Фэшен-шоу на заводской площадке Медного завода стало самым ярким событием в афише фестиваля «Черное пальто», который проходил в Норильске 14–18 февраля 2020 года. Показ устроили на Медном заводе: некоторые шутили, что теперь его вполне можно переименовать в «модный».
Идея превратить галерею между АБК и цехами Медного в подиум принадлежала куратору фестиваля Ольге Проскурниной, режиссеру «Черного пальто». Впервые попав на Медный, она решила, что место непременно должно стать арт-объектом. В результате организаторы фестиваля обыграли индустриальную тему, выбрав совершенно космические, по их мнению, коридоры и переходы между производственными и административными корпусами Медного.
«Это, пожалуй, единственный случай в истории российского промышленного предприятия, когда молодые дизайнеры и модели практически ворвались в производственный процесс, десантировались на действующее производство», – отметила Ольга Проскурнина.
Одежду от российских дизайнеров, которую демонстрировали обычные норильчане, можно было разделить на две категории: одна вполне носебельна и легко применима к нашим северным условиям, другой тип – мода авангардная, немного «не от мира сего».
Для фэшен-шоу людей отбирало агентство Lumpen, специализирующееся на поиске нестандартной красоты. Агентство известно далеко за пределами России. В 2014 году его основала молодой режиссер Авдотья Александрова. Дуня ищет интересные типажи по всему миру, а ее модели участвуют в показах ведущих модных домов – Adidas, Gosha Rubchinskiy, Vetements и других.
Авдотья Александрова привезла в Норильск четыре бренда: Genesis 2.0, MARDO, Aнтона Лисина и Nensi Avetisian. Концепция показа состояла в том, чтобы дизайнеры создали коллекции на норильском материале. Для этого они исследовали город, пытались понять его настроение, атмосферу, колористику.
Например, MARDO использовал в своей коллекции основной цвет Норильска – лазурный. Genesic 2.0 – это бренд, который создают два парня. Здесь, на Севере, они вдохновлялись уличными норильскими типажами. Ребята подают уличную молодежную моду в новом формате, пробуют дать ей вторую жизнь, новое рождение. Марке дизайнера Антона Лисина всего два года, но она уже востребована в Японии, вокруг нее существует даже фан-движение. Nensi Avetisian училась в Лондоне, девушка создает коллекции на стыке моды и искусства, много экспериментирует. Модели ее платьев отличают женственность и даже какая-то беззащитность.
ДИЗАЙНЕРСКОЕ СЛОВО
Во время дефиле по импровизированному подиуму в авангардных костюмах прошли 40 моделей, отобранных агентством исключительно из норильчан. Повторим, Lumpen специализируется на том, чтобы отбирать людей с нетипичной для модельного бизнеса внешностью. Главное для них – индивидуальность. Накануне показа с нашими моделями работали – их стригли, красили, учили ходить, держать голову и осанку, не реагировать на то, что происходит в зале во время показа и т.д.
В начале норильчане увидели линейку от Genesic 2.0. Это оказалась довольно демократичная одежда в стиле спортивный кэжуал – как будто с улиц большого города.
Далее на подиуме появились модели в странных, немного космических костюмах от MARDO (Андрея Мардо). Выпускник школы дизайна НИУ ВШЭ и модель агентства Lumpen, он основал свой собственный бренд в 2018 году. За короткое время существования парень успел выпустить коллаборации с универмагом Tsvetnoy и журналом FLACON, провести презентацию дебютной коллекции в Париже и начать продаваться в Москве и Европе.
В его норильской коллекции было много ярких нарядов и материалов с отливом. Андрей Мардо говорит, что норильский климат – особенный, и он пожелал добавить в него немного праздника, легкости.
«Классно было смотреть, как перевоплощались ваши норильчанки: приходили на кастинг в свитерах и толстых пуховиках, а потом облачались в платья и становились королевами – красивыми, нежными.
…Когда я соглашался на этот экстравагантный показ, думал, что это совершеннейшая авантюра. Привык работать с профессиональными моделями, поэтому готовился к худшему. Но по результатам скажу: у меня нет ощущения случайности. Все было круто: модели очень профессионально ходили, с ними было комфортно работать. Открытые, приятные девочки и парни – спасибо им всем. И помещение мне понравилось: сложно, необычно, но красиво».
Дизайнер Антон Лисин начинал как модель у Гоши Рубчинского. Вскоре понял, что модельная работа это ненадолго и нужно делать что-то свое.
«С детства были мысли создать свой бренд, – рассказал Антон «Северному городу». – Попробовал, нашел отклик, стал зарабатывать деньги. Ключевые приемы моей стилистики – русские мотивы и немного темная русская атмосферка, но не злая. Если надписи – то только на русском».
