#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Приказ №469, хранящийся в Норильском городском архиве, гласит: «Отделы организации труда строительства и эксплуатации соединить в единый отдел труда и зарплаты комбината».
Сегодня научной организацией труда, мотивацией персонала и вопросами выплат зарплаты работникам горно-металлургической отрасли в Норильске занимаются несколько управлений и отделов ЗФ и дочерних обществ «Норникеля».
Главным товаром до появления на Таймырской земле горно-металлургического комбината были песцовые шкурки, главными работодателями – дудинские купцы Пуссе, Голый, Хвостов и братья Горкины. Виктор Корешков, участник геолого-разведочных экспедиций в Норильск в 1920-е годы, автор хранящегося в Музее Норильска очерка «Дудинские купцы и их нравы», так описывает увиденный им момент выплаты «зарплаты»:
«Осмотрев привезенную пушнину, купец, полуграмотный и некультурный человек, надел для солидарности золотые очки с простыми стеклами, разложил перед собою какую-то книгу, счеты и начал расчеты с кредитором.
– Так, – говорил купец, – спички брал?
– Брал, однако, – отвечал долганин.
– Значит, 20 копеек. Чай брал?
– Нет, однако, не брал.
– Значит, еще 20! 20 да 20 будет 1 рубль 20. Слушай хорошо, что говорю, а то потом будешь еще болтать, что я тебя обманываю.
– Так, однако, – растерянно бормотал долганин, отирая со лба выступившую испарину и с испугом глядя то на купца, то на счеты, где с треском летали костяшки, как аккомпанемент к каждому слову».
В результате подсчетов долг никогда не снижался, хотя охотники на гладко выструганных палочках делали зарубки по количеству и качеству сданных купцу шкурок, а также количеству полученных товаров. Счета в книгах с записями велись купцами сознательно с такой путаницей, что в них не разобрался бы и грамотный человек.
Из другой рукописи Виктора Корешкова мы можем узнать имя первого официального бухгалтера экспедиций 20-х годов – Петр Жулев. Он вел финансовую отчетность по зарплатам, расчетам с факториями, перевозкам и поставкам туземцами грузовых нарт. Сам Корешков был начальником снабжения и свидетельствовал: рабочим выдавали и подъемные, и деньги на покупку спецодежды, и достойное вознаграждение за труд. Они были людьми с Большой Земли, а в советской России в 1918 году появились трудовые книжки и законы о фиксированном вознаграждении за труд.
Иной была система расчетов с заключенными «Норильлага», строившими город и комбинат. Это была работа за жидкую баланду, ржавую селедку и кислую капусту. Потрудившись ударно, можно было уменьшить срок заключения или получить усиленный пищевой паек. Принуждение было жестоким, производительность труда – низкой, дисциплина не выдерживала никакой критики: среди заключенных было много уголовников, считающих рабский труд ниже своего достоинства. В Норильском городском архиве можно найти изрядное количество приказов об отправке в штрафной лагерь «Каларгон» симулянтов, прогульщиков, грабителей, воров, картежников и любителей женского пола, отказывающихся выходить на работу. Есть среди этих документов и расстрельные приказы.
Принимаемые меры не улучшали ситуации. В марте 1950 года руководство МВД в целях повышения рентабельности производства добилось введения для лагерных рабочих заработной платы.
Известный российский историк профессор МГУ Леонид Бородкин, ссылаясь на справку орготдела ГУЛАГа, называет цифры: во втором квартале 1950 года средняя зарплата заключенного почти наполовину приблизилась к зарплате обычного советского рабочего (640 рублей) и составляла 285 рублей. Заключенные стали устранять недостатки в технологии, отказываться от лишних людей, стремясь выполнить работу меньшим числом, участвовали в изобретательстве и рационализации, возник интерес к повышению квалификации с целью увеличения заработка. Повысилась эффективность производства.
Если до войны главной задачей Норильского комбината было строительство цехов и заводов, то с началом войны был взят усиленный курс на производство никеля, который был получен в 1942-м. А в самом начале войны, 29 сентября 1941 года, на Норильском комбинате был создан единый отдел организации труда и заработной платы: ОТиЗы строителей и эксплуатационников соединились. Приказ №469, состоявший из трех параграфов, подписал директор комбината Александр Панюков. Документ называет имя начальника единого ОТиЗа – Валентин Лапин.
