#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Ученики «Медиашколы в Заполярье» решили узнать, что за удивительные люди работают в Музее Норильска, публикуем их тексты.
Лилия Луганская, научный сотрудник отдела учета фондов:
«Однажды я проводила экскурсию для Владимира Путина!»

- Я работаю в Отделе учета фондов. Моя главная задача – учет фондов музейных предметов и передача их на хранение. Каждый музей живет на основе своей коллекции, нет коллекции – нет музея. Она формируется из предметов музейного значения. Есть разные процедуры пополнения коллекций, но в большинстве случаев это происходит либо через дарителей, либо путем приобретения. Бывает, что норильчане приносят, например, пианино или старый диван, пожелтевшие фотографии – и просто нам их дарят. Мы им очень благодарны! В других случаях музей что-то покупает, например, картины.
- Когда у нас формируется какой-то пакет предложений, мы собираем экспертную фондово-закупочную комиссию, определяющую, принимать эти предметы в фонды или нет. Это очень важное мероприятие. Каждый сотрудник представляет свою коллекцию и пытается убедить комиссию в значимости и ценности входящих в нее вещей. По итогам готовится экспертное заключение, подтверждающее, что такой-то предмет имеет музейное значение и его можно принимать.
- Затем мы должны новинки обработать – внести информацию о них в нашу внутреннюю систему автоматизированного учета, оцифровать, присвоить им учетные номера и передать хранителю.
- Многие задаются вопросом: как в Музее Норильска хранятся меха и другие хрупкие экспонаты, которые могут испортиться? Чтобы этого не произошло, витрины в экспозиционных залах делают герметичными, а внутри них нужно поддерживать постоянную определенную температуру и влажность. За этим должны следить специальные датчики. Но это в идеале. На самом деле пока не всегда удается обеспечить такой уровень экспонирования. В хранилищах в наших условиях контролировать влажность крайне сложно. Там у нас стоят увлажнители, а когда их не хватает, мы прибегаем и к более простым проверенным способам, чтобы увеличить влажность и понизить температуру. Вообще-то музейное дело весьма высокотехнологичное, но иногда помогают и самые элементарные варианты в виде мокрых полотенец на батареях.

- Я трудилась в свое время экскурсоводом, общалась с гостями. Они были самыми разными; времена меняются – и посетители меняются тоже. Скажем, студенты и школьники всегда приходили в большом количестве – и в прошлые годы, и сейчас. А вот иностранцев, в том числе иностранных журналистов, раньше тоже было очень много, а теперь почти не осталось.
- Помню одну интересную историю. В Норильск приезжал Малый драматический театр Санкт-Петербурга. Его руководитель Лев Абрамович Додин готовил постановку по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». У него выпускался курс, с которым он очень хотел поставить именно этот спектакль. События в романе происходят в исправительно-трудовом лагере, и актеры приезжали сюда, чтобы напитаться атмосферой, посмотреть, как выглядят места, где находился Норильлаг, и даже встретиться с людьми, имевшими лагерный опыт. Это была очень интересная работа! Приехало много подающих надежды студентов, среди которых были, например, Лиза Боярская и Данила Козловский. И мы, сотрудники музея, работали с ними несколько дней, объезжая окрестности, организовывая им разные встречи и т.п. Было очень приятно получить от них потом благодарственные отклики; так мы узнали, что старались не зря и наш вклад стал частью успеха спектакля. Его премьера, между прочим, состоялась в Париже, а позднее прошли показы и в Норильске.
- А еще я принимала участие в организации визита в наш город тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина. Он приезжал дважды и оба раза был на горе Шмидтихе, посещал мемориальный комплекс «Норильская Голгофа». Во время первого визита я была эдаким «роялем в кустах», потому что глава города встречал Путина лично и сам ему все рассказывал, а я была нужна, если понадобятся какие-то менее известные подробности. Ну а во второй раз я уже сама проводила Владимиру Владимировичу экскурсию! Разговаривали мы с ним неформально, говорили даже о том, что изменилось в Норильске за десять лет с его последнего визита. Все прошло очень легко и непринужденно. Я следовала, конечно, заранее утвержденному сценарию, но готова была ко всему. Общение с Путиным вышло очень теплым и приятным. Было радостно, что позднее он еще раз передал мне через главу города свою искреннюю благодарность!
Елизавета Понорец,
Дарья Мерзлякова,
студенты «Медиашколы в Заполярье»