#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Стаж горного мастера подземного участка буровзрывных работ Василия Назарова на руднике «Заполярный» пока невелик. В штат предприятия он был зачислен в 2018 году. А до того трижды приезжал с материка на практику по программе «Профстарт» и успел по достоинству оценить перспективы работы в «Норникеле». «Северный город» расспросил молодого специалиста о том, что произвело на него самое большое впечатление на руднике, как он видит свою жизнь через десять лет и что думает о Норильске.
Встретиться с Василием лично не удалось – у горного мастера сейчас отпуск, который он проводит вместе с семьей на материке. И не где-нибудь, а в сочинском санатории «Заполярье». На море, признается Василий Назаров, он в первый раз. И даже несмотря на не слишком характерную для юга погоду, в Сочи идет снег с дождем, впечатлен. Как, впрочем, и социальными программами «Норникеля». Корпоративная путевка – это только один из бонусов работы в компании, отмечает молодой специалист. Мог ли он предположить о такой возможности, стоя в свое время перед выбором профессии?
«Вплоть до одиннадцатого класса я не мог определиться, в какой вуз поступать, – рассказывает о себе Назаров. – Я родился в поселке Кузедеево Новокузнецкого района Кемеровской области. Шахт на Кузбассе много. Уголь много лет добывал и мой отец, но советов он мне не давал. Я сам в итоге выбрал инженерную специальность. Тем более что отец-шахтер о своей работе много рассказывал и эта сфера не была для меня абсолютно новой».
Василий поступил в Новокузнецке в Сибирский государственный индустриальный университет, выбрав специальность «подземная разработка рудных месторождений». Про Норильск, признается он, до третьего курса не знал.
«Я пришел на встречу, которую организовали для нас, студентов, представители компании. Они рассказывали о перспективах работы в «Норникеле», и я подумал: а почему бы и нет? – вспоминает Василий и добавляет: – Хотя в первый раз страшновато было ехать на Север. Казалось, это так далеко. И родители очень переживали. Я звонил им потом из Норильска, рассказывал про полярный день, когда абсолютно теряется чувство времени: то ли день сейчас, то ли ночь. Солнце за окном светит… И к этому, как и ко всему остальному, надо было привыкать».
«На материке я такого не видел»

Проходить практику студента из Новокузнецка отправили на рудник «Заполярный», старейшее горное предприятие НПР. Здесь все казалось непривычным. «Заполярный» уникален не только высоким содержанием платиноидов в руде, но и тем, что его подземные выработки расположены над уровнем моря. Под землей, но выше труб Медного завода. Самый нижний горизонт рудника с водоотливом расположен на отметке –63, самая высокая подземная выработка – на горизонте +252.
Свой первый спуск под землю Василий помнит до сих пор. Темнота. Раскачивающаяся клеть. Бьющие по лицу брызги воды, подхваченные со стен ствола стремительным ледяным ветром. Сплошной адреналин! Сегодня на все это он уже не обращает внимания, а тогда…
«Самым сложным для меня поначалу было научиться ориентироваться в подземных выработках, – вспоминает горный мастер. – У нас есть план-схемы горизонтов, их надо запоминать, но они такие огромные… И порой меняются. Нужно месяца три-четыре, чтобы все изучить. Нужно все эти выработки самому пройти. С другой стороны, потом мне даже интересно стало. Я втянулся в работу. За мной, как и за каждым из практикантов, был закреплен опытный наставник».

