Основная профессия Киры Чиж – специалист в сфере информационных технологий. Место работы – институт «Норильскпроект», входящий в состав ООО «Гипроникель» – одной из дочерних структур «Норникеля». Пять лет назад она стала членом творческого клуба «Галакс» и погрузилась в сказочный мир декоративно-прикладного творчества: завоевала симпатии посетителей нескольких выставок и уже дважды стала абсолютной победительницей конкурса «Корпорация звезд». В этом году Кира представила на конкурс бубен шамана. Вместе с мастером мы листаем странички в ее профиле Инстаграм @kira_chizh.

– Кира, вы с букетом на ступеньках Дворца культуры – это на вручении Гран-при?
– Да, мне только что вручили награду и подарки. Мой муж пришел поддержать меня и, конечно, сфотографировал. Такое бывает раз в жизни, и то не у каждого, как шутит мой брат.
– Откуда тяга к творчеству?
– Творчество и рукоделие были интересны мне с самого детства. В нашей семье большая библиотека – родители покупали много литературы, в том числе и по искусству, и по прикладному творчеству. После школы я забрасывала портфель, брала с полки очередную книгу и читала запоем. Поэтому у меня в голове сложился большой теоретический курс по искусству и прикладному творчеству. Я, как любая советская девушка, занималась рукоделием, шитьем на себя и украшением дома. Всю свою сознательную жизнь творила в рамках дома и работы.
Определенный перелом в содержании моих работ произошел, когда я в 2014 году познакомилась с творческим клубом «Галакс». Однажды я пришла на выставку «Ангелов свет», куда меня привела моя сотрудница и участница этого клуба Татьяна Табанюк. Я была очень впечатлена работами мастеров и спросила себя: «Почему я не с ними? Я тоже так хочу, и я ведь тоже так могу».
Став членом клуба, я попробовала новые для меня техники: сухое и мокрое валяние, работу с деревом. Клуб ведет активную деятельность – выставки, мастер-классы, участие в различных мероприятиях города. Каждый раз это новые интересные задачи, реализация которых требует коллективной работы, умений и творческих экспериментов. Под руководством Ольги Терешонок наш клуб получил Гран-при на конкурсе регионального значения «Золотые руки Красноярья». Я очень горжусь этим, потому что и мои работы были представлены на этот конкурс.
У меня появилась возможность показывать свои работы на ежегодных выставках. Это определенная ответственность. Хотелось впечатлить публику, показать мастерство, раскрыть идею, свои эмоции. Именно в это время появилась серия драконов из плавника «Другой мир» и резные существа серии «Техногенная эволюция».

– С чего началась работа над бубном?
– Поскольку у клуба «Галакс» ежегодно проходят выставки в художественной галерее Музея Норильска и Таймырском доме народного творчества – Главном чуме Таймыра, большая часть моих работ стала создаваться под эти выставки.
Однажды мне повезло попасть на обучение к мастеру, изготавливающему бубны. Он приехал по приглашению Таймырского дома творчества, который ведет большую работу по сохранению традиций народов Крайнего Севера. Три человека из нашего клуба создали свои собственные бубны – в абсолютно аутентичной технологии: гнутье каркасов, крепление ручки, обтяжка кожей. Это был незабываемый опыт. На выставке «Корпорация звезд» есть еще один бубен – моей коллеги и мастера Ларисы Вавиловой. К сожалению, на ее бубен не хватило кожи… Но разве мастера остановить? Мембрана этого бубна сделана в технике аппликации кожей с одной стороны и войлочного панно изнутри.

– А ваш бубен звенит?
– Да, у него приятный низкий голос. Поскольку я человек перфектный, стараюсь, чтобы все было идеально. И бубен должен быть с голосом. Выступать с ним или шаманить никто не собирается, он был создан как декоративная вещь, но можно постучать и получить удовольствие.
Я люблю делать необычные вещи. Фантазия сама подсказывает мне идеи. Наверное, это из детства: сказки, приключения и фантастика – мои любимые жанры. А легенды Севера – это целый мир. Я пересмотрела много книг и материалов об искусстве народов Севера и о древних артефактах, дошедших до наших дней. Волшебные духи сами попросились на бубен. И я просто вырезала их из рога и дерева. Бубен не оживлен для ритуалов. Это арт-объект, который украшает пространство. Я люблю монохром, и он прекрасно вписался в мой интерьер.
– Планируете как-то продолжить тему?
– Я всегда мыслю коллекциями. Если придумываю вещь, их обязательно будет несколько. Невозможно наиграться одной. Я получаю удовольствие, придумывая новую коллекцию. И у меня всегда куча эскизов. Правда, не всегда удается их реализовать, просто не хватает времени или другие идеи и задачи приходят на смену. Но эскизы помогают мне не забывать и возвращаться к ним.
Предполагалось создать несколько бубнов в подобной технике, но с другими сюжетами. Меня восхищают работы дудинских косторезов, это очень талантливые мастера. Я учусь, глядя на их работы.
Хочу отметить, что не всегда люблю процесс. Например, резать по кости – то еще удовольствие. Но вот результат – сказка! Кроить-шить – нудно, но зато надеть новое платье – замечательно! Валяние, особенно мокрое, – тяжелый труд, но милая шляпка или светильник – это настоящая красота! Яркий результат и радость обладания – это то, к чему я стремлюсь.

– Кира, бубен – это ведь не первый Гран-при «Корпорации звезд»?
– Да, уже вторая награда, в позапрошлом году я получила первый Гран-при за дракона, вырезанного из кости. Я пересмотрела очень много старинных работ японских мастеров – нэцкэ. Это величайшее искусство. Тончайшая резьба и прикладные сюжеты впечатлили меня. Мой дракон – результат увлечения драконами и резьбой. И, конечно, у меня куча эскизов с новыми драконами, которые терпеливо ждут, когда я их вырежу.
По гороскопу я Дракон, наверное, поэтому мне близка эта тема. Драконы из старых досок, переживших космические северные условия и вобравших в себя время, которое в них отложилось, для коллекции «Другой мир», разлетелись по стране и живут у друзей, в доме у сына, в кабинете у мужа. Муж, сын и брат – мои самые благодарные почитатели и коллекционеры. Они поддерживают меня во всех моих проектах. И я очень благодарна им, потому что нужно иметь большое терпение, чтобы жить рядом с мастером, который пилит, строгает, стучит и клеит в любое время суток.

– Что это за персонаж, который куда-то мчится?
– Это одна из самых первых моих кукол – Баба-Яга-Кибернога. И летает она, конечно, не на метле, а на киберчемодане с вращающимися турбинами. Я ей горжусь. Она работает в Департаменте контроля погодных условий и ведет активную общественную и личную жизнь (поет в хоре, занимается йогой). Кукла шарнирная, поэтому она может менять головы и конечности и принимать любые человеческие и нечеловеческие позы.
Я работаю в отделе информационных технологий, мой сектор сопровождает программное обеспечение, которое используют все проектировщики института. Мы устанавливаем программы, консультируем, обучаем и помогаем работе в них. И в моем распоряжении всегда есть детали от списанных компьютеров. Поэтому моя Баба-Яга и получила свою высокотехнологичную киберногу. Я создала ее на одном дыхании для конкурса «Корпорация звезд», и она стала финалистом-лауреатом. Это был мой первый конкурс.
Мир кукол многогранный и многоплановый. Когда я познакомилась с местными мастерами-кукольниками, я и не предполагала, насколько он необъятный. Три ночи сидела в Интернете, поглощая информацию о разных кукольных техниках и направлениях. Шарнирные куклы – самые сложные, необычные и эффектные. Все, как я люблю. Конечно, чтобы профессионально создавать таких кукол, нужно посвятить всю себя этому делу, но я пока не готова заниматься только куклами. Хотя строю большие планы на будущее.

– А это новая история с Бабой-Ягой?
– В прошлом году пришло понимание того, что настоящую публичность можно получить в социальных сетях. И время пришло. Именно в Инстаграме публикуются все мастера, которые хотят заявить о себе. Прекрасный мастер Лена Тадер дала мне тот самый «волшебный пендель», который, как все знают, является двигателем всего, что не движется. «Мне тебя не хватает в Инстаграме». И я пошла. Пока еще я не веду активную деятельность, а просто публикую свои работы разных лет, присматриваясь к возможностям этой платформы.
Умение приноравливаться к новому программному обеспечению и легко его использовать всегда мне в помощь. Программа, оживляющая картинку, привела меня в детский восторг – я оживила и голову бабы Яги, и валяного лисенка, и даже тарелку с помидорами вместо глаз. Кукольники всю жизнь играются, без этих эмоций невозможно создавать кукол. А оживить свою куклу, хотя бы виртуально, – это как подарить жизнь своему созданию. Иногда очень приятно побыть ребенком. Я рада, что у меня еще сохранились такие чувства.

— Что это за сказочный лес?
— Я с удовольствием использую свои умения на работе. Нужен волшебный лес – пожалуйста, нужна новогодняя атмосфера – нет проблем, нужны презентационные материалы или оформление пространства – я всегда за! Потому что я очень люблю красивое пространство там, где нахожусь, и с радостью улучшаю его, если мне это по силам. Тем более, что «Норильскпроект» — мой дом родной без всякого преувеличения.

– Чемоданчики на новогодней выставке в картинной галерее в прошлом году – что за направление?
– Выставка «Стиль-Вояж» клуба «Галакс» – путешествие по времени и стилям. А чемоданчики – маленькие истории. Каждый наполнен своим временем, своим сюжетом и своим настроением.
Мои чемоданы: первый – «Ретро» – с милыми сердцу воспоминаниями: письмами, рамочками, сердцами-брошками, заключенными в будильники, как в шкатулки. Свадебный чемоданчик – с сердечками и веселой забавной парочкой счастливых зайчиков, свалянных из шерсти. Новогодний чемодан – помните, как приходит сказка, когда под Новый год вы открываете коробку с елочными игрушками? В этом чемодане жили новогодние веселые и носатые олени из войлока. И четвертый чемоданчик – шкатулка, в котором хранятся украшения светской дамы для театральных выходов – ридикюли, бусы, броши, серьги. Все эти сокровища собраны мной – я очень люблю делать украшения и наряжаться.

– Куда можно отправиться в таких шляпках?
– Конечно в баню! Где еще просто необходимо выглядеть привлекательно, когда тебе трут спинку и хлещут веником?! Поэтому появилась мини-коллекция банных шляпок «Шарман» для вызывающих походов в баню. Вторая коллекция банных шапок – «Сказочная баня» – это и дракончик, и клубничка, и царь-царевич. Все эти образы созданы для веселого времяпрепровождения, и не только в бане.
Как валять шапки – мне показали в клубе, и очень понравилось то, чем занимались мастерицы. По технологии мокрого валяния создаются уютные и такие милые вещи – варежки, тапочки, шапочки. Но эта замечательная техника позволяет делать и потрясающие дизайнерские сумки, и одежду, и предметы интерьера. Прекрасные работы наших мастериц можно увидеть на наших выставках, и, конечно, мы носим их сами.

– Это зеркало в резной оправе – тоже ваша работа?
– Есть у меня такая черта характера – очень нравится узнавать и пробовать новое. И очень повезло, что получается. Спасибо папе и маме, родили меня такой рукодельной умницей. Каждый год появляются новые технологи. Много информации дает интернет. Увидев новинки в декоративном и прикладном творчестве, я загораюсь создать подобное. Поэтому перепробовала очень много техник и материалов. Новые работы – новый опыт. Мне интересно. Это не способ зарабатывания денег, это моя творческая реализация.
Ажурные рамы для зеркал выполнены с помощью лазерной резки на станке творческой лаборатории FabLab. Некоторое время назад эта технология была новинкой. Поэтому особенно привлекательной. Макет узора я разработала сама. Для меня это просто, потому что я владею компьютерными программами. Потом с любовью эти рамы красила, тонировала и крепила сами зеркала. Все для того, чтобы потом спросить: «Свет мой, зеркальце, скажи…» Можно здесь поставить смайл?

