2020 год юбилейный для «Норникеля». Компании исполняется 85 лет. Одну из юбилейных рубрик мы так и назвали: «85 лет – год за годом». В ней мы будем рассказывать о самых важных и интересных событиях, которые произошли в жизни города и комбината в один и тот же месяц в разные годы. Начнем с января.
«У Норильска хорошая память», – утверждал журналист, писатель, исследователь Анатолий Львов. Автора лучших книг о Большом Норильске не стало ровно 10 лет назад, но написанное Львовым по-прежнему служит ориентиром всем, кто неравнодушен к истории нашего города.
21 января 1932 года. Начальник «Норильскстроя» Иван Зарембо, выступая в Дудинке на первой Таймырской окружной партийной конференции, сообщил ее делегатам, что настала пора решительно требовать строительства железной дороги:
«Главный вопрос строительства – транспорт… Железная дорога нужна. И только Норильск – Дудинка…».

42-летний горный инженер второй (и последний) год возглавлял Норильскую экспедиционно-промысловую контору, получившую название «Норильскстрой». В этом же 1932-м из-за отсутствия средств и возможностей в стране норильская стройплощадка была законсервирована до лучших времен…
…Железная дорога Норильск – Дудинка будет построена через пять лет, в 1937-м, после того, как сталинское правительство передаст «Норильскстрой» в ведение ГУЛАГа.

21 января 1954 года. В Норильске, полгода назад получившем статус города, на Октябрьской площади открыли памятник скончавшемуся 30 лет назад «вождю мирового пролетариата» Владимиру Ленину.
Академик, народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий Сергей Меркуров вошел в историю изобразительного искусства как автор множества скульптурных портретов, в том числе и Ленина, с которым был знаком при жизни вождя. Памятниками Ленину, в том числе и работы Меркурова, в советское время был «украшен» весь Советский Союз. Можно предположить, что скульптура, пусть и тиражированная, высокого художественного уровня появилась в северном городе благодаря профессионализму первой команды норильских архитекторов во главе с Витольдом Непокойчицким. Кстати, постамент для памятника проектировал сам главный архитектор в дуэте с Лидией Миненко.

В Норильске памятник открывали в один день со всей страной. Несмотря на сильный мороз, играл духовой оркестр, звучали торжественные речи…
27 января 1937 года. Родился Анатолий Львович Львов (1937 — 2010) — журналист, писатель, исследователь.
Его летопись Большого Норильска – прежде всего литература, причем, как написано в предисловии к одноименной книге («Большой Норильск»), «лиричная и деловая одновременно, насыщенная информацией о различных областях жизни». Добавим, не устаревшей, напротив, с годами, когда многое стирается из памяти, все более ценной. Даже при отсутствии в первых книгах и публикациях информации о Норильске-лагере. До перестройки этого никто не мог себе позволить. В интервью перед отъездом Львов сказал, что эта тема всегда была с ним в написании его книг:
«Может быть, именно потому, что трагизм и мученичество тех, кто строил этот город, присутствовали рядом, книги получились оптимистичными? Значит, не напрасны были жертвы. Не мне судить, не мне прощать. Мой Норильск – в моих книгах».
Помнить все помогает написанное Львовым с 1959-го по 1996 год в Норильске и потом, до самой смерти: «Плюс 50 по Цельсию» (1968, 1971), «Лонтокойский камень» (1976), «Спортивный климат Норильска» (1983), «Большой Норильск» (1984), «Норильск» (1985). За год до отъезда вышли «Норильские судьбы. 1815 – 1995». В этой книжке, напечатанной к 60-летию НГМК, запечатлена, по словам автора, уходящая натура:
«Это скромный, но, надеюсь, памятник тем, кто прожил в Норильске жизнь, или годы, достойно, несмотря ни на что».
Через десять лет жизни во Всеволожске Львов в соавторстве с Евгенией Завенягиной выпустил первый фолиант из серии «Личность и время» издательского дома МИСиС – «Завенягин». Через три года вышла вторая и последняя его книга (в соавторстве с Тамарой Александровой) «Пик Металловеда (академик Бочвар)».

По воспоминаниям Александровой, с которой они вместе в 1959 году начинали работать на Норильской студии, жизнь талантливого выпускника Ташкентского университета в Норильске складывалась очень непросто. Со студии строптивого редактора переводили в многотиражку, доверяли новую газету («Огни Талнаха»), назначали главным редактором все той же НСТ, но как только он посмел с экрана критиковать городское начальство, сразу же «сослали» в отдел информации НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера.
Для издания «О времени, о Норильске, о себе», вышедшего уже после смерти Анатолия Львовича, он написал:
«…37 лет в Норильске. Приехал в 22 с половиной, уехал накануне 60-летия. Если вычесть время отпусков и командировок, все равно останется лет тридцать (два полновесных «срока»). В первые годы от случая к случаю, а потом ежевечерне вел дневник. Накопились десятки заполненных ежегодников. Вряд ли хватит сил что-то из них сделать или хотя бы извлечь, но не жалею этих минут, украденных у сна. Память не сохранила бы и десятой части. Жаль другого: сколько там сюжетов, которые просились на газетную полосу, но никогда не имели на это ни шанса».
28 января 2000 года. В список почетных граждан города внесли Леонида Данилова, главного механика НГМК в 1978 – 1993 годах.
Данилов был норильчанином всю свою сознательную жизнь, с 1944-го. Попал сюда мальчишкой и прожил полвека. Диплом инженера у него появился на сороковом году жизни, хотя к этому времени он уже давно был им по факту. Начинал трудиться еще на Малой обогатительной фабрике, а когда построили Большую, сегодняшнюю НОФ, перешел туда, а потом на Медный. Именно этот завод окончательно сформировал будущего руководителя механослужбы НГМК. Должности главного инженера и начальника управления Леонид Данилов занимал, когда комбинат обретал второе дыхание: модернизировалось производство на Медном, строились рудники Талнаха, «Надежда». И как главный механик комбината Леонид Данилов принимал самое активное участие во всех этих эпохальных событиях.
Именно Данилов, виртуозно владевший ненормативной лексикой, не имевший времени на посещения театральных спектаклей и концертов, встал на защиту и сохранил для города Дом инженерно-технических работников, архитектурное и культурное достояние из 40-х годов.
Почетным гражданином Леонида Данилова город назвал через шесть лет после смерти (1927 – 1994).
29 января 1893 года. Родился Николай Николаевич Урванцев(1893 — 1985).
Впервые в Норильские горы Николай Урванцев отправился через год после окончания горного отделения Томского технологического института, в 1919-м. В экспедицию, организованную Сибгеолкомом при правительстве Колчака, его рекомендовал Александр Сотников. Еще в феврале последний «хозяин Нориля» на совещании с участием представителей Сибирского правительства сделал сообщение о возможности немедленной и эффективной добычи угля в Норильске. Научное руководство экспедицией Сибгеолком поручил Николаю Урванцеву.

