#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Имя фотографа Сергея Докукина сегодня известно многим в Норильске и за его пределами. Его работы украшают различные паблики о городе, некоторые горожане отправляют их живущим на материке родным: посмотрите, каким восхитительным бывает Север.
Сергей работает машинистом тепловоза на Предприятии технологического железнодорожного транспорта ЗФ «Норникеля». Рассказывает, что фотографировать начал еще в детстве: обычно снимал семью, стандартные жизненные моменты:
«Тогда еще снимали на черно-белую пленку. Интереснее всего было потом проявлять, печатать: темная комната, фотоувеличитель – в общем, процесс, сегодня большинством уже забытый. Осознанно начал снимать в 2010-м, после того как устроился на железную дорогу. До железной дороги я 16 лет проработал в частной компании, практически не выходя в рабочее время из офиса. А тут промзона, тундра… Я был поражен их масштабами и своеобразной красотой».
Тогда он и приобрел первый серьезный фотоаппарат: говорит, удержаться было невозможно, потому что каждый день видел что-то интересное по пути следования состава. В его фотоколлекции постепенно появлялись тепловозы, путейные рабочие, а также просторы тундры, северное сияние в ночном небе…
Большой радостью стало приглашение в 2018 году от «Норникеля» в фототур на пять дней: группа фотографов (норильские и их известные московские коллеги) побывала на самых разных предприятиях ЗФ компании, а также на природных локациях, заезжали и на базу «Бунисяк» на Ламе – в общем, за пять дней охватили максимум.
«С того момента я всерьез заболел фотографией и не прекращаю снимать до сих пор. Я бы хотел повторить тот опыт, ведь навыки улучшаются, многие вещи теперь снял бы по-другому», – делится Сергей.
Он считает, что залог хорошего снимка – удача и правильно выбранные время и место. Потому сам пребывает в поиске постоянно: часто мониторит соцсети, просматривая работы других фотографов, чтобы увидеть место, куда хочется попасть. Цель не повторить снимок, а сделать свой – в другом времени года и дня, при другом свете и ракурсе. Он убежден, что профессиональным фотографа делает как раз умение видеть кадр, а иногда и планировать свою работу:
«Я недавно видел ролик об одном фотографе, который 15 лет ждал определенного положения луны, чтобы снять ее за конкретной статуей. Есть программы, рассчитывающие положение спутника Земли. Так он узнал, когда случится этот день, приехал и снял желаемое. Мы примерно так же ловим северное сияние, правда, у нас времени уходит меньше (смеется). В погодном приложении есть информация о геомагнитной обстановке. Чем выше указанные там цифры, тем выше вероятность сияния. Правда, это все равно не гарант: может быть небо облачным или вообще метель. А порой приезжаешь и ждешь. И нередко все складывается».
Сергей даже раскрывает «тайное» место, куда он и фотограф Михаил Подоляк приезжает на «ловлю» сияния. Это местечко примерно в двух километрах от Талнаха – здесь же есть роскошный ледопад, летом превращающийся в ничем не примечательный водопад. Пейзаж остается любимым жанром Сергея Докукина, ведь Таймыр славится местами, которые не встречаются больше нигде в стране, а порой и в мире.
На втором месте в рейтинге любимых жанров у Сергея промышленные съемки и виды города. Тут с Норильском мало какой город может соперничать.
Еще один любимейший жанр – съемки самолетов (споттинг). Он вспоминает, что благодаря «Норникелю» не раз удавалось бывать на споттинге в Алыкеле, а несколько лет назад три дня работал на перроне сочинского аэропорта:
«В местном аэропорту проходила фотовыставка, посвященная столетию гражданской авиации. Надо было предоставить фото, глядя на которое можно было бы понять, что это именно сочинский аэропорт. Организаторы в числе прочих выбрали мою работу. Тогда я, кстати, с ними и познакомился. И когда через время, будучи в отпуске, позвонил им с просьбой поснимать еще самолеты, мне предложили поработать целых три дня на перроне. Снимай, что душе угодно! Это было фантастически! Я даже благодаря этой съемке побывал в Армении – правда, на семь минут (смеется): пригласили на борт армянской авиакомпании. А это все же территория другого государства».