– Эти птички что-то означают?
– Два голубя, два персонажа норильских улиц. Открыли собой цикл «Норильчане». Были созданы как шутливая история о голубях, которые чрезвычайно расплодились в прошлом году и стали захватывать места прогулок и отдыха. Два голубя – модник и простак с запасом семечек собираются осваивать новые творческие пространства – парк на улице Комсомольской.
Головы у голубей вырезаны из дерева, а туловища – из плавника. Они прикручены к планшету с фотографией Ленинского проспекта. Самое забавное было сшить шапку-ушанку из норки такого маленького размера.
Эту тему о жителях города Норильска поддержали мои коллеги по клубу. Мы создали несколько планшетов с различными сюжетами и в прошлом году представляли их на «Корпорации звезд» как клубную работу. Не было целью завоевать места, мы хотели порадовать людей узнаваемыми образами.

– Вы рассказывали историю про норильские окна.
– Это та история, когда незатейливый сюжет вырастает в прекрасную, многоплановую, интереснейшую тему. Для одного из городских мероприятий из наших норильских форточек, которые заслуженно прожили долгую жизнь и были готовы отправиться на свалку, мы экспромтом сделали несколько работ. И эта идея оказалась настолько увлекательна, что к следующей выставке «Код севера» было создано более десяти арт-объектов. А ещё тема настолько понравились художнику Людмиле Гесслер, что она сделала несколько своих потрясающих окон. И сейчас их можно увидеть на ее персональной выставке. Меня очень вдохновляет талант Людмила Павловны и её поддержка. Я строю новые планы, очень хочу реализовать их, но для этого нужно серьёзно работать. Надеюсь, у меня получится задуманное!

– Чего хотят эти белые мишки?
– Два белых мишки в продолжение темы «Норильчане». И, как все норильчане, ждут летом лета. На всякий летний случай мишки в шапках и с санями. Они сделаны в технике сухого валяния из шерсти. Это куклы на проволочном каркасе. Шерсть – очень пластичный материал, позволяет создавать любые формы. Мне очень нравится с ним работать. Из комка шерсти получается зайка, или олень, или мишка, или что захочешь. Специальной иглой тыкаю в шерсть, а оттуда выглядывает морда, которая кривляется и ухмыляется, и указывает, как ее делать.


– Мишки Тедди вас тоже увлекли?
–Это мое увлечение на текущий момент. Я давно присматривалась к этим мишкам. Они прекрасны. У них замечательная история. Отличительная особенность этих мишек – все лапы и голова крепятся на шплинты и могут поворачиваться на 360 градусов. Классические немецкие мишки шьются из специального мохера, а советские — из плюша. Набивают мишек опилками и разными секретными наполнителями – чтобы был тяжеленький, имел живой вес, чтобы животик приятно хрустел, а лапы были обнимательными. Стеклянные глаза и вощеный нос придают мишкам невыразимое очарование. Кто-то возвращается воспоминанием в детские годы, для кого-то это память о дорогом человеке. Эти мишки никого не оставляют равнодушными, стоит только подержать их в руках.
Я сшила уже несколько мишек, и мне трудно с ними расстаться, настолько они хороши. Но как только сделаю для них медальоны и ключики для украшения – я отпущу их. Пусть живут в новых семьях, хранят счастье. А себе я еще нашью. Тем более что каждый новый мишка – как новый друг, а друзей не бывает много.
А свинка в платье – тоже тедди. Она родилась под Новый год. Это вторая моя работа в технике тедди, и я даже плюш красила сама. Она длинноногая, потому что прима-балерина. Была создана в рамках конкурса Инстаграм и сейчас находится в частной коллекции журналиста Ирины Даниленко. Она настолько понравилась Ире, что я ей ее подарила, не было жалко ни капельки. Она близка ей по духу, по настроению. И по детским мечтам. Ира рассказала, что в детстве мечтала стать балериной. Теперь у нее в доме живет мечта.

– Что-нибудь важное забыла спросить?
– Важное для меня – это моя семья. Я очень хочу, чтобы все были здоровы. И всем норильчанам я желаю именно здоровья. А еще я желаю, чтобы в каждом доме всегда жили любовь и согласие. Чтобы в каждом доме были прекрасные предметы ручной работы, сделанные руками мастеров. Например, мои мишки. Улыбаюсь.

– Отправятся ли ваши работы в другие города или страны?
– В планах создание коллекций для выставок в Москве, Санкт-Петербурге и за границей, участие в конкурсах. Я уже вступила в ассоциацию кукольников северной столицы, обязательно буду делать и кукол, и мишек, и предметы интерьера. Мое счастье – в созидании. И я планирую быть счастливой.