В течение десяти лет экспедиции в Норильск и на Таймыр станут ежегодными. Под руководством Урванцева или с его участием. В результате будет подтверждено наличие не только угольных, но и медно-никелевых месторождений, а один из первооткрывателей впоследствии даже поработает на их освоении. 24 января 1943 года «профессора-геолога», как написано в гулаговской справке, привезли на Нулевой пикет уже в качестве зека Норильлага.
До ареста, перечеркнувшего на время все заслуги геолога, географа, ученого, Урванцев принял участие в Североземельской экспедиции, составил карту архипелага и получил за это орден Ленина. Затем обошел на полугусеничных автомашинах северную часть Таймыра и без защиты диссертации стал доктором геологических наук.

С марта 1945 года и до отъезда в Ленинград в 1956-м Николай Николаевич продолжал работать в геологическом управлении комбината. После Победы в Норильск с фронта приехала Елизавета Урванцева, для которой нашлась должность хирурга в больнице комбината.
В Ленинграде Урванцев до самой смерти работал во ВНИИ океангеологии и часто вместе с женой приезжал в Норильск.
Прах первых норильчан с 1993 года покоится на Голиково.
30 января 1960 года в Норильске впервые в цветной металлургии была создана заводская экстракционная установка по получению кобальта высокой чистоты «К-0», отмеченная впоследствии золотой медалью ВДНХ. Процесс освоения установки длился почти полгода и первый чистый кобальт (четыре девятки) был получен только в апреле.
Научный руководитель и шеф установки Лев Гиндин – один из первооткрывателей и создателей метода экстракции в гидрометаллургии – через два года возглавит профильную лабораторию при Сибирском отделении академии наук в Новосибирске и станет организатором института «Гидроцветмет».
31 января 1975 года. Первыми почетными гражданами Норильска стали геологи Николай Урванцев и Александр Воронцов, начальник «Норильскснаба» Владимир Всесвятский и медеплавильщик Александр Шереметов.
35 лет назад норильчанами никто из них уже не был. Урванцев жил в Ленинграде и работал в НИИ геологии Арктики. Воронцов, возглавлявший геолого-разведочные работы «Союззолота» с 1930 года и «Норильскстроя» (1938 – 1945), главный инженер строительства при Матвееве, уехал из Норильска в 1945-м. «Генерал снабжения» Всесвятский в 1975-м получил назначение в Московскую контору НГМК. Герой Социалистического Труда Шереметов перебрался в Шушенское.
31 января 1996 года. Президент РФ Борис Ельцин вручил в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством» III степени Анатолию Филатову, директору НГМК в 1988 – 1996 годах. Указ о награждении датирован 22 мая 1995-го: за год до его отставки с постов президента и председателя совета директоров «Норильского никеля».

Всего на Норильском комбинате Анатолий Филатов проработал четыре десятилетия. Начинал на Никелевом заводе в 1957-м. Как директор завода (1973 – 1976) руководил внедрением и освоением новых технологий, что выдвинуло Никелевый в первые ряды в отрасли. Был главным инженером комбината при Борисе Колесникове, которого сменил в 1988 году. Причем это был первый и единственный случай в истории Норильска, когда директора избрал трудовой коллектив.
Бывший руководитель пресс-центра комбината и РАО «филатовского периода» Валерий Кравец считает, что принципиальный след в его деятельности на посту директора комбината оставило создание концерна «Норильский никель» в 1989 году с прямым подчинением Совмину СССР:
«Это позволило сохранить для нужд всего народного хозяйства страны одну из базовых отраслей промышленности. А также производственную инфраструктуру, всю социальную сферу и все системы жизнеобеспечения НПР и Таймырского округа. …Слаженная работа всех трудовых коллективов и руководителей позволила максимально сгладить негативные последствия проводимых реформ».
Еще в 1995-м Таймыр назвал Анатолия Филатова своим почетным гражданином. Норильск сделал это в 2007-м, отметив таким образом 50-летие его норильской биографии. Ровесник комбината, тоже 1935 года рождения, Анатолий Васильевич не пропускал его круглые даты, а в 2015-м не приехал.
Не все знают, что строительство первого храма в северном городе – тоже заслуга Анатолия Филатова. Герой Социалистического Труда, награжденный двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» III степени, за вклад в духовное возрождение общества отмечен редкой медалью Светлого Благоверного князя Даниила Московского.
В материале использованы фотографии из архива редакции электронных СМИ МК «Северный город».