10 февраля 1995 года. Принято постановление администрации города. Норильска «О сохранении исторической памяти и программе формирования мемориальных зон исторической среды региона» до 2000 года.
К 1995 году Первый дом Норильска, занесенный в свод памятников истории и культуры республиканского значения, уже был перенесен с исторического Нулевого пикета к зданию Музея истории освоения и развития НПР на Ленинском, 47. Принятое постановление не помешало переместить его еще раз вслед за музеем на Ленинский, 14. Однако в это же время активизировалась работа по обустройству мемориального комплекса «Норильская Голгофа». За лето 1995-го была отремонтирована часовня, установленная пять лет назад у подножия горы Шмидта на месте бывшего кладбища. Через год, в июле 1996-го, был открыт памятник «Полякам, погибшим во время сталинских репрессий». В его создании приняли участие город, «Норильскстрой» и Механический завод, но деньги на строительство были пожертвованы гражданином Польши Ежи Бияком. Планировалось создание музея Норильского лагеря и главное – памятника жертвам Норильлага. Как известно, история с музеем под Шмидтихой закончилась ничем, а памятник после долгих лет обсуждений появился только в 2004 году. Его авторами стали архитекторы Елена Арсеньева, Лада Давыденко и скульптор Сослан Баскаев. (Напомним, что «Маску Скорби» Эрнста Неизвестного на Колыме установили еще в 1996-м.)

11 февраля 1897 года. Родился Владимир Сергеевич Домарев (1897 – 1947). Блестящий геолог-разведчик, один из авторов лучшего курса геолого-разведочного дела первый раз на гору Рудную попал в составе 4-й экспедиции под руководством свояка Сталина Павла Аллилуева в 1925 году. Вместе с будущим академиком Иосифом Григорьевым они провели первое обстоятельное обследование Рудной.

В 1930-е годы Домарев руководил разведкой и изучением месторождений цветных металлов (Минусинский район, Хакасия, Садонское месторождение). В 1936-м главный инженер отдела изысканий «Лентранспроекта» был репрессирован и отправлен в Норильск, где принимал участие в геологических работах. После освобождения в марте 1946-го его срочно отправили в Ангарскую экспедицию, откуда через год его также срочно вызвали в Норильск, так как Завенягину требовались данные по бокситам и магнезитам.
15 мая 1947-го главному инженеру геологического управления предстояла командировка в Москву, но 23 апреля при попытке ограбления управления Владимир Сергеевич был смертельно ранен и скончался на операционном столе.
В 1985 году ветераны Норильского комбината (доктор технических наук Константин Иванов, минералог Ольга Лобачева, кандидат медицинских наук Захар Розенблюм, строитель Иосиф Шамис, журналисты Нина Балуева и Сергей Щеглов) обратились к городу и комбинату с предложением об увековечивании памяти Владимира Домарева. В ответ на предложения о присвоении его имени одной из улиц города или учреждения именной стипендии для студентов-геологов НИИ в экспозиции Музея истории освоения и развития НПР (сейчас Музей Норильска) появился именной раздел.

12 февраля 1936 года. Первый поезд с техническими грузами и продовольствием прошел по узкоколейной железной дороге от пристани Валек до Норильска. Первые метры рельсового пути были уложены еще в августе 1935-го. Железнодорожная линия соединила Нулевой пикет с пристанью на реке Норильской. Протяженность стандартной для отечественных узкоколейных дорог колеи – 750 миллиметров – составила всего 14 километров.
К пристани, получившей название Валек, в первоначальный период строительства комбината доставлялись по воде все необходимые грузы с материка. Но по таймырским рекам могли проходить лишь небольшие суда, и уже летом 1936-го началось строительство узкоколейки от Норильска до Дудинки.

13 февраля 1962 года. Началось строительство ЛЭП Норильск – Талнах.
Поставить линию электропередачи под напряжение предстояло в конце лета, а для этого нужно было вырыть котлованы, собрать и установить 102 опоры, натянуть провода.
Вместе с рабочими «Электромонтажа» на строительстве ЛЭП трудились добровольцы из других строительных управлений Норильского комбината. Зима 1962-го выдалась снежной и морозной, но в августе ЛЭП построили, а временная подстанция и трансформатор, смонтированные в Талнахе, полностью ликвидировали электрический «голод», который испытывала стройка на правом берегу Норилки.

До первой руды первого талнахского рудника (март 1965-го) оставалось еще три года.
14 февраля 1961 года. Управление Гражданского воздушного флота открыло регулярную авиалинию Ленинград – Норильск. Рейсы два раза в неделю выполнял ИЛ-18, преодолевавший 3000 км за 3 часа 30 минут.
В Норильске во все времена было много людей, связанных с Ленинградом, переименованным через три десятилетия в Санкт-Петербург.

15 февраля 1981 года. Получен первый файнштейн «Надежды». К первому металлу строящийся завод шел десять лет. До подписания акта о приемке в эксплуатацию второй очереди НМЗ оставалось меньше полугода.
Файнштейн выдала в ночную смену бригада конвертерщиков плавильного цеха №2 Игоря Петушкова, через год награжденного орденом Трудовой Славы III степени. Металл, по традиции советского времени, выдавали к открытию очередного, ХХVI съезда партии, делегатом которого был директор Норильского комбината Борис Колесников. 16 февраля в 13 часов тысячи надеждинцев собрались на митинг, а первая продукция ушла в адрес съезда.

В 2003 году Надеждинскому металлургическому заводу, построенному и запущенному при директоре НГМК Борисе Колесникове, было присвоено его имя.
16 февраля 1976 года. Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Норильского комбината орденом Трудового Красного Знамени «за большие успехи, достигнутые коллективом комбината в выполнении девятого пятилетнего плана по значительному увеличению выпуска цветных металлов, внедрение высокоэффективных технологических процессов, ввод в действие и досрочное освоение мощностей новых крупных производств».

Второй орден комбинату, отметившему в июне 1975-го 40-летие, дали в третий год директорства Бориса Ивановича Колесникова, занимавшего этот пост 15 лет. За время его руководства НГМК будет еще не раз отмечен высокими наградами. Борис Иванович, по сути, оказался еще и последним директором комбината, так как его преемник, Анатолий Филатов, вскоре стал называться гендиректором (недолго), потом председателем правления концерна «Норильский никель», президентом РАО.
Юбилеи Норильского комбината совпадают с круглыми датами одного из его директоров. Когда НГМК исполнилось 40, Борису Ивановичу было 45. В год 90-летия последнего директора комбината «Норникель» готовится отметить 85-летний юбилей.
В материале использованы фотографии из архива редакции электронных СМИ МК «Северный город».