30 ноября 1982 года рабочие поселки Талнах и Кайеркан получили статус городов. В начале восьмидесятых в стране появилась мода на агломерации, объединяющие главный город и его спутники. Фактически Большой Норильск уже давно был таким городом. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР закрепил это юридически.
В Кайеркане в последнее лето поселка в нем появился 25-тысячный житель. В 1982-м там работали универсам, столовая на 300 мест, поликлиника, спортзал, школа искусств, дом быта.
В молодом и все еще строящемся Талнахе подарком к статусу города стал плавательный бассейн, открытый 29 декабря 1982-го. В городе горняков было прописано всего 38 тысяч жителей.
В 2004-м города Талнах и Кайеркан упразднили, и они стали городскими районами.
1 декабря 1961 года горисполком постановил именовать главной улицей Норильска от Октябрьской площади до площади Конституции (сегодняшняя площадь Металлургов) – Ленинский проспект.
За год до этого улица Мончегорская была переименована в Ленина, и ей пришлось вновь изменить название – на Кирова. Все переименования были приурочены к юбилейным датам со дня рождения вождя революции и Сергея Мироновича Кирова и напрямую связаны с развенчанием культа личности Сталина. Первоначально Ленинский проспект носил имя Иосифа Виссарионовича.
Переименования не коснулись первых площадей – Октябрьской, Гвардейской и Комсомольской, в отличие от будущей Театральной. В начале 1960-х эта площадь носила имя «рыцаря революции» – Феликса Эдмундовича Дзержинского.
2 декабря 1975 года во Дворце культуры комбината прошла встреча группы советских писателей с норильскими книголюбами. В составе творческой агитбригады, совершавшей агитполет, посвященный очередному, ХХV съезду КПСС, были Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Аркадий Арканов, Ольга Чайковская, Владимир Санги, Андрей Старостин и другие. Тогда же выяснилось, что Норильлаг прошел не только знаменитый футболист Аркадий Петрович Старостин, но и отец сатирика Аркадия Арканова. Выяснилось, но не афишировалось.
В Норильск гости прилетели из Воркуты, и только что организованное общество книголюбов во главе с начальником юридического отдела комбината Борисом Розиным воспользовалось случаем. Впереди у агитбригады были город в Иркутской области Усть-Кут, Новосибирск и возвращение в Москву.
3 декабря 1947 года руководство комбината, окружком профсоюза объявили благодарность всему коллективу Норильского театра драмы и музыкальной комедии за «большую работу по художественному обслуживанию коллективов предприятий комбината». В тройственном решении было отмечено, что «зимний сезон 1947 года театр открыл досрочно и за короткий срок создал ряд высококачественных спектаклей: «Разлом», «На нашем берегу», «Машенька», «Последние», показав одновременно ряд других восстановленных спектаклей.
Своей работой коллектив театра способствовал выполнению производственных планов второго года послевоенной Сталинской пятилетки».
Решение готовилось к 30-летию Великой Октябрьской, то есть к 7 ноября, но, видимо, вовремя поздравить театр руководство не успело.
Кроме общей благодарности 3 декабря 24 служителям Мельпомены были выданы почетные грамоты. В списке награжденных значились двадцатидвухлетний артист Иннокентий Смоктуновский и солист балета Михаил Годенко (тот самый, чье имя сегодня носит ансамбль танца Сибири).
Это был последний сезон, когда Норильский Заполярный назывался театром драмы и музыкальной комедии. Попытка объединить в одной труппе и репертуаре драматических артистов и опереточных не увенчалась успехом, как считал первый директор театра Григорий Бороденко, из-за того, что занять актеров оперетты в драматическом театре не получалось.
4 декабря 1965 года указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в выполнении заданий по увеличению производства цветных металлов и достижение высоких технико-экономических показателей пяти норильчанам присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В эту пятерку вошел и директор НГМК Владимир Долгих, которому на следующий день, 5 декабря, исполнялся 41 год. Это была первая звезда Героя будущего советского государственного и партийного деятеля, которого не стало в этом году.
Впервые в Норильск Долгих прилетел в ноябре 1957-го на научно-техническую конференцию по платиноидам как главный инженер Красноярского завода цветных металлов. «Норильск ошеломил меня… Промышленный мегаполис! 130 тысяч жителей. Назови любую отрасль тяжелой промышленности или транспорта – все отыщешь. Тогда подобная концентрация индустрии впечатляла, поражала воображение», – напишет он позднее.
