#НОРИЛЬСК. «Северный город» – За время навигации, которая стартовала 1 ноября, обработано 81 судно и более миллиона тонн грузов. О том, с какими итогами завершилась зимняя навигация и какие планы на летнюю, в интервью «Северному городу» рассказал директор ЗТФ Алексей Новаков.
– Алексей Андреевич, расскажите, как прошла зимняя навигация, чем запомнилась и какой объем грузов был обработан?
– Должен отметить, что навигация выдалась насыщенной. Ни дня порт не пустовал, все время на причалы подходили суда. Почти за семь месяцев навигации порт обработал 81 судно. Больше одного миллиона ста тысяч тонн грузов принято и отгружено. Для сравнения могу сказать: за весь прошлый год мы на море обработали 119 морских судов, 63 за зиму. А сейчас уже больше 80. Грузооборот увеличился более чем на 20 процентов в судах и в тоннах. По планам, годовой грузооборот должен преодолеть отметку в четыре миллиона тонн против трех миллионов в прошлом году. Так что мы были готовы к увеличению количества судов и интенсивности работ, настраивали на это коллектив.
– С чем связано увеличение грузооборота?
– Связано это с тем, что компания «Норникель» реализует очень много амбициозных проектов, которые очень материалоемки и требуют множества различных грузов для их реализации. Это и «Серная программа», и «Чистый город», проекты на Черногорском месторождении. Каждый из этих крупных проектов тянет за собой сотни менее масштабных. И все это требует материалов, металлоконструкций, грузов жизнеобеспечения.
Важным проектом зимней навигации стала разгрузка теплообменников для «Серной программы». Под эту задачу было задействовано два причала первого комплекса, что сказалось на нашей работе в части размещения прибывающих судов с другими грузами. Хотя выгрузку и транспортировку крупногабаритного груза производил подрядчик, филиал осуществлял поддержание задействованных причалов в рабочем состоянии, вывозил снег, расчищал пути и оказывал другую необходимую и посильную помощь.
– К концу навигации паводковые воды начали подниматься заметно раньше графика. Как успели освободить причалы от инфраструктуры?
– Процесс эвакуации первого района шел в ускоренном темпе. Коллективу потребовалось напрячь все силы, но в итоге мы справились, за что я очень благодарен коллегам. Вся техника, грузы и инфраструктура были вывезены на незатопляемую отметку вовремя, и 18 мая порт уже залило. Ждем спада воды, чтобы скорее приступить к работе.
– Какие планы на летнюю навигацию? Меняется ли структура грузов, процесс их обработки?
– Планы, как всегда, очень амбициозные. Как я уже говорил, в целом мы планируем выйти на грузооборот по году более четырех миллионов тонн. Если говорить про период летней навигации, то это больше двух миллионов тонн. Мы отмечаем изменения в структурах грузов, потому что это не типовые грузы, не контейнеры.
Как я уже отметил, все крупные проекты компании продолжают реализовываться. И все они требуют масштабных поставок оборудования, стройматериалов, техники и прочего. А это значит, что у нас будет объем работы, рост грузооборота и никакого простоя не будет.
Но тем не менее мы сейчас понимаем структуру грузов. Для их обработки заранее куплено оборудование, подготовлены причалы и существенное количество резервных площадей – буферные площадки – для промежуточного хранения грузов, поступающих в интересах инвестиционных программ. Это серьезная работа, которая велась больше трех лет. Но зато сейчас мы видим результат в виде возможностей вывозить грузы с оперативных площадей и дальше отдавать конечным потребителям.
– Как подготавливались причалы?
– Во-первых, мы кое-где провели ремонт причалов, это профилактическая история, но мы дополнительно смотрели гидротехнические риски, поэтому и провели предупредительный ремонт. Во-вторых, на причалах подготовлены третья и четвертая линии обработки грузов.
