#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Главы обеих династий приехали в Дудинку во второй половине прошлого века. Вениамин Салямов из Нижнего Новгорода, Алексей Белов с юга Красноярского края. Приехали, пустили корни и стали поставщиками новых надежных кадров для Дудинского морского порта.
Родители Андрея и Юлии Салямовых – Вениамин Хамзеевич и Нина Александровна Салямовы – много лет проработали в Дудинском морском порту.
«Наша династия начинается с отца, – рассказывает Андрей Салямов. – В 1972 году он приехал в Дудинку по приглашению из Нижнего Новгорода, тогда Горького, где работал также в порту. Окончил Горьковский институт водного транспорта. В Дудинском порту свою трудовую деятельность начал докером, и дальше пошел вверх по карьерной лестнице. Уволился в связи с выходом на пенсию в 2002 году с должности заместителя начальника по эксплуатации производственно-перегрузочного комплекса (ППК) №4».

Сейчас в ЗТФ два ППК, когда-то было больше. Вениамин Хамзеевич отвечал за базу длительного хранения: склады открытые, закрытые, в том числе с металлопродукцией «Норникеля». Для отгрузки-погрузки заказывал через диспетчера различную технику. Мама Андрея и Юли Нина Александровна приехала в Дудинку по приглашению в 1974 году. Начинала работать приемосдатчиком груза и багажа, уволилась со службы с должности заместителя начальника по коммерческой работе ППК №4. Умеющие считать деньги у Салямовых тоже в наличии.

Вся трудовая деятельность Андрея связана с производственным комплексом малой механизации (ПКММ). По окончании службы на флоте в 1990 году он был принят слесарем по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин. В настоящее время является заместителем начальника ПКММ – начальником службы эксплуатации. Обеспечивает перегрузочные комплексы погрузчиками различной грузоподъемности.

Комплекс малой механизации, за который отвечает сегодня Андрей, – это вилочные погрузчики грузоподъемностью от 2 до 45 тонн, тракторы, ковшовые погрузчики. Всего чуть больше 60 единиц техники и 138 человек персонала, в том числе вахтовики.
«Техника разная, люди разные, интересная работа», – лаконично отзывается о своей службе Андрей Салямов.
Учитывая введение в «Норникеле» и ЗТФ все новых и новых стандартов, свободного времени у руководителей и после работы немного.
«Люблю поплотничать в гараже, – рассказывает Андрей о своих любимых занятиях. – Сказываются прадедовские корни. Он был хорошим плотником. Под машину лезть не хочу, на работе хватает. На природу иногда по выходным выезжаем, если погода позволяет, или в Норильск по магазинам. Люблю прокатиться по берегу Енисея на машине. Пока личный рекорд – километров 30 вниз по течению».
Водными прогулками Андрей Салямов не увлекается, хотя в детстве немного занимался парусным спортом. Самостоятельно освоил «мореходное дело». Говорит, времени на такое хобби сегодня не хватает. Но материковские запахи, которые приносит с юга края Енисей, ему нравятся. Говорит, особенно прекрасный воздух в Дудинке после дождя. В прошлом году на работу в ПКММ поступил и сын Андрея Павел.

Жена Андрея Любовь Салямова уже на пенсии, уволилась из ЗТФ с должности заместителя начальника отдела по работе с персоналом. Играла за порт в волейбол, участвовала в художественной самодеятельности, сейчас занимается строительством на материке. «Прораб-домохозяйка-садовник», – обозначает сегодняшний статус жены Андрей.
Сестра Андрея Юля Салямова вышла замуж за Алексея Белова, взяла фамилию мужа и влилась еще в одну, очень обширную портовую династию. Факт слияния обеих ветвей запечатлен на снимке из архива Салямовых-Беловых. На фото Вениамин Хамзеевич и Нина Александровна, дедушка держит на руках внучку Настю. Рядом с отцом стоят дети Андрей и Юля, жена Андрея Люба и муж Юли Алексей Белов.

Юлия и Алексей – белые воротнички. Юля начинала свою трудовую деятельность табельщиком в портовых мастерских, сейчас она специалист по нормированию, оплате труда и материальному стимулированию. Алексей – экономист, успевший поработать в порту на ППК №2 слесарем и сварщиком. Он действующий спортсмен: играет в волейбол за сборную ЗТФ, участвует в спартакиаде «Норникеля». Молодые люди встретились благодаря овчарке Салямовых по кличке Лера. Юля ходила с ней гулять и познакомилась с Алексеем через друга знакомой собачницы, которые впоследствии стали свидетелями на их свадьбе.