Норильск потряс уроженца села Иланское Красноярского края, фронтовика еще и погодой… А здесь на молодого специалиста обратил внимание директор комбината Владимир Дроздов. Вскоре Долгих предложили место главного инженера индустриального гиганта.
«Товарищ со стороны» работал до изнеможения и, по его словам, быстро вошел в курс дела. Приехав в 1958-м на комбинат главным инженером, через четыре года Владимир Долгих становится директором НГМК. За его подписью вышел первый документ, официально признающий Талнах, когда еще запасы не были утверждены геологами…
Из Норильска Владимир Долгих стартовал на партийную работу, чтобы сначала руководить Красноярским краем, а затем в ЦК КПСС, где он курировал металлургическую промышленность всей страны. Вторую звезду Героя секретарь ЦК КПСС, кандидат в члены Политбюро получил уже на этом поприще.
В 1988-м Владимир Иванович Долгих ушел на пенсию. Одна из трех дочерей вспоминает, что они в этот отрезок времени очень волновались за него: как он это переживет? По словам Ольги Долгих, отцу помог Норильск: «Он целиком ушел в норильские проблемы. Норильский комбинат проходил тогда через горнило реорганизаций. Надо отдать должное – тогдашние руководители предприятия не игнорировали громадный опыт отца».
5 декабря 1935 года начальник «Норильскстроя» Владимир Матвеев вылетел в командировку в Красноярск, Москву и Ленинград, чтобы ознакомиться с планами строительства и сделать заявки к навигации следующего года.
Проект Норильского комбината первоначально выполнял «Союзникельоловопроект» (сегодняшний институт «Гипроникель»). Руководитель норильской бригады СНОПа кандидат технических наук инженер-электромеханик по фамилии Дроздов рассказал Матвееву о том, что у проектировщиков пока нет рекомендаций по территориальному положению предприятий, но уже в работе рудники «Гора Рудная» на месте штольни Сотникова и «Угольный ручей». Проектируется небольшая обогатительная фабрика и металлургический завод, где в ватержакетах будут получать штейн, затем в конвертерах – файнштейн и черновую медь. Чистые металлы планировалось извлекать в Красноярске или Куйбышеве. По этому проекту в Норильске должны были жить две тысячи человек, в Каларгоне – 350, в Дудинке – 1700.
6 декабря 1985 года в Шушенском не стало заслуженного работника культуры РСФСР Ивана Рехлова (1910–1985). Связист по образованию (Абаканская школа связи), до Норильска руководил отделениями почты и «Союзпечати» городах Черногорске, Минусинске Красноярского края и таймырских поселках Усть-Порт и Потапово. С1943-го по 1969 год Рехлов жил в Норильске, после почты работал в УЖКХ и дробильщиком на Никелевом заводе.
Владелец уникальной коллекции произведений изобразительного искусства и книг начинал с марок и репродукций из журнала «Огонек». В 1950-х рабочий из Норильска впервые написал сразу во все ведущие издательства мира с просьбой выслать каталоги с образцами продукции. На просьбу начинающего коллекционера откликнулись 59 издательств. Кроме каталогов в Норильск пришли бандероли и посылки с репродукциями, в том числе и факсимильными. Из первых двухсот поступлений Рехлов организовал выставку на Никелевом заводе, в 1962–1963 годах прошли вернисажи в Лейпциге, Дрездене, Берлине.
Коллекционер с каждой выставкой приобретал все большую известность и получал дары не только от издательств, но и от художников, коллекционеров, государственных деятелей. Однажды, чтобы получить репродукции работ, хранящихся в музейном комплексе в Брюсселе, он написал бельгийской королеве. Королева дала разрешение, и репродукции были отправлены в заполярный город.
Перед отъездом из Норильска Иван Варламович предлагал свою коллекцию городу, но для нее (увы!) не нашлось помещения. Собранное норильчанином стало основой Шушенской народной галереи. Позднее в Норильской художественной галерее неоднократно открывались выставки из Шушенского, одни из самых заметных – факсимильные репродукции произведений Винсента Ван Гога, импрессионистов. В конце 1990-х коллекция перешла на хранение в музей-заповедник Шушенское.