# Норильск. «Северный город» – Выдающийся геолог и географ-землепроходец, один из основателей Норильска, автор самой первой карты архипелага Северная Земля Николай Урванцев родился 17 января (29 января по новому стилю) 1893 года, но всегда отмечал свой день рождения 30 января.
В течение 17 веков значительная часть человечества жила по юлианскому календарю, введенному Юлием Цезарем. В 1582 году папа римский Григорий ХIII ввел новое, более точное летоисчисление, так как накопившаяся погрешность мешала проведению христианских праздников. Появился григорианский календарь, расхождение между двумя стилями стали накапливаться. В XVII веке разница составила 10 дней, в XVIII веке – 11, в XIX – 12 дней. После пересчета дата рождения Николая Николаевича выглядит так: 17+12=29.
Урванцеву о правильной цифре сообщил его биограф, норильский журналист и писатель Анатолий Львов, первым обнаруживший неточность. Дата 29 января закрепилась в официальных источниках, значится она и на сайте города Лукоянова, где родился Николай Николаевич. Сам известный геолог и географ всегда отмечал свой день рождения 30 января. Норильский историк Станислав Стрючков считает, что было бы правильнее оставить именно эту цифру. Анатолий Львов был фанатом точного следования фактам.
Урванцев родился в купеческой многодетной семье. В фондах Музея Норильска в числе прочих негативов Урванцева-фотографа хранятся снимки, сделанные в Лукоянове. На одной из фотографий, присланных племянницей Николая Николаевича, запечатлено все семейство Урванцевых: родители и шестеро детей, седьмым ребенком на этом снимке стала девочка-соседка.
В 1907 году глава семьи разорился, и Николай, поступивший в Томский технологический институт, стал работать летом в изыскательских партиях, чтобы зимой были средства на учебу. Уже тогда он бредил открытиями и путешествиями и целенаправленно готовился к ним: ходил в тайгу на охоту, ночевал на снегу. Заслуженное ружье Урванцева «Гектор», не раз выручавшее его в дальних походах, хранится в Музее Норильска, как и практически все архивы геолога.
Томский технологический институт Урванцев окончил в 1918 году. В 1919-м он отправился в свою первую экспедицию в район Норильска на поиски каменного угля, нужного для обеспечения топливом судов, следующих Северным морским путем. Попутно Николай Николаевич занялся поисками медно-никелевых руд, которые также увенчались успехом.
В 1920-е годы последовал еще ряд экспедиций в район НПР. В 1921 году участники очередного геологического вояжа построили на Нулевом пикете, вблизи разрушенного домика промышленника Потанина, Первый дом Норильска.
Об этом событии сегодня напоминает памятная табличка на камне на Нулевом пикете, сам же домик после нескольких переездов «приземлился» за зданием музея. Свое место по правую сторону от музея обрел прекрасный памятник Урванцеву скульптора Александра Рукавишникова.
Летом 1922 года Урванцев провел лодочный маршрут по неизведанной реке Пясине и неподалеку от Диксона обнаружил почту Амундсена, посланную с двумя матросами в Норвегию со шхуны «Мод», а также останки одного из почтальонов. За это путешествие Николай Николаевич получил Большую золотую медаль имени Пржевальского, а от норвежского правительства – золотые часы.
Изучение геологических недр Таймыра продолжилось еще в нескольких экспедициях 1920-х годов. В 1928-м Урванцев совершил маршрут по малоизученной реке Хантайке, оставив интересный фоторепортаж этого рискованного путешествия. В 1929-м прошел на лошадях, оленях, моторной лодке десять тысяч километров и обследовал весь бассейн реки Таймыры и Таймырского озера.
География все больше стала сопутствовать геологии и окончательно опередила ее в 1930 году, когда началась Североземельская экспедиция Ушакова-Урванцева, стершая последнее белое пятно с карты мира. Результатом стала первая карта архипелага – карта Урванцева. Условия нанесения на карту островов Северной Земли – выдающийся географический подвиг, сопряженный с величайшими трудностями, лишениями и опасностями.
Что касается «гулаговской» жизни Урванцева, то лучше всего открыть 10-й том сборника Галины Касабовой «О времени, о Норильске, о себе» и прочитать материал Анатолия Львова: «…черные дни Урванцева после звездного часа». Текст написан на основе подлинных архивных документов и личных бесед автора с Николаем Урванцевым. Обвинения, которые предъявляли политарестантам, с точки зрения современного человека выглядят совершенно нелепыми и абсурдными, но за так называемое «вредительство» и «контрреволюционную деятельность» расстреливали и прятали в лагеря на тяжелые работы на десятки лет.
Так получилось и с Урванцевым, но даже в статусе политзаключенного он работал в Норильске по специальности на руководящих должностях. После реабилитации Николай Николаевич вернулся в Ленинград, началась новая волна популярности известного геолога. Он неоднократно приезжал в свой любимый Норильск.
Урванцев – автор четырех книг, две из которых посвящены Норильску, одна – экспедиции на Северную Землю, в общем сборнике содержится информация обо всех экспедициях Николая Николаевича. Кроме того, на его счету свыше 100 специальных работ, посвященных геологии и географии Крайнего Севера.
Именем Урванцева названа набережная в Норильске, улица в Лукоянове, мыс и бухта на острове Олений в Карском море, скала в горах Земли Королевы Мод в Антарктиде, минерал урванцевит. Его имя присвоено аэропорту Норильска и самолету авиакомпании NordStar.
Умер Николай Николаевич Урванцев в 1985 году в возрасте 92 лет. Урны с прахом самого известного норильского геолога и его жены Елизаветы Ивановны, в соответствии с завещанием, захоронены в Норильске.
Ранее «Северный город» рассказывал о фотокорреспонденте «Заполярного вестника» Николае Плеханове, снимавшем Урванцевых, и о музейном перформансе в честь 100-летия домика Урванцева.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.