В ЗТФ работают не только оба супруга. Малышка Настя, которую на снимке держит на руках дедушка, выросла. Сейчас она контролер металлов, материалов, полуфабрикатов и изделий в отделе по ремонту и техническому надзору за контейнерным парком.
В семье Беловых очень любят имя Алексей, которое дословно означает «защитник». Поэтому и муж Юлии – Алексей Алексеевич, и его отец – Алексей Алексеевич.

Алексей Алексеевич старший приехал в Дудинку с юга Красноярского края, как и многие, на заработки. Работал в порту с 1963 года. Уволился в 1976 году по состоянию здоровья с должности докера-механизатора ППК №2, то есть занимался разгрузкой-погрузкой судов с помощью транспортных средств на речных причалах. Жена Алексея Алексеевича старшего Тамара Борисовна тоже трудилась на ППК №2 – приемосдатчиком груза и багажа.
У Беловых-старших в Дудинке родились трое сыновей: Виктор и двойняшки Алексей и Андрей. Есть еще дочь Ирина, которая никогда не работала в порту. Экономист Алексей, как мы уже сказали, стал мужем Юлии Салямовой. Андрей Белов начинал свою трудовую деятельность электриком на ППК №2. Затем был переведен на должность инженера в отдел главного энергетика. Уволился в связи с переездом в другой город в 2014 году с должности начальника отдела по инвестиционной деятельности. Виктор Белов, как и его отец, трудился на ППК №2 докером-механизатором.

Сегодня в Заполярном транспортном филиале работают представители молодого поколения династии: сыновья Виктора Белова – Андрей и Сергей. Оба начинали с грузчиков, были докерами, сейчас работают стивидорами на ППК №1. В другой отрасли их назвали бы мастерами, в порту должность звучит по-морскому – стивидоры.

Рабочие места братьев – это по большей части морские причалы. Летом их обветренные лица и руки коптит яркое полярное солнце, полярной зимой обжигают морозы и вьюги. Они на посту и ночью, и днем – практически в любую погоду. Порт работает круглосуточно – когда у всех государственные праздники, стивидоры не отдыхают. Исключение из правила – Новый год, 1-е, иногда 2 января.
На ППК №1 прибывает песок с острова Середыш для металлургов, тяжеловесные трактора, сгребающие руду для погрузки в вагоны и отправки на обогатительные фабрики Заполярного филиала, много другой тяжелой грузовой техники и оборудования, в том числе для «Серного проекта».

Олицетворяющие Дудинский морской порт, похожие на жирафов подъемные краны – опасные производственные объекты. Когда в воздухе плывут многотонные предметы, работающим внизу людям нужно держать ухо востро. Как раз стивидоры отвечают за порядок на причалах. В начале смены выдают наряды-задания, проводят инструктаж, расписывают: под этот кран идут Иванов-Петров разгружать контейнера, Сидоров-Васильев идут стропить контейнеры из трюма, а на берегу будут расстроплять. Командуют, куда должен встать погрузчик, перевозящий контейнеры на базу. Следят, чтобы все работали безопасно, выполняя при этом свои должностные обязанности.

«Например, вчера мы выгружали оборудование для строительства и обогащения для Заполярного филиала, а также технику для ЗТФ. Вот ночью судно работало, там выгружали тепловоз, – рассказывает Сергей Белов. – На тепловозе имеются специальные штатные места для строповки, за них его цепляют специальным грузозахватным приспособлением, которое навешивают на подвеску крана, затем выгружают на подтоварку либо сразу на железнодорожные пути. Мы уже много чего видели: приходили и большие катера на больших морских судах из Мурманска, и лодки из Красноярска поменьше…»

После службы все время у Сергея уходит на семью и ремонт новой квартиры. Эту науку Сергей и Андрей переняли у отца Виктора Алексеевича. В роду Беловых мужчины тоже рукастые. Недавно в управление порта устроилась жена Сергея Снежана. Представителей молодого поколения династии в ЗТФ прибыло.
Ранее мы писали о праздновании Дня речников в Дудинке, о работе портальных дудинских кранов, о династии портовиков Ромет.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.