НОРИЛЬСК. «Северный город» – Дудинский морской порт расположен за Полярным кругом, на правом берегу Енисея, однако называется не речным, а морским. Это единственный в мире порт, обустроенный затопляемыми во время весеннего половодья причалами. Здесь внедряют особые технологии обработки грузов.
Навигация в Дудинке почти круглогодичная. В зимнее время «морковки» – так называют дизель-электроходы «Норникеля» за характерный оранжевый цвет корпуса – ходят под предводительством атомных ледоколов. Маршрут караванов пролегает от Мурманска до восточных границ России.

Порт прекращает принимать суда только во время весеннего ледохода на Енисее: в период высокой воды на реке портовые сооружения рискуют быть не только затопленными, но и серьезно поврежденными ледоходом. Обычно это начало июня. Площадь затопления территории, по средним многолетним наблюдениям, составляет 650 863 квадратных метра. Это примерно как 90 футбольных полей.
Поэтому с подъемом воды на Енисее портовики начинают полную эвакуацию инфраструктуры причалов. В этом смысле Дудинский порт – уникальное сооружение, не имеющее аналогов во всем мире. Все инженерно-технические сооружения демонтируют. С причальной территории вывозят все производственные материалы. Мобильные домики, инвентарь, краны – все эвакуируют по специальным рельсам на безопасную незатопляемую отметку 20 метров. При этом издан ряд приказов, которые обязывают руководителей подразделений зачистить хозяйственную территорию причалов. Это делается для того, чтобы во время затопления Енисей не претерпел воздействий от хозяйственной деятельности предприятия.

«Паводок порой бывает настолько непредсказуем, что приводит к колоссальной нагрузке на технику, людей и всю службу эксплуатации, – объясняют в Заполярном транспортном филиале, который является одним из структурных подразделений «Норникеля». – Из-за стремительного подъема воды и погодных условий нам необходимо завершить обработку судов и выполнить подготовительные работы в кратчайшие сроки. Сложность обычно в том, что мы четко не знаем, когда произойдет затопление причалов. Нет методик, которые бы однозначно и с точностью до дня все это спрогнозировали. Поэтому мы всегда ориентируемся на прогнозы гидротехнической службы. Естественно, сроки могут корректироваться, но мы всегда к этому готовы».

В чем еще сложность? Паводковые воды заметно повреждают гидротехнические сооружения, железнодорожные и подкрановые пути. На восстановление путевого хозяйства в «Норникеле» ежегодно выделяют десятки миллионов рублей. Сумма может меняться в зависимости от степени разрушения причалов. Средства также идут на уборку территории от осадков: около месяца причалы находятся под водой, в это время снижается течение Енисея, и вся грязь начинает оседать на территории. Слой ила может доходить до полуметра. Портовики говорят: если суммировать общий объем осадков, получается до 20 тысяч тонн, что сопоставимо с габаритами загрузки морского корабля. Поэтому ежегодно сотрудники филиала устраняют последствия паводка: и офисный, и производственный персонал сообща восстанавливает инфраструктуру производственно-перегрузочного комплекса №1, очищают территорию от песка, ила и льда, после чего причалы вновь готовы к эксплуатации.

Красивое зрелище
Всего в Дудинском порту три района. Первый – комбинированного типа, где круглогодично обрабатываются морские суда и речные – в период навигации. Далее по берегу расположен второй район, называемый районом высокой воды. Там в первую очередь идет обработка сыпучих и контейнерных грузов, которые идут по реке. В районе лесобиржи обрабатывается древесина, которая приходит в Дудинку плотами – это третий район.
В период паводка, когда территория речных и морских причалов затоплена, обработку морских судов ведут исключительно на рейде, а суда компании разгружают на причалах высокой воды производственно-перегрузочного комплекса №2. Основной категорией грузов всегда была и остается готовая продукция компании. Это файнштейн, товарная сера, медные катоды… К нам же в свою очередь завозят товары широкого потребления, а также для нужд различных предприятий, и конечно же, «Норникеля».

Большое событие – прибытие в Дудинку плотокаравана. Для людей несведущих это удивительно красивое зрелище: вереница бревен напоминает мост, отделяющий северян от материка. Однако для портовиков приемка круглого леса – сложный и весьма трудоемкий процесс. Два года назад на складе №89 ТПК Заполярного транспортного филиала произошли изменения в технологии выкатки бревен.

Как это теперь происходит? Портовики разбирают плотокараван по секциям, после чего каждую в отдельности катер подводит в рабочую зону приемки. Из воды бревна вынимают и складывают на берег два плавкрана. Приемосдатчики начинают просчет и обмер. Затем штабелёры LH60 грузят бревна на лесовозы, которые, в свою очередь, везут их под портальные краны для хранения в штабелях на складе, откуда отгружают заказчикам. Такой метод обработки круглого леса специалисты считают экономичным и уникальным в своем роде.
«Эта технология позволяет максимально быстро и, главное, безопасно выполнить поставленные задачи», – объясняют в Заполярном транспортном филиале.
В этом году в Дудинке разгрузят два плотокаравана общим объемом 48 600 кубических метров. Первый плот прибыл из поселка Стрелка на склад №89 ТПК 14 июля. Второй ожидается 15 августа, в зависимости от погодных условий и скорости течения Енисея.
