#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Безуглеродный никель – еще один шаг в зеленое будущее. «Норникель» уже выпустил первую партию чистого во всех отношениях металла, а углеродной нейтральности добьется намного раньше 2060 года. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал в преддверии Нового года глава компании Владимир Потанин.
– Владимир Олегович, что вы ожидаете в наступающем году? Какие из новых трендов будут активно продвигаться в мире?
– Во-первых, это исключительное внимание к проблемам, которые называются ESG – экология, социальные аспекты деятельности и управление. Внимание к этим трем составляющим бизнеса очень велико. А вторая тенденция, на мой взгляд, состоит в том, что все быстрее меняются технологические уклады, и поэтому сейчас в более привилегированном положении оказываются бизнесмены и их предприятия, которые быстрее адаптируются к инновациям и ловят попутный ветер.
– Вы выделяете какие-то средства на это?
– «Норникель» является социально ориентированной компанией: огромные расходы, огромные усилия компания предпринимает для обеспечения социальной стабильности. В частности, в прошлом году мы потратили более 50 миллиардов рублей на социальные программы для норильчан и работников «Норникеля». Тем не менее требования растут. Новым трендом является быстрая смена ориентиров. И если еще недавно применяющиеся в «Норникеле» стандарты считались передовыми, то сейчас уже требования и к более глубокому участию в жизни городов, и, соответственно, большие расходы. Это отражается в том, что компания подписала соглашения с правительством и Красноярским краем о выделении 80 миллиардов рублей на социальные нужды, а также дополнительно объявила о программе расходов на 150 миллиардов рублей, значительная часть из которых пойдет на реновацию жилья.
– Речь о Норильске?
– Это в основном Норильск, но также есть обширные программы и в других регионах: и в Забайкальском крае, и на Кольском полуострове, в Мурманской области. Еще недавно считалось, что если бизнес платит налоги и создает рабочие места, то это уже достаточный критерий его социальной приемлемости. А сейчас уже ожидается участие в такого рода вопросах, как, например, реновация жилья. Это новый тренд – возрастает цена того, что называется «социальная лицензия на операционную деятельность», social license to operate. И по экологии такая же тенденция происходит. Мы инвестируем серьезные средства в «Серную программу» в Норильске, которая позволит на рубеже 2025–2027 годов практически полностью, на 90 процентов, обеспечить улавливание как серы, так и других вредных элементов и превратит Норильск из достаточно загрязненного города в абсолютно приемлемое для проживания место – с точки зрения экологических условий.
– Сегодня на повестке дня во всем мире стоит углерод. Как будете бороться с этим?
– «Норникель» является одним из передовых предприятий в своей отрасли в мире с точки зрения углеродного выброса. В этом смысле мы находимся в нижнем квартиле, то есть в числе первых 25 процентов компаний, которые обладают наименьшим углеродным следом. Более того, компания выпустила не так давно первую партию безуглеродного никеля, который пользовался колоссальным спросом на международных биржах.
– Как это стало возможным? И что такое безуглеродный никель?
– Это стало возможным благодаря серьезным инвестициям «Норникеля» в хайтек-разработки в области блокчейна. Компания присоединилась к блокчейн-сети ответственного выбора поставщиков RSBN (Responsible Sourcing Blockchain Network), объединяющей продавцов и покупателей минерального сырья и продуктов его переработки. А незадолго до этого «Норникель» анонсировал масштабную стратегию использования современных цифровых технологий для создания клиентоориентированной цепочки поставок. Она включает в себя выпуск обеспеченных металлами токенов на международной платформе Atomyze, которой уже начали пользоваться многие производители. И, соответственно, выпуск безуглеродного никеля для компании стал как раз возможным, потому что этот безуглеродный никель можно токенизировать, то есть представить в цифровой форме. А доказательством ответственного и этичного отношения к производству никеля и кобальта служит аудит, проводимый международными известными компаниями. Потом информация о каждом этапе передачи минерального сырья фиксируется в международной блокчейн-сети ответственных поставщиков RSBN в неизменном виде. В этом смысле у нас также есть программа инвестирования в возобновляемые источники энергии и в различного рода технологии, которые позволяют компенсировать выбросы углекислого газа. Поэтому когда-нибудь вся продукция «Норникеля» должна стать углеродно-нейтральной.
– О каких сроках идет речь?
– На сегодня у нас есть программа до 2028 года, которая предусматривает снижение выбросов углекислого газа на полтора миллиона тонн – это существенное сокращение. Притом что при ожидаемом выбросе около десяти миллионов тонн порядка полутора миллионов будет сокращено. И все это происходит на фоне увеличения выпуска товарной продукции к этому времени на 30–40 процентов. Поэтому сокращение на полтора миллиона тонн карбоновых выбросов – это очень существенный и большой вклад в экологию. Кроме того, улавливание диоксида серы, производство серной кислоты и ее последующая нейтрализация приводит к выбросу почти двух миллионов тонн углекислого газа. Получается, что серу улавливаем, углерод выбрасываем… В момент, когда «Серный проект» был инициирован, такого пристального внимания к углероду еще не было. Поэтому для нас сейчас это, как говорят, дополнительный челлендж. И этим всем мы занимаемся, а также с точки зрения производства электроэнергии из возобновляемых источников у нас запланированы инвестиции, уже к 2028 году будут построены сооружения порядка трех гигаватт мощности, что тоже приведет к серьезной компенсации. Это то, что мы видим и можем сделать к концу десятилетия. В настоящее же время мы пытаемся заглянуть дальше и пытаемся понять, когда сможем достигнуть вот этой самой углеродной нейтральности. На сегодня эта работа идет, и я могу сказать только о том, что мы точно сделаем это раньше, чем будут реализованы поставленные общенациональные цели.
Ранее «Северный город» рассказал о том, что Nornickel Harjavalta получил финансирование от фонда Business Finland для инвестиций в расширение рафинировочного завода, призванного значительно укрепить европейскую экосистему аккумуляторов и способствовать устойчивому развитию аккумуляторной промышленности в Финляндии.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.