3 августа 1994 года умер народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны Иннокентий Смоктуновский (1925–1994). С 1947-го (приехал в конце 1946-го) по 1951 год артист в статусе вольнонаемного играл на сцене Второго (Норильского) Заполярного театра драмы. Свой приезд в лагерный поселок позднее он объяснял желанием затеряться: «… дальше него меня, бывшего военнопленного, никуда не могли сослать – разве что на Северный полюс».
В 1941-м он еще учился в восьмом классе в Красноярске, а через два года, в 18 лет, пошел в военное училище, откуда почти сразу – на фронт. Бежал из плена. Сложными путями попал к партизанам и войну закончил в Берлине. После демобилизации поступил в театральную студию при Красноярском театре. Через три месяца «за противопоставление себя коллективу» был уволен, и тут возник директор театра из Норильска, который, кстати, предложил новому артисту Второго Заполярного взять псевдоним Славянин. Тот не соглашался, но в конце концов с обоюдного согласия поменяли окончание в фамилии. Так Смоктунович стал Смоктуновским.
В первый сезон Смоктуновский сыграл шесть премьер. После «Старых друзей» Малюгина исполнителя роли Семена впервые заметила местная пресса. В газете «За металл» фамилию артиста в очередной раз видоизменили, назвав Смоткуновским.
Старший коллега по театру в Норильске Георгий Жженов вспоминал: «В нем расцветал тогда комедийный дар незаурядный. И первые его крупные работы были как раз в Норильске. Совсем иным он тогда был. Приходил в театр, уходил из него, снова приходил».
Заполняя при устройстве на комбинат сохранившуюся до сегодняшнего времени анкету, Смоктуновский предусмотрительно сообщал, что в плену не был…
«В своей добровольной ссылке я провел четыре года, – писал Иннокентий Михайлович позднее, – подорвал здоровье, потерял все зубы. Но там же прошел прекрасную профессиональную школу. В Норильске в то время работали многие ссыльные актеры: Георгий Жженов, Эда Урусова, Константин Никаноров. Такое созвездие талантов можно было встретить только в старом Малом или во МХАТе. Благодаря им я и стал артистом».
4 августа 1939 года на техническом совещании у начальника «Норильскстроя» была принята схема водоснабжения ТЭЦ-1. В нее вошли: насосная на озере Долгом, напорные водоводы от озера Долгого к ТЭЦ, сооружения по сбросу теплой воды, плотина на озере Долгом. При расчете сооружений за основу была взята рабочая мощность ТЭЦ – 75 тысяч киловатт.
Первый взрыв на строительной площадке под теплоэлектроцентраль прогремел в конце 1940-го. Первую турбину пустили через два года.
5 августа 1910 года родился будущий писатель-фантаст Сергей Штейн (1910–1994). Литературную деятельность он начинал в Норильске под псевдонимом Сергей Снегов:
«Меня привезли в Норильск, когда мне не исполнилось и тридцати. Все осталось там, в прошлой жизни: семья, книги, развлечения… А здесь – до жути тяжелая жизнь, интересная работа и товарищи, которые меня окружали: Федоровский, Котульский, Урванцев, Моор… Эти имена хорошо известны. Моор в сорок втором году предсказал наличие алмазов в Якутии (сидя в лагере!). Теперь об этом уже забыли. Тогда мало кто верил, что у нас можно найти алмазы, а все же нашли там, где предсказал норильский зэк Моор… Должен сказать, что ни до, ни после Норильска я не встречал такого концентрированного сгустка умных мозгов в одном месте. Интеллигентов и просто талантливых людей… Мне захотелось рассказать о них, об их судьбах. Вот я и стал писателем».
В Норильске инженер-исследователь, арестованный в 1936-м за якобы террористическую деятельность, начинал работу в бригаде знаменитого своими снегозащитными сооружениями Михаила Потапова. Прокладывал дорогу от будущего поселка до горы Рудной. Затем был переведен во второе лаготделение для работы в опытно-металлургическом цехе.