Также у нас еще один проект, который длится уже второй год: мы перегоняем мобильные краны на второй перегрузочный комплекс. Их наличие позволяет на две недели раньше, чем в прошлые годы, начать обработку речных грузов. Это значит, что грузы, предназначенные для летних ремонтов, раньше появятся у строителей и раньше в магазинах появятся свежие фрукты, овощи. Жители региона увидят сезонное снижение цен, что важно для каждого человека и семьи.
Во-вторых, структура грузов ощутимо изменилась за последние годы. Этим летом ожидаем очень много сыпучего груза, на него приходится почти половина из планируемых четырех миллионов тонн всего грузооборота. Кратко скажу, что мы предусмотрели изменение технологии обработки такого груза – закуплена дополнительная техника, определены причалы. Как только вода уйдет, начнется работа.
Плюс мы еще купили достаточное количество техники для изменения технологий обработки грузов. Например, сейчас пришли три мобильных перегружателя, в первую очередь мы их используем для обработки песка. Оборудование работает в три раза быстрее, чем крановое. Это позволит снизить простой флота возле причала, повысить его оборачиваемость, быстрее заготовить планируемый объем песка, что, в свою очередь, высвободит ресурсы для корректного завершения летней навигации. На лето перед нами стоят колоссальные задачи, но я уверен, что все будет выполнено качественно и в срок.
– Хватит ли людей в связи с растущими объемами?
– На сегодняшний день основной штаб порта укомплектован на 92 процента. Если говорить о наборе персонала к сезону и вахтового персонала – мы укомплектованы на 25 процентов. Мы уже построили жилой комплекс на 200 мест, плюс квартиры, которые мы готовы предоставлять работникам и их семьям. В планах еще два общежития построить в этом году, которые совокупно вместят в себя 400 человек. Поэтому обеспечение работников жильем мы закрываем полностью. И сейчас видим желание людей из других регионов приехать либо на сезон (четыре-пять месяцев), либо вахтовым методом, хотя часть людей готова приехать сюда на постоянной основе и даже с семьями. Поэтому работа идет, она очень интенсивная.
– В Заполярном транспортном филиале стартует глобальная семилетняя программа по замене портальных кранов. Сколько новых кранов появится в этом году?
– Хочу отметить, что такого масштабного обновления в Дудинском морском порту не было никогда. Всего планируется заменить 35 портальных кранов. 14 уже законтрактованы. Первые два крана поступят в филиал в ноябре 2022-го и в январе 2023 года. Остальные краны будут поступать в следующие годы. Уже запущены закупочные процедуры для всех оставшихся кранов, и смотрим мы в первую очередь на предложения отечественных производителей.
– А что касается обслуживания имеющейся техники?
– Мы готовы поддерживать в работоспособном состоянии всю имеющуюся технику. Мы постарались учесть все внешние риски и создали резерв сменно-запасных частей, импортных комплектующих и расходных материалов, что позволит нам несколько лет спокойно работать.
Самое важное, что я должен здесь отметить, – на наших людях, на сотрудниках, текущая ситуация не скажется. Зарплаты, премии, социальные гарантии, бытовые условия на производстве – все остается и, как мы планируем, будет только улучшаться.
– Компания взяла курс на очистку территорий НПР от доставшегося «наследства». Как с этим обстоят дела в Дудинке?
– Мы стараемся не отставать от наших соседей, Норильского дивизиона, у нас тоже реализуются масштабные программы по очистке и приведению в порядок территорий. Могу сказать в цифрах, что на этот год запланирована очистка более 60 тысяч квадратных метров территории, порядка десяти ветхих зданий будет снесено. Запланировано асфальтирование порядка 50 тысяч квадратных метров, то есть более пяти километров дорог, если в деньгах, то это более 160 миллионов. Планы, я бы сказал, очень амбициозные, и мы стремимся к их стопроцентной реализации.
Другие материалы о компании в рубрике спецпроектов «Северного города» можно найти по ссылке.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.