Антон черпает вдохновение из философии, русской и в том числе православной культуры, а также андеграундной музыки. Дизайнер считает, что многие традиции и ремесла уже умерли либо утратили свое назначение, и потому он старается возродить, показать их по-новому.
О модном показе на Медном Антон Лисин выразился так:
«Не только завод – сам Норильск, он, в принципе, не про эту историю. Ничего подобного здесь не происходит обычно. Медный стал в этом смысле сочетанием несочетаемого. На данный момент это самое лучшее, что можно было там сделать, и для меня эта площадка оказалась идеальной. Репетиции шли в рабочее время, те, кто там работает, были шокированы, но многие спрашивали: а что вы делаете, а как это посмотреть? Люди с нами здоровались, говорили: ребята, вы интересные, хорошие. Не все реакции оказались такими благодушными, агрессивные тоже были. …Если Авдотья не возьмет некоторых норильских моделей к себе, я попробую через знакомые агентства пристроить этих ребят, продвинуть их в другие агентства Москвы и Санкт-Петербурга».
РАЗГОВОР О МОДЕ ПОЛУЧИЛСЯ
Коллекции на показе были хоть и непривычными для норильского менталитета, но все же весьма разнообразными – от черных спортивных костюмов до камуфляжных ватников, от балаклав с мухоморами до платьев из экоматериалов. Эту одежду выставили потом на продажу в маркеты бывшего Дома торговли, сейчас его перестраивают под Арктический музей современного искусства (АММА), и ее довольно активно раскупали. Блестящее и космическое откровенно не пошло, зато черные классические пальто от Антона Лисина, или платья от Юли Яриновской (Носи), футболки и свитера с мухоморами – вполне.
На время фестиваля АММА превратился в лекторий. Одной из интересных лекций там стала лекция о российской модной индустрии с Авдотьей Александровой и основателем проектов Be In Open Алексеем Баженовым. Баженов проговорил на лекции важную мысль о том, что «интеграция моды в другую субкультуру, далекую от нее, и есть суть современного искусства».
Авдотья признала, что нашим моделям нелегко было совершать путь по галерее, длина которой 89 метров и ширина 3. Немного непривычно и тяжело, по ее мнению, было и норильским зрителям, которые никогда ранее не посещали такие шоу: «Сразу 45 минут – это много, для первого раза лучше 10–15 минут».
Директор агентства сказала, что галерея Медного стала настоящим испытанием для новоиспеченных моделей. При этом Авдотья Александрова дала высокую оценку световому оформлению импровизированного подиума. «У нас есть ощущение неплохо выполненной задачи», – подытожила норильский показ режиссер из Москвы.
Стоит подчеркнуть, что основательница Lumpen Авдотья Александрова отсматривала претендентов в модели лично.
«Я много езжу по России и обычно чувствую общий типаж лиц в каждом городе. Но в Норильске все очень разные. Общего типажа нет, – рассказала она в интервью «Снобу». – Девочек здесь с раннего возраста отдают на танцы, поэтому у них хорошая походка, растяжка, они умеют держать себя – это классно для моделинга. Изюминкой шоу стало появление на подиуме молодых людей в платьях – это уже привычно для фэшен-шоу, но очень смело для завода… С другой стороны, Норильск подарил миру художника и модельера Андрея Бартенева, так что почему бы и нет?»
После показа Александрова все же отобрала нескольких норильских моделей для участия в европейских шоу.
ПОСТФАКТУМ
Фестиваль моды и современного искусства получил широкую огласку и неоднозначные комментарии. Да, кто-то ругал показ на Медном. Однако приехавшие сюда молодые художники и дизайнеры нашим Севером, нашим Медным заводом, нашим белым пространством вдохновились по-настоящему. По-честному. Некоторые даже уезжать отсюда не хотели. Неожиданно встреча с Норильском и новыми условиями существования стала для них ценной, значимой. Они вдохнули наш воздух, и что-то в них и в их творчестве поменялось, отмечают они.
Но самое главное во всей этой истории – это обмен. Мы, норильчане, тоже ведь после фестиваля стали немного другими. Увидев, как Норильск вдохновляет других, мы посмотрели на свою малую родину иными глазами. В очередной раз осознали, что этот сложный город дает возможность творить, создавать, воплощать, принимать щедрость и суровость Арктики, быть с ней на «ты».
И пусть современное искусство не станет за 69-й параллелью на 100 процентов востребованным или мегаактуальным. Зато теперь мы наверняка знаем, что оно – про нас, про нашу молодежь, про сегодня. Мы на практике поняли, как оно может выстрелить, встав на минуточку на одну ступень с тем, что мы привыкли видеть, и с тем, что способно изменить нашу жизнь и представления о ней.