#НОРИЛЬСК. «Северный город» — Наших героинь на руднике многие знают как «семью долек» — по фамилии основателей их династии Доль. Сегодня Алена Доль и ее дочь — Алина (теперь Никитина) выполняют схожую работу, и нередко пересекаются.

История этой династии начиналась еще с родителей Алены Доль , машинистки шахтной подъемной установки рудника «Октябрьский». Ее бабушка и дед в советские годы отправились поднимать целину в Казахстан. Там и случилась судьбоносная встреча ее родителей:
«Мой папа, уроженец Челябинска, в армии служил как раз в Казахстане, охранял зону неподалеку от поселения родителей мамы. В поселке на танцах они и встретились: солдатик и девушка с села (улыбается). Поженились, уехали в Киргизию, где жила семья папы, а потом решили переехать на Север: тогда так многие делали. Так что родом я из Киргизии, но с двух лет норильчанка», — вспоминает Алена.

Мать по приезду устроилась на автозаправку (работала в районе рудника «Маяк»), а потом — на рудник. Начинала на транспортере, затем ушла в лабораторию, на пенсию выходила с должности оператора комплекса подземного закладочного комплекса (ПЗК).
«Папа работал в горнорудном управлении бульдозеристом. Позже они с мамой, к сожалению, разошлись, и спустя время она познакомилась с моим отчимом. Он работал тут же на руднике, на участке закладочного комплекса. Они общались по работе. Мама говорит, повстречались, а потом он пришел с чемоданом и объявил: «Я к тебе жить пришел» (смеется). До сих пор они живут вместе, больше 25 лет», — делится Алена.
О том, каково работать в руднике, она много слышала от родителей в детстве. Больше того: знала в нем многие места, потому что бывала тут с малых лет.
«В те годы было трудно с садиками, и мама брала меня с собой на работу. Я учила у нее на работе уроки, играла тем, что проставляла штампы в путевки водителей – это была прямо моя почетная обязанность, а ночью мама уложит телогреек на скамейку, я тут и ночую, если у нее ночная смена. Я и у папы на рабочем месте не раз бывала: он меня лет в девять, наверное, уже научил, как бульдозером управлять», — с улыбкой вспоминает Алена.




Рассказывает, что сама в свое время по настоянию родителей поступала в педагогическое училище, но склонности к работе с детьми не испытывала. В итоге не поступила, и мама привела меня на рудник. Начинала трудовой путь уборщицей душевых помещений. Тогда Алене еще не исполнилось 18 лет.
«Времена сложные, 90-е, я рада, что устроилась. Потом заочно выучилась на экономиста, хотя и эта профессия мне не была по душе. К тому времени, честно говоря, я прикипела к руднику, и продолжила работать тут. К тому же, меня тут многие знали с детства», — отмечает наша героиня.
После декрета она ненадолго вышла уборщицей, затем — на ствол сигналисткой. Подруги, работавшие машинистами, подбили пойти к ним:
«Так и сказали: «Нечего тебе там делать, пошли к нам на машину». Для этого мне нужно было переучиться, это более серьезная работа. Но вот уже больше 20 лет работаю машинистом».
Ее рабочий день начинается с осмотра отметок: в ее ведении четыре этажа оборудования. Затем прием-передача смены: предыдущая машинистка отмечает, какие случались неисправности за смену, каковы текущие показатели. Работу за машиной тоже начинает с проверок защит-блокировок: говорит, должна быть уверена в машине, «все же людей вожу». Уже после этого приступает к основной работе – перевозке людей и грузов. Интересно, что ее дочь Алина тоже занимается перевозкой людей и грузов, но на другой отметке, и по должности она стволовая.

Алена вспоминает, что когда ее дочь пришла сюда же работать, то никогда не жаловалась, даже когда первое время было сложно. Правда, Алена признается:
«Со своей дочкой я чуть строже, чем с остальными. Я знаю, что могу с нее спросить, к тому же уверена, что эта строгость позволяет ей быть серьезнее, ответственнее в работе. Лично мне комфортно работать с дочкой, если попадаем в одну смену».
Любопытно, что ее нынешний супруг также работает на «Октябре», на участке шахтной поверхности. Этот участок организует доставку материалов в надшахтное здание.
«И получается, папа доставил материалы, дочь приняла, мама на машине опустила. У нас только в шахте никого нет. Я смеюсь: надо было двоих детей рожать», — улыбается Алена.
Она признается – в свое время у нее не было ни малейших сомнений, устраивать ли дочь «по соседству»:
«Это мое родное место работы, я буквально выросла на руднике. Помню, когда Алина окончила техникум, я подошла к своему бывшему начальнику Александру Викторовичу. Он душевный человек, сначала работал моим непосредственным начальником, а потом – замом директора по персоналу. Но я-то его знала еще, с каких времен! И заходила к нему, не боясь. Сначала он, правда, отказал брать Алину: говорит, она сначала выйдет замуж, уйдет в декрет. Дочка действительно вскоре окончила техникум, вышла замуж и ушла в декрет. Когда внуку исполнился год, я во второй раз пришла к Александру Викторовичу. Вот, говорю, замуж выдала, ребенок родился, садик есть. Возьмите ее на работу. Тогда он уже взял. Алина прошла обучение, производственную практику и осталась работать на участке».

Вместе с Алиной на рудник пришла и другая молодежь: сегодня обновление коллектива идет интенсивно, говорит Алена – «старичков» из 26 штатных единиц машинистов осталось едва ли не четверть:
«Раньше я всех в лицо знала, а сегодня столько новых лиц! Но это и неплохо – молодежь должна быть, мы им передаем свои знания и опыт».
В свое время, может, на смену бабушке и маме придет в рудник работать и ныне девятилетний внук Саша. Правда, пока мальчик уверяет, что будет начальником папы (тот работает в Норильском промышленном транспорте и благоустройстве территории заместителем начальника второй колонны).
«Если Сашенька захочет на «Октябрь», поддержу с удовольствием: скажу – иди смело, мы там всех знаем, знакомы с внутренней кухней. Тогда я буду уверена в его завтрашнем дне. Но, учитывая, что он любит машины, скорее всего, двинется по стопам своего папы. А, может, выберет подземные машины – тогда тоже путь на рудник», — отмечает бабушка.
Кем станет сын – время покажет, а сегодня его мама – она же дочь Алены – Алина Никитина, вспоминает свой первый рабочий день: рудник казался большим, запутанным и очень громким. Правда, для нее, как и для ее мамы в свое время, это было не первое посещение рудника:
«Когда мама работала уборщицей душевых помещений, часто брала меня на работу. А самые яркие воспоминания из детства – новогодние утренники, которые на «Октябрьском» проводили для детей сотрудников. А вот мой сын на моей работе не бывал – за прошедшие годы правила ужесточились, но это и правильно. Теперь никому до 18 лет входа в рудник нет. Не проводят теперь тут и утренники для детей сотрудников, так что повторение моего детства невозможно».




Знакомство с непосредственной работой тоже было сначала заочным – от мамы Алены. Она делилась с дочерью, чем занимается сама, а когда Алине пришла пора работать, помогла подготовиться к производственному экзамену.
«Признаться, я не думала, что буду работать на руднике. После школы я получила диплом делопроизводителя, но не могла устроиться. В руднике в первый день было не по себе – все большое, громкое, вокруг механизмы. К плавающему графику сложно было сначала привыкнуть. Но мама всегда говорила, чтобы я ничего не боялась, рассказывала о работе машины – например, что нельзя переключать горизонты во время движения клети и другие тонкости службы. За шесть лет работы на руднике я полюбила его. Он уже как родной дом. Тем более тут работают почти все мои близкие», — рассказывает Алина.






Правда, за исключением супруга. Чтобы он не ощущал себя обделенным, на семейных сборах стараются о работе не говорить. Есть к тому еще одна причина:
«Я, мама и отчим работаем в разных подразделениях «Октября», но связанных между собой. И каждый защищает свою службу (смеется). Бывает, до серьезных споров доходило. Кстати, коллеги знают о нашем родстве, конечно, нас с мамой до сих пор называют семейством долек – по ее прежней фамилии».
Сегодня Алина получает высшее образование в сфере управления персоналом. Она не исключает, что со временем поменяет сферу деятельности, но только в пределах своего рудника:
«Из него я не готова уйти. Здесь работала вся моя семья, и хочется быть продолжением династии. Так что другие места работы я даже не рассматриваю».

Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.