Первые рассказы Штейна-Снегова были опубликованы в журнале «Сибирские огни» в 1955 году. Через два года Константин Симонов сообщил, что в «Новом мире» будет напечатан роман молодого писателя, инженера по профессии, Сергея Снегова «В полярной ночи» – о Норильске в годы Великой Отечественной войны. Конечно, всю правду о Норильске автор сказать тогда не смог. После семнадцати лет в Заполярье, уже в Калининграде, Снегов перенес свое норильское окружение на 500 лет вперед. Так появился его первый фантастический роман «Люди как боги», лучшая русская «космическая опера», по отзывам критики и читателей.
В 1991 году отдельной книгой вышли и написанные когда-то в стол «Норильские рассказы».
6 августа 1935 года проложена авиалиния Дудинка – Норильск. Посадка в Норильске была произведена на озере Долгом, тогда называвшемся Стрихнинным. До этого самолеты летали только до Часовни.
Еще в мае в Главсевморпути была создана Енисейская авиагруппа, в состав которой вошли лучшие полярные летчики. Посадку на Долгое осуществил будущий Герой Советского Союза Анатолий Николаев. Летчик-испытатель принимал участие в спасении экспедиции Умберто Нобиле и в воздушной экспедиции 1937 года на Северный полюс, за что получил звание Героя Советского Союза.
За открытие новой авиалинии начальник «Норильскстроя» Владимир Матвеев вручил Анатолию Николаеву именные часы.
7 августа 1939 года вышел первый номер многотиражной газеты «Норильскстроевец». Инициатором издания был Авраамий Завенягин, назначенный начальником норильского строительства в апреле 1938-го.
Орган политотдела, постройкома и администрации комбината выходил по первым дням пятидневки тиражом 1500 экземпляров. Впоследствии газета издавалась под различными названиями. «Металл – фронту» выходил в годы войны до 15 мая 1945-го дважды в неделю. Всего отпечатан 221 номер. Тираж был в три раза меньше «Норильскстроевца». После Победы многотиражки назывались: «Металл – Родине», «За металл» и «Сталинец». 22 декабря 1953-го жители Норильска-города увидели первый номер «Заполярной правды».
8 августа 1907 года родился Михаил Ким (1907–1970). Инженер-гидротехник, автор уникального метода свайного фундирования. Этот метод облегчил и ускорил строительство города и комбината на вечной мерзлоте.
В Норильск Ким прибыл по этапу в 1936 году. Выпускник Ленинградского гидротехнического института, аспирант профильного НИИ нашел применение своим знаниям в мерзлотной лаборатории, которую в статусе вольнонаемного возглавил в 1941-м. К этому времени с него была снята судимость, а после ХХ съезда, в 1956-м, пришла реабилитация.
В 1959 году Михаила Кима из проектной конторы комбината перевели руководителем лаборатории Норильского филиала Красноярского ПромстройНИИпроекта. За год до этого был заложен первый норильский дом на сваях: первые рабочие чертежи свайных фундаментов проектировщики выдали еще в 1955-м.
Золотую медаль лауреата Ленинской премии за разработку и внедрение принципиально новых методов индустриального строительства в условиях Крайнего Севера Ким получил самым первым из одиннадцати норильчан, в 1966 году удостоенных высшей государственной награды.
9 августа 1958 года звание Героя Социалистического Труда было впервые присвоено норильчанину – начальнику управления строительства НГМК Сергею Агафонову.
Инженер-строитель Сергей Агафонов с 1939 года возглавлял все большие стройки довоенного, военного и послевоенного Норильска. Звание Героя Социалистического Труда ему присвоили, по большому счету, за строительство города на 69-й параллели, а первые два ордена Агафонов получил в должности начальника «Кобальтстроя» за пуск завода №25, будущего хлорно-кобальтового цеха Никелевого завода.
В 1958-м в Красноярском книжном издательстве вышла первая, если не считать «Северное сияние» Евгения Рябчикова лагерного периода, книга о городе. Документальное повествование Сергея Щеглова и Алексея Бондарева под названием «Норильск» подвело итог и тому, что было построено на вечной мерзлоте к 1958 году. Горно-металлургический техникум, восемнадцать школ, музыкальная школа, четыре кинотеатра и многое другое. На подходе – своя телестудия. Только в первой половине 1950-х в Норильске построили 643 дома.
В Ленинградский совнархоз первый Герой Социалистического Труда из Норильска был откомандирован в 1961 году. На новом месте Сергей Павлович трудился 19 лет, до выхода на пенсию в августе 1980-го.