Птицы облюбовали озера возле турбаз. Однажды их видели даже в черте города – на озере Долгом. У горожан возникли вопросы: нормально ли появление лебедей в наших широтах, вызвано ли это улучшением экологии, или потеплением климата.
«Норникель» реализует экологические проекты, направленные на сохранение климата, атмосферы, водных ресурсов и биологического разнообразия. Например, компания совместно с заповедниками «Путоранский» (Таймырский полуостров), «Пасвик» (Кольский полуостров), Лапландским государственным природным биосферным заповедником (Кольский полуостров), находящимися в относительной близости к производственным площадкам, участвует в реализации мероприятий, направленных на изучение и сохранение биологического разнообразия в регионах присутствия, расположенных в районах Крайнего Севера России.
Так, на Кольском полуострове работает уникальная передвижная эколаборатория заповедника «Пасвик». Ученые провели отбор проб почвы, воды, изучили состояние воздуха, провели обследование популяции бурого медведя, а в начале сентября учет миграции птиц.
Изучают ученые птиц и в районе Норильска. Этим летом, кстати, практически в черте города люди наблюдали лебедей. «Северный город» решил спросить у ученых-орнитологов, откуда, собственно, лебеди, насколько наш таймырский климат приблизился к материковскому и вообще нормально ли это – наблюдать в городе за Полярным кругом буйную растительность, новых жуков и птиц, которых прежде здесь никогда не бывало?
На вопросы нашего корреспондента о птицах и состоянии климата за 69-й параллелью отвечает Сергей Харитонов, ведущий научный сотрудник Московского центра кольцевания птиц и специалист «Заповедников Таймыра».
– Сергей Павлович, у нас в Норильске появились лебеди? Для Таймыра это не нонсенс?
– Нет, не нонсенс. Вопрос только, какой это вид? Ведь на Таймыре могут быть и лебеди-кликуны, и тундровые птицы этого вида. Тундровые – с большей вероятностью. Они очень похожи друг на друга, нужны фотографии, чтобы был виден клюв.
Эти виды отличаются окрасом клюва, вернее, степенью черного. У обоих клюв черный, с определенным преобладанием желтого: у одного из них чуть больше, у другого чуть меньше. По соотношению цветов и можно будет определить, какие лебеди гнездились у вас в городе.
– Но и тот и другой вид – это нормальное явление для наших широт?
– Вполне. Тем более, что тундровый лебедь сейчас резко увеличивает численность, именно восточная часть его популяций. Это, пожалуй, единственный вид, не считая тех, которые под особой охраной. Все, что летит в Китай, в численности уменьшается, и резко – их едят. А тундровому лебедю это удается преодолеть. Во-первых, в Китае с каждым годом все более жесткие меры охраны, и тундровый лебедь растет в численности очень хорошо.
– Таймырские лебеди зимуют в Китае? А к нам на лето они уже с потомством прилетают?
– Нет. Они здесь размножаются. Прилетают без потомства, откладывают яйца, а уже потом с потомством улетают обратно в Китай.
– Раньше не фигурировал Китай. Я когда-то делала материал про орнитологов, не про лебедей, про другие виды птиц, ученые говорили, что птицы летят к нам из Скандинавских стран.
– Верно. Летят. Например, белолобые гуси зимуют в Нидерландах, а про тундровых лебедей я так сказать не могу. По базе нужно посмотреть, по нашей – кольцевательской.
– То есть у них такой огромный путь, они прямо четверть земного шара могут пролететь. Так?
– Да, конечно. Они еще не прямо летят. Они сначала летят на юг, а потом загибают на восток. Они летят по Енисею на юг, до Казахстана, а потом двигаются на восток и в Китай.
– Насколько наш полуостров интересен для птиц?
– Птиц на Таймыре миллионы, значит, интересен. Для куликов интересен. Несмотря на погоду, там для них много еды – личинки комаров-долгунцов. Это не те, которые кусают, а такие с длинными ножками. Причем если кулики пережили определенный возраст, в первый год если не съели птенца или яйцо, то дальше они в тундре живут долго. Поскольку он покрыт перьями, ему тепло и если он сытый, то ему на плохую погоду плевать. Самки сидят на гнездах, и им все нравится.
– Им хватает нашего короткого лета, чтобы и отъесться, и вывести потомство?
– Да. И не только им, но и гусям-белолобикам, краснозобым казаркам. Хотя казарка уже гнездится и на Ямале, и в Якутии. Даже в европейской России есть случаи ее гнездования. Тем не менее Таймыр был и остается основным местом обитания этого подвида.
– А у нас есть птицы, которые раньше были, а теперь исчезли? Или наоборот: те, которые неожиданно появились?
– Единственная птица, которая раньше была на Таймыре, а теперь исчезла – это белый гусь, который вроде был у вас в XIX веке, точно не скажу. А вот появилась, наоборот, белощекая казарка. Это европейская птица, мы ее наблюдаем тут с 2015 года. Находили сначала одно гнездо, в прошлом году нашли целых три гнезда, в этом году опять одну пару птиц отыскали. Но в этом году был холодный сезон.
– А разве этот сезон был холодный? Нам тут в городе так не показалось, люди склонны считать это лето аномально теплым.
– У вас в Норильске жарко, а вот под Диксоном сезон был поздний и холодный. Особенно июнь очень-очень холодный.
– Что вы изучали под Диксоном?
– Каждый год я веду мониторинг птиц тундры, в основном крупных видов: гусей, гагар, чернозобых казарок, белых сов, сапсанов и чаек. И предоставляю отчет Объединенной дирекции заповедников Таймыра. Этим летом работы были идентичны прошлым сезонам.
– А какие еще изменения у нас произошли, что особенного вы заметили в этом сезоне?
– Есть такая птица – американский бекосовидный веретенник, один из видов кулика. Он отличается тем, что зимует в южной половине Южной Америки. Эти птицы стаей летят сначала на север, а потом на запад. От Америки пролетают Берингов пролив, потом далее на восток – через Чукотку, Якутию и долетают до Таймыра. Самая западная точка его, зафиксированная в 2013 году, на реке Анапе, то есть он уже Пясино перешел. Вот вам изменения. И наш сотрудник, который работает в бухте Книповича, обнаружил, что сейчас там стало намного больше птиц с юга.
Да, вот еще, кулик-дутыш исчез совсем. Резко уменьшилась за последние годы численность бурокрылой ржанки. Частично она явно ушла на север. Птица эта зимует в Китае… Может, их едят там. Потому что китайцы, доподлинно известно, питаются и птицами. С 1 января 2019 года охота на многих птиц запрещена, наказание за это суровое. Но запрещено только оружие. Но они там приловчились охотиться другими методами…
– А о потепление климата мы говорим?
– Конечно, оно есть. Приведу пример. В начале 90-х лед из под Диксона уходил в конце июля или даже в начале августа. Было несколько лет, когда лед уходил в конце июня. 2001-й был ранним и теплым, и лед вообще ушел 11 июня. Вот вам потепление. А в этом году лед ушел 9 июля. Отмечу, речь идет о морском льде, не о речном. Это принципиальная разница.
Все меняется: и климат, и флора и фауна. А мы, ученые, все это отслеживаем, фиксируем и предоставляем данные во все заинтересованные инстанции, чтобы специалисты могли корректировать свою работу.