#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Генеральный директор компании из Екатеринбурга «Стратегия НК» Алексей Кузьмин в интервью «СГ» рассказал, как проходят испытания сушильной башни – аппарата, который входит в технологический цикл будущего производства серной кислоты на стройке «Серной программы» «Норникеля».

– Алексей Николаевич, вы руководите одной из ведущих в стране компаний по предоставлению услуг в области технической диагностики. Расскажите про свою разработку: что это за программа, что она умеет?
– Многоканальная акустико-эмиссионная система предназначена для технической диагностики различного вида и рода устройств – в первую очередь технологических, магистральных трубопроводов, оборудования опасных химических производств. Здесь мы проводим сопроводительный контроль при пневматических испытаниях оборудования. Практически спектр элементов не ограничен – это все производственное оборудование, которое находится под воздействием агрессивных факторов: давления, температуры, механической нагрузки… Из-за этих факторов оно изнашивается, приходит в негодность, на нем образуются опасные развивающие дефекты. В процессе диагностики мы эти дефекты регистрируем, оборудование обрабатывает параметры, анализирует их. Так определяется, какой набор дефектов соответствует тому или иному оборудованию.

– Какой агрессии будет подвергаться оборудование для «Серной программы»?
– Мы диагностируем сушильную башню. Это относится к цеху нейтрализации серной кислоты. Башня испытывается с применением пневматических испытаний, то есть с внутренним давлением – оно ее нагружает, создает в башне напряжение. По нему мы судим о наличии в металле нарушений. Это могут быть трещиноподобные дефекты, вызванные некачественной сваркой, и в принципе любые дефекты сварки, коррозионные повреждения, дефекты монтажа, вмятины и так далее. В реальном времени по различным датчикам и диаграммам мы можем видеть, как и почему идет нагружение самой конструкции.

– Какие датчики вешаете? Что еще используете?
— Специальные пьезокерамические датчики. Они регистрируют механические упругие волны, которые распространяются в материале в результате наличия в нем развивающихся дефектов. С помощью пьезокерамической пластины сигнал механической упругой волны переходит в электрический, дальше он оцифровывается. Все это в конечном итоге выдает компьютер: с помощью специальной программы данные обрабатываются. По информативным параметрам мы судим о состоянии объекта.

– Сколько датчиков находится на оборудовании?
— Как говорится, чем больше, тем лучше. В данной ситуации использовано их максимальное число – это 24-канальная система. Все 24 канала установлены на конкретный аппарат сушильной башни. Единовременно мы можем обследовать сколько угодно единиц технологического оборудования, лишь бы их смогли нагрузить и испытать. В конкретной ситуации мы используем одну систему, но можем привезти их сколько угодно: хоть пять, хоть десять – все зависит от задач заказчика. На данном проекте каждое оборудование испытывается отдельно. Поэтому нам достаточно многоканальной системы.

– Сколько времени нужно, чтобы обследовать один элемент?
– В среднем пневматические испытания проводятся от нескольких часов до нескольких суток, в зависимости от оборудования и задач нагружения. Здесь конкретно нам вполне будет достаточно порядка четырех-пяти часов, чтобы эти испытания провести.

– Сколько уже успели элементов обследовать в цехе и сколько еще предстоит?
– В этом году мы заключили соглашение на испытание примерно 30 единиц оборудования. Сделано уже больше половины.
До начала лета 2024 года все оборудование должно быть испытано.

– Расскажите о сути метода, чем изначально была вызвана необходимость появления этого прибора?
– Сам по себе метод акустической эмиссии – это нормативный метод, он известен очень давно. Под каждое оборудование разработки он требует соответствующей технологии. Сюда входят задачи, связанные в первую очередь с обработкой сигнала и специальных программных средств. На сегодня оборудование продвигается настолько, что непосредственно участие оператора минимизировано. В своей технологии мы стремимся к тому, чтобы обработка велась в автоматическом режиме с применением современных программных средств машинного обучения, которые являются передовыми на рынке услуг в области неразрушающего контроля.
Само оборудование – целиком цифровое, имеет открытые интерфейсы, его производит московская фирма «Интерюнис-ИТ». При этом мы используем свое программное обеспечение AE Strategy версии 4.0. Оно позволяет обрабатывать данные в автоматическом режиме, получая конкретный результат — это дает заказчику полноценные сведения о техническом состоянии его оборудования.

– Сколько времени уйдет на обработку результатов исследований этой сушильной базы. Когда вы сможете дать результаты?
– Результаты мы, как правило, выдаем в течение двух суток после проведения контроля.

– Какие еще крупные компании были вашими клиентами и использовали это программное обеспечение?
– Мы работаем на объектах магистральных газопроводов, наш постоянный заказчик – ПАО «Газпром». Другие заказчики – это различные строительные организации. Производили работы в Усть-Луге, на комплексе по сжижению природного газа. Трудимся также на очень многих компаниях НПЗ, сотрудничаем с «СИБУРом», с «ТАИФ-НК» и так далее. Мы присутствуем практически на всех больших стройках. Сейчас нет таких строек, где бы нас не было.
Ранее мы рассказали о специалистах-подрядчиках из компании «Велесстрой-СМУ» и монтаже оборудования на проекте «Серной программы».
О хронологии строительства и реализации амбициозного и гигантского проекта «Норникеля» читайте в нашем спецпроекте.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.