2 ноября 1956 года Кайеркан получил статус рабочего поселка. Населенный пункт с таким названием появился в 1943 году после того, как при изысканиях под трассу ширококолейной железной дороги был обнаружен каменный уголь и заложена первая шахта. Эксплуатация угольного месторождения началась в 1945 году. Через год после присвоения станции «Кайеркан» статуса поселка на территории началось строительство первого в Заполярье угольного разреза, завершившееся к 1962 году.

После перевода города и комбината на газовое топливо кайерканский уголь стали добывать в небольших количествах для местных нужд и для поселков Таймыра. В это же время Кайеркан стал сначала поселком строителей «Надежды», через несколько лет – металлургов, а с пуском Надеждинского металлургического завода на 13 лет получил статус города-спутника. В Кайеркане-городе появились новые девятиэтажные дома, детские сады, школа, кинотеатр, поликлиника. Сейчас (с 2005 года) это район муниципального образования «Город Норильск».
3 ноября 1937 года Дудинский порт выделен в самостоятельную единицу в составе Дудинской товарной экспедиции транспортного отделения Норильского комбината НКВД СССР. Когда в конце 1990-х порт вышел из состава «Норильскснаба», эту дату стали считать официальным днем его рождения.

Первое морское судно порт принял в 1939-м. К этому времени портофлот состоял из шести катеров и буксирных пароходов, двух собственных барж. С началом войны, в августе 1941-го, в Дудинке разгрузили пять морских пароходов с оборудованием комбината «Североникель» и эвакуированными мончегорцами.
Первую продленную навигацию (до 29 октября) в порту осуществили в 1949 году, а экспериментальные зимние рейсы начали практиковать полвека назад, в 1970-м. Через пять лет, в 1975-м, для защиты причалов от паводков была сооружена ледозащитная дамба, так называемая дамба Кизима. Став начальником порта, инженер-конструктор из Новосибирска Александр Кизим на свой страх и риск приступил к строительству ледяной дамбы, оказавшейся неудачной. Зато следующий проект позволил портовикам экономить на ремонте причалов миллионы рублей. При Кизиме стала реальностью сначала продленная, а затем и круглогодичная навигация, о которой мечтали все портовики. В 1982-м Дудинский порт получил официальный статус морского, а через десять лет впервые в Дудинку пришел атомный лихтеровоз «Севморпуть».
4 ноября 1938 года вышел топонимический приказ начальника строящегося Норильского комбината Авраамия Завенягина. Шести улицам и озеру у подножия горы Рудной были даны названия. Озеро предсказуемо назвали Рудным.

Улица, на которой с 1921 года стоял Первый дом, построенный экспедицией Урванцева, стала называться Горной, так как начиналась от Угольного ручья. Идущая от нее с запада на восток в сторону еще не построенного Никелевого завода улица получила название Заводской. В направлении озера Пясино шла Пясинская улица, вдоль школы – Озерная.
На будущей главной улице Старого города, Октябрьской, идущей по левому берегу Медвежьего ручья, стоял дом для военизированной охраны (ВОХР). В честь стрелка охраны, убитого при задержании сбежавших из ИТЛ заключенных, параллельно и севернее Заводской появилась улица Мельниченко.
5 ноября 1897 года родился будущий начальник строительства Норильского комбината Владимир Матвеев (1897–1947). Приказ о его назначении в 1935-м подписывал нарком безопасности Генрих Ягода, а арест через три года – Николай Ежов, чуть позже арестованный и расстрелянный, как и его предшественник.

В Норильск Матвеев приехал вместе с женой Елизаветой Карловной, урожденной фон Расс, и двумя маленькими дочками. Для ликвидатора басмачества в Средней Азии эта стройка стала пятой (и последней) в биографии. Северу предшествовало строительство дороги Агур – Ахун в Сочи. «В ударном порядке в установленный срок» с 2 января по 29 апреля ее построили две тысячи заключенных Ахунского ИТЛ. Впрочем, все предыдущие объекты также были гулаговскими. Немного меньше зека трудились под началом Матвеева и на строительстве узкоколейки от Валька к будущей промплощадке Норильска. Потом было пять, восемь тысяч.
За три норильских года, как подытожил в свое время матвеевскую трехлетку Анатолий Львов, ему удалось «закрепиться на этой земле»: заложить первые рудники и шахты, построить временной жилье, временную электростанцию, временные узкоколейные дороги от Валька и Енисея до промплощадки. Но Норильