроительные заводы. Начальник РМЗ, переименованного в 1943-м в ЦРМЗ, бывший мончегорец Владимир Лебединский вспоминал, что все заказы, которые получал завод, были на индивидуальные детали:
«Очень сложные, иногда явно невыполнимые.
Помню, из Германии по репарациям пришла турбина мощностью 25 тысяч кВт. У нее оказались поврежденными 52 лопатки. Харьковский турбостроительный и Ленинградский металлический заводы отказались изготовить недостающие лопатки, сообщив, что это невозможно. Тогда лопатки приказали изготовить на ЦРМЗ. И установили срок – шесть месяцев. Изготовили!»
Лебединский, сравнивая Норильск с «Североникелем», где он до эвакуации работал конструктором в отделе главного механика, отмечал, что здесь были очень ограниченные возможности изготовления. Долго не было литейного цеха, профили и ассортимент металла были ограничены. Однако именно в эти годы был заложен прочный фундамент крупного машиностроительного предприятия в Заполярье. Считается, что к 1955 году закончилось первоначальное формирование Механического завода как централизованной металлообрабатывающей базы комбината с полным замкнутым циклом производства.
В конце 1950-х завод четыре года (1958–1961) выпускал машины с норильской маркой. Были изготовлены опытные партии буровой машины норильской (модель БМН) и норильского бурового станка (НБС-2). Впоследствии НБС-2 и последующая модификация НБС-5 успешно работали на руднике «Медвежий ручей» до конца 1960-х, а сборку станков передали Магнитогорскому заводу, который отправлял их, в частности, в Египет на строительство Асуанской плотины.
Так что не ремонтом единым славна 80-летняя история флагмана машиностроения в Заполярье.
С Механическим заводом связано много громких, знаковых имен. Например, к выпуску НБС-2 прямое отношение имеет Геннадий Дейч, на тот момент главный механик горнорудного управления. Норильчанин с 1944-го по 1963 год, он прошел все отделения и цеха завода. Именно Дейч стал инициатором (и одним из авторов) создания лучшего на тот момент бурового станка в СССР.
Сегодня, когда Норильский комбинат именуется Норильским дивизионом, юбиляр по-прежнему обеспечивает его дееспособность, а переплавляя и перерабатывая отслужившие металлические конструкции, выполняет функцию «санитара» территории.
Для Механического и в ХХI веке характерна не только верность месту, но и традициям. Сегодняшний руководитель завода Вячеслав Лямзин впервые пришел в литейных цех на практику в 1987 году, да так и остался на 34 года. Как и его предшественники, занявшие директорское кресло после работы на заводских переделах.
У выпускника Красноярского политехнического в послужном списке, кроме формовщика литейного, значатся должности инженера-технолога отдела главного металлурга, старшего мастера сталеплавильного участка, начальника литейно-кузнечного цеха, главного металлурга завода, заместителя директора завода по качеству, главного инженера. Самым сложным в этой цепочке Вячеслав Александрович считает период, когда он в 2005–2007 годах был начальником литейно-кузнечного цеха:
«Сложный цех с большой численностью работников. И самое трудное в работе не техника, оборудование, а люди… Новое оборудование, новые технологии уже давно есть и еще будут, но людей в нашем деле они не заменят. Особенность завода в том, что мы производили и производим штучный товар и нам нужны штучные работники».
Почетный металлург, а это звание Вячеслав Лямзин получил на посту главного металлурга завода, «незабвенным» учителем называет своего первого начальника в литейном цехе Михаила Александровича Кеворкова. Это он говорил, что в любом деле все решает человек.
Сегодня по факту на заводе трудятся 914 человек. По словам руководителя, остро не хватает станочников широкого профиля, квалифицированных токарей. Штучных специалистов для штучной работы.
Лямзин пришел на завод при Валентине Викторовиче Шпаковском. В 2016-м стал преемником Сергея Петровича Володько. Ему выпало завершить эпопею с газификацией завода.
Первый документ о переводе печей с дизельного топлива был подписан как раз при Шпаковском, в 1986 году, и возобновился в 2015-м уже при Володько. В 2020-м проект завершился. На его презентации директор Вячеслав Лямзин назвал 7 февраля историческим днем и сообщил, что благодаря газу затраты на энергоресурсы сократились практически в десять раз. А это значит, что снизятся затраты завода на выпуск готовой продукции: на 21 тонну в год уменьшатся объемы выбросов пыли и газа. Уйдут в прошлое неочищенные канализационные стоки, выбросы продуктов сжигания дизельного топлива, а также выбросы от деятельности карбидного и ацетиленового производств, основанных еще в 1950-е годы для газовой сварки, резки и наплавки металлов и сплавов.
Через полтора года это вместе со старыми зданиями действительно «ушло в прошлое». Условия труда в «грязном» кузнечно-литейном цехе улучшились. Там теперь установлены современные нагревательные агрегаты с программным обеспечением. Сегодняшний руководитель флагмана машиностроения не сомневается в долгом будущем Норильского промышленного района, а значит, и своего завода.
В канун Дня машиностроителя Норильский обеспечивающий комплекс, куда входит завод-юбиляр, по традиции присвоит почетные звания «Заслуженный работник НОК», «Ветеран труда НОК» и «Кадровый работник НОК».
Почетное звание заслуженного работника Норильского обеспечивающего комплекса с этого года будет носить «чистокровный машиностроитель» Николай Плотников. Начальник ремонтно-обеспечивающего цеха №3 в Талнахе называет свой бывший Талнахский ремонтный завод опорой Механического в рудной столице.
Изделия, выпущенные этим цехом, имеются практически во всех узлах и механизмах, которые только можно встретить под землей, – от конструкций энергообеспечения до подземной самоходной техники. Два года назад в РОЦ-3 заработал участок по производству анкерной полимерной крепи для рудников. Николай Плотников с гордостью называет свой цех монополистом по производству этого крепления.
Среди отмеченных званиями от НОК есть формовщик, земледел, котельщик и даже наполнитель баллонов. Вот такое «штучное производство»!
Городская администрация, по заказам которой Механический изготовил в Большом Норильске не одну мемориальную доску и стелу и не только, приготовил для юбиляров три знака отличия «За профессиональное мастерство» и шесть почетных грамот главы города.
В юбилейном списке награждаемых от НОК и города чаще других фигурирует ремонтно-обеспечивающий цех №1, расположенный на исторической площадке в Старом городе. Есть в этом перечне начальник цеха Павел Иванов, перешедший 11 лет назад на Механический с рудника «Октябрьский».
По еще одной заводской традиции здесь много династий. На Механическом работали отец, дядя и брат Павла Иванова. Вот и энергетик по образованию решил сменить профиль и не жалеет об этом, тем более что в 2013-м ему достался участок, обслуживающий переделы родного завода.
В прошлом году к поставкам на участки углекислого газа, кислорода добавилось обслуживание газопровода. Работой и коллективом (90 человек) начальник доволен.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.