Камера, как это водится у профессионалов, всегда с ним – на работе, дома, в отпуске. В архивах снимки из Санкт-Петербурга, Ейска (куда думали с супругой переезжать), Сочи, Калининграда (тут, рассказывает, оказались практически случайно – однажды просто взяли билеты и полетели посмотреть город. И рассмотрели в нем такое, что решили – бог с ним, с Ейском, Калининград – вот место, куда хочется переехать после Норильска). Впрочем, на материк пока не спешат: на Севере все знакомо, здесь прошла большая часть жизни, выросли дети. К тому же погода привычна и совершенно не мешает хобби, даже когда съемки на улице.
«Снегоступы, теплая одежда, надежная техника», – перечисляет Сергей.
Камеру и комплектующие, кстати, в свое время он подбирал в первую очередь с учетом надежности:
«Бывает, до какой-то точки долго добираться, порой я прошу помочь с этим других людей. Недопустимо, чтобы мы приехали на место, а я не могу снимать, потому что замерзла камера».
Он говорит, что есть еще много вещей, которые хочется застать в Норильске, на Таймыре и в целом в регионе: побывать на плато Путорана, всегда разное и впечатляющее; посетить заповедники, снять Курейский водопад весной, в период его максимальной мощи:
«Три тысячи кубических метров воды в секунду! Это громадье, которое непременно хочется снять! Но это возможно, если пригласят туда, потому что самому сложно – туда путь только вертолетом. Вообще я открыт к предложениям, надеюсь, в «Норникеле» еще не раз обратятся к моим услугам».
Сергей Докукин воздает должное коллегам, отмечая, что целый ряд местных фотографов по велению души делает для Норильска очень важное дело – показывает его всему миру с лучших сторон.
«У нас много талантливых авторов. Например, Михаил Подоляк, мы в последнее время много сотрудничаем. Николай Щипко делает буквально шедевральные репортажи; в городских пейзажах и «промке» нет равных Витасу Бенете, он махом схватывает нужный момент, ракурс – в общем, фотограф от бога; Ольга Александрова – восхитительный анималист, действительно слышит природу. Мы порой даже не знаем, какие животные на Таймыре водятся, а она умудряется подобраться к ним максимально близко. В спортивном фото хороши Магомед Исмаилов, Максим Зверев. Профессионал своего дела – промышленный фотограф Марина Пешкова. Ей удается видеть такие моменты, на которые мало обращают внимание остальные. Так что есть на кого равняться, замечательно, что люди не просто реализуют свое увлечение, а создают порой настоящие шедевры».
И тут прекрасно можно понять тех, кто тратит массу времени на съемки, денег на аппаратуру. Потому что, как верно замечает Сергей Докукин, тут фотографы схожи с рыбаками или охотниками: масса снастей, лодок и ружей нужны не ради пары рыбешек, а ради подлинного удовольствия. Оно и проявляется в каждом удачном кадре.
«Знаете, когда я пересматриваю свои архивы, понимаю, что хотел бы вернуться в некоторые места и снять это по-другому. С годами нарабатывается опыт. Но это тоже жизнь – изменить что-то нельзя, но можно взять на заметку и при случае сделать новый и более удачный кадр из уже знакомого места», – философски рассуждает наш герой.
Более критичное отношение к своему творчеству заставляет его в последнее время реже выкладывать свои работы: хочется показать максимум. Потому отсеивает многие кадры жестко. Сергей говорит, что не любит и ретушь: сразу старается снять так, чтобы потом обработать по минимуму. «По минимуму» – это если на кадр уходит больше двух минут, считает его неудачным.
Впрочем, у него есть телеграмм-канал, куда он выкладывает огромную часть своих работ – тут отбор куда менее придирчивый. Почему? Потому что рассматривает эту площадку просто как онлайн-архив, который, однако, может быть интересен тем, кто увлекается видами города или желает стать фотографом. Рецепт тут простой:
«Бери и снимай. Пробуй. Смотри ролики на эту тему, есть множество обучающих видео. Ищи ракурсы, нужный свет, и однажды ты найдешь свой стиль».
Ранее «Северный город» писал о том, что известная спортсменка Олеся Махотина планирует создать в Норильске федерацию боулинга.