1 февраля 1925 года. Родилась Татьяна Артемьевна Гладышева (1925 – 2007). В 1942-м 17-летняя девушка приехала из Красноярского края в лагерный поселок. Первый девичий комсомольский набор должен был заменить ушедших на фронт квалифицированных рабочих. Для девушек организовали специальные курсы, Татьяна попала в группу гидрометаллургов, которую вел «интеллигентный, умный» Константин Бродницкий, один из лучших в стране специалистов по кобальту. Выпускники Бродницкого приняли участие в строительстве полупромышленной установки «Норильский кобальт», а затем и в промышленном выпуске редкого металла.

В 1945-м 20-летняя Татьяна Гладышева стала металлургом гидрометаллургического цеха кобальтового завода, на котором проработала до 29 мая 1989 года. Символично, что в день рождения Татьяны Артемьевны, 1 февраля 1973-го, норильскому никелю Н-1 и кобальту К-0 был присвоен Государственный знак качества. Через 12 лет, в год 50-летия НГМК, аппаратчика-гидрометаллурга хлорно-кобальтового цеха Никелевого завода Татьяну Гладышеву назовут почетным гражданином города.

3 февраля 1983 года одному из портовых буксиров присвоено имя скончавшегося в 1982-м бывшего начальника Норильского комбината Владимира Степановича Зверева.
В Норильск Зверев в первый раз приехал в составе комиссии, проверявшей работу Авраамия Завенягина, а вскоре вернулся на 18 лет. С 1940-го по 1948-й он занимал должность главного инженера комбината, и еще шесть – начальника комбината и ИТЛ.

В историю города и комбината Владимир Зверев вошел как человек номер один в работе по возведению первой очереди комбината, еще по завенягинскому плану. Завенягин отстоял, а его зам и преемник (после Панюкова) осуществил полный цикл получения цветных металлов на 69-й параллели.
Последняя должность Владимира Зверева связана с Атомным проектом, которым, как известно, занималось Министерство среднего машиностроения. Вспоминают, что и среди академиков он демонстрировал качества человека-буксира… Четвертому руководителю Норильского комбината в ноябре 2020-го исполняется 110 лет со дня рождения.

4 февраля 1955 года. Исполком Норильского горсовета утвердил режим работы городской библиотеки, расположенной по ул. Комсомольской, 12. Библиотека должна быть открыта с 14 до 22 часов ежедневно, кроме среды.

Решение об открытии городской массовой и детской библиотеки было принято еще осенью 1954 года, но первых читателей она встретила только в мае 1955-го. Чтобы взять книги, нужно было со двора подняться на четвертый этаж Дома техники. Три первых десятилетия история сегодняшней Централизованной библиотечной системы связана с именем Константина Аптекмана, руководившего библиотекой с 1958-го по 1986 год. При нем она переехала на Ленинский, 28, и стала ЦБС с филиалами и передвижками. Кроме Константина Григорьевича в ее биографии за эти годы было немало ярких личностей. Еще больше – замечательных читателей и изданий, в том числе с автографами знаменитых писателей и поэтов. Первыми на своих книгах расписались Константин Симонов, Евгений Рябчиков, Роберт Рождественский, Лев Кассиль, Юлия Друнина, Алексей Гарри, Николай Урванцев – всех не перечислишь.

5 февраля 1951 года. В Норильске прозвучал гудок ТЭЦ. Таким образом, была озвучена очередная трудовая победа норильчан. За работу в четвертом квартале 1950 года знамя Совета министров СССР осталось в Норильске. 21 декабря на Медном заводе, через год после пуска, была получена первая электролитная медь.

Отлитые медные аноды, огромные плиты, после охлаждения грузились краном на площадку, где их обтесывали… Были специальные бригады «тесальщиков» и «ушников». «Ушники» к каждому обтесанному аноду прикручивали болтами контактные уши. Рельсовых путей еще не было, и аноды грузили в кузов обычной машины, иногда вручную, если не было крана. На этой работе были заняты только заключенные.

Выдать первую катодную медь выпало в том числе и будущему директору комбината Борису Колесникову, работавшему на Медном с 1950-го по 1958 год.
7 февраля 1945 года. Начальник Норильского комбината и исправительно-трудового лагеря НКВД СССР Александр Панюков подписал приказ об организации управления предприятий местных строительных материалов. В него вошли уже функционировавшие кирпично-блочный и гипсоангидритовый заводы, контора нерудных ископаемых, цементный завод и завод строительных деталей. Работали на этих полукустарных предприятиях в основном заключенные Норильлага. Репрессированными были и все первые руководители службы, начиная с Михаила Иоффе и заканчивая Абрамом Вайшенкером, уехавшим из Норильска в 1969-м.

Более полувека местная строительная индустрия развивалась очень активно, обеспечивая комбинат строительными материалами практически в полном объеме, пока на гиганте отечественной металлургии не начался спад объемов производства. УПСМ, побывавшее в свое время производственным объединением «Норильскстройматериалы», в 1997-м вновь становится управлением. Прекращается выпуск керамической плитки, легкого заполнителя, пенобетона, керамики и майолики, а вскоре и кирпича. В 1999-м УПСМ переименовывают в управление закладочных, технологических и строительных материалов – УЗТСМ.

8 февраля 1912 года. Родился Дмитрий Максимович Муравьев (1912 – 1987). Один из лауреатов Ленинской премии за строительство на вечномерзлых грунтах жил и работал в Норильске 35 лет, с 1940-го по 1975-й. Вольнонаемный инженер-строитель из Ленинграда занимал ответственные должности в строительных организациях и управлении строительства НГМК. Удостоен звания заслуженного строителя РСФСР, ордена и медалей.
В историю Норильска Муравьев вошел и как чемпион города по гимнастике, лыжник, судья всесоюзной категории, организатор спорта. Еще в 1940-м его назначили председателем местного спортивного общества «Динамо».

Последняя норильская должность Дмитрия Муравьева – директор строящегося Второго никелевого завода, так называли «Надежду», пока у нее не было имени. Когда Муравьев-младший спросил отца, отличавшегося сдержанностью в проявлении чувств, от чего тот мог бы заплакать, Дмитрий Максимович ответил: «Если бы разбомбили Норильск…»

9 февраля 1943 года. На Брянском фронте ранен замкомроты 19-летний Владимир Долгих. Второе опасное ранение в грудь не позволило бойцу вернуться на фронт, и он засел за учебники. Сначала окончил 10-й класс, а потом и Иркутский горно-металлургический институт. В феврале 1958-го, через 15 лет после боя, поставившего точку в биографии фронтовика-добровольца, Долгих получил назначение на должность главного инженера Норильского горно-металлургического комбината имени Завенягина. Когда Владимиру Ивановичу исполнилось 37, он стал седьмым директором будущего гиганта отечественной металлургии. Он признавался, что Норильск был для него самым трудным испытанием на прочность. После войны.

Человек-эпоха в конце прошлого года отметил 95-летие. Почетный гражданин Норильска, бывший советский государственный и партийный деятель, дважды Герой Соцтруда сейчас возглавляет Красноярское землячество в Москве и столичный Совет ветеранов.