Из хранящегося в Норильском городском архиве сводного плана по численности и фондам основной деятельности Норильского комбината за 1941 год мы можем узнать, каким было соотношение на производстве заключенных и вольнонаемных. Например, на угольной штольне №12/14 эти цифры, согласно штатному расписанию, были 402 и 38. В действительности на работу выходили 277 зэка и 26 вольнонаемных. Почти все переделы комбината испытывали кадровый голод.
Деньги и зарплаты – тема интересная. Особенно северные зарплаты, которые, как известно, отличаются от материковских. Отдельные категории вольнонаемных ценных работников в Заполярье начиная с 1920-х годов получали двойной оклад. С 1932 года северные надбавки распространились на всех приезжавших работать на Крайний Север по своему желанию.
Периоды формирования «полярок» и система начисления вознаграждения за труд на Севере в разные годы была разной. Старые норильчане любят вспоминать короткий период, когда зарплаты рекордсменов проходки приближались и даже превосходили зарплату директора Норильского комбината. Или времена, когда на выходные по карману было слетать в Москву попить пива или побродить по магазинам.
Эти артефакты – в советском прошлом, как и электронные машины «Минск-32» – «компьютеры» двухметровой высоты. На них не только считали баланс производственного цикла, но и благодаря созданной системе «Персонал комбината» немедленно нашли в базе сварщиков, заваривших в 1979 году лопнувшую в 50-градусный мороз нитку газопровода Мессояха – Норильск. Город был спасен. Эту историю на страницах газеты «Заполярный вестник» когда-то вспоминал Борис Казаков, заслуженный экономист России. Он начинал проходчиком и взрывником, потом перешел в отдел труда и зарплаты рудника «Заполярный», затем в ОТиЗ «Комсомольского». Занимал должность заместителя директора комбината по экономическим вопросам, командовал экономическим главком в Министерстве цветной металлургии СССР, участвовал в создании концерна и Российского акционерного общества «Норильский никель».
Через отдел научной организации труда и заработной платы Надеждинского металлургического завода когда-то прошел Виктор Томенко, затем главный бухгалтер и генеральный директор ЗФ «Норникеля», ныне – губернатор Алтайского края. В послужном списке министра энергетики, вице-премьера РФ Александра Новака в числе других интересных записей есть должность руководителя управления организации труда и заработной платы Заполярного филиала «Норникеля». Освоившим науку управления людскими ресурсами и финансовыми потоками один шаг до карьеры политика.
Сегодня «Норникель» – компания, где стабильно выплачивают заработную плату. Функции ОТиЗов выполняют профильные управления Заполярного филиала и дочерних предприятий «Норникеля». В «табульках» отражены и оклад, и доплаты за работу в условиях Крайнего Севера, и премиальные. Все прозрачно, все вовремя.
Наука подбора и обучения кадров в «Норникеле» постоянно совершенствуется. Профориентацией с уклоном в горно-металлургическую отрасль в Норильске начинают заниматься еще с учащимися школ. Профильные рабочие и инженерные специальности получают выпускники городских техникумов и главного вуза Норильска, переименованного недавно в университет. Ряды ИТР пополняют выпускники программы «Профстарт» из лучших технических вузов страны. Им посвящена специальная рубрика «Северного города» – «Норильский старт».
В корпоративном университете «Норильский никель» можно получить дополнительную рабочую профессию, а руководителям – повысить квалификацию. Появилась программа «Первая Арктическая», где лидеров и управленцев начинают растить с юных лет. Программа «Наш дом/Твой дом» для лучших работников, путевки в корпоративные санатории за символичную цену – отдельные бонусы к стабильной северной зарплате.
Недавно в СРК «Арена» появился первый центр подбора персонала «Норникеля», посетив который любой желающий сможет поближе познакомиться с условиями трудоустройства в компанию.
«…Я считаю, что в целом по Красноярскому краю у нас самая конкурентная заработная плата и самый высокий социальный пакет», – отметила на открытии центра заместитель директора Заполярного филиала «Норникеля» по персоналу и социальной политике Анастасия Перфильева.
Компания неизменно занимает верхние строчки в рейтинге лучших работодателей мира.
Ранее мы писали об открытии в СРК «Арена» имиджевого центра, где можно узнать об устройстве на работу в подразделения «Норникеля» в Норильске.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.