Довольно сильное впечатление на молодого человека произвела горно-шахтная техника «Норникеля» – современные буровые машины, ПДМ, машины для зарядки скважин, кровлеоборочные машины. Парк самоходного оборудования, как и на других предприятиях «Норникеля», на руднике постоянно обновляется. К примеру, не так давно компания приобрела для «Заполярного» первые в России образцы аккумуляторной техники. Это батарейные самоходные машины для перевозки бетонной смеси и автобус для перевозки людей финского производства. При их использовании отсутствуют вредные выбросы в атмосферу, что очень важно в ограниченном пространстве шахты.
«На материке я, конечно, такого не видел, в вузе нам о таких машинах не рассказывали, – признается Василий. – В университете нас обучали более старым технологиям. Проработав на руднике больше трех лет, я сейчас понимаю, что есть разрыв между теорией и тем, с чем приходится сталкиваться на практике. Программа вузов должна быть более адаптирована под нынешние реалии. Но в любом случае высшее образование имеет свои преимущества, которые я ценю. К примеру, кроме горного дела мы изучали и геологию, и геодезию. И на открытых горных месторождениях я могу работать. В случае необходимости всегда могу пройти переквалификацию и освоить новую профессию».
«Город мне нравится»

Помимо Назарова на «Заполярном», только на другом участке – подземных очистных работ, трудится его сокурсник и еще один выпускник СибГИУ.
«Я уже привык к этому городу. Здесь родился мой сын Александр. Он в отличие от меня коренной норильчанин, – смеется Назаров. – Ему сейчас три года. И он – главное мое «хобби»: мы с сыном учим буквы, играем. Времени на что-то другое после работы остается мало».
С Тамарой, которая училась в том же вузе, что и Василий, но по другой специальности, свадьбу они сыграли еще на пятом курсе. В Норильск после получения дипломов приехали вместе. Первое время Назаровы жили в доме молодых специалистов на Ленинском, 47, а накануне рождения ребенка стали обладателями двухкомнатной квартиры.
«Я оформил ипотеку, чтобы у нас с малышом было собственное жилье, – рассказывает молодой специалист. – В принципе, город мне нравится. И для города, что радует, многое делается».
Сожалений о том, что судьба привела его на Крайний Север, у Назарова нет. Хотя о покупке в дальнейшем квартиры в Новокузнецке супруги задумываются. Будет куда ездить в отпуск.
«Да, климатические условия на Севере непростые, но к этому привыкаешь, – рассуждает Василий. – Можно, конечно, было остаться после вуза в родном городе, но угольные шахты на Кузбассе в последние годы «прославились» на всю страну. А здесь, в Норильске, другая специфика, к безопасности труда относятся очень серьезно, компания вкладывает больше средства в модернизацию производства. А самое главное – работа в «Норникеле» дает перспективы. Для меня, как и для любого мужчины, важно чего-то добиться в жизни. Построить дом, посадить дерево, воспитать сына… И в том числе – достичь успеха в карьере».

Назаров уверен: узнать все нюансы производства с самых азов – необходимое условие для того, чтобы можно было занять руководящую должность. И дело не только в том, чтобы хорошо разбираться в производственном процессе. Важно уметь наладить отношения в коллективе.
«Первое время к тебе привыкают, ты узнаешь других людей. К каждому нужен свой подход. Требуется время, чтобы заслужить авторитет среди тех, кто работает на руднике уже давно. Идет притирка, особенно когда ты молодой, – делится наблюдениями горный мастер. – Хотя я для себя сделал вывод, что дело даже не в возрасте, а в личных качествах: если ты честен с рабочими, ответственен за свое слово, тебя будут уважать. Всегда и везде есть свои сложности, но если ты занимаешься тем, что у тебя хорошо получается и приносит тебе удовлетворение, то их можно преодолеть. В частности, работа горным мастером предполагает большую ответственность. Тем более на участке буровзрывных работ. Здесь нет мелочей. Ошибки исключены. Потому что ценой этого может быть жизнь людей».
Долгосрочных планов о жизни в Норильске Назаров не строит. И тем не менее в ближайшие пять-десять лет уезжать на материк не собирается точно:
«Мне бы хотелось обеспечить для своей семьи стабильное и благополучное будущее».
«Кем себя видите через десять лет?»
«Директором рудника», – улыбается Назаров.

И непонятно: то ли шутит молодой человек, то ли говорит всерьез. Хотя это, наверное, и не столь важно. Главное, что у человека есть в жизни цель. И он к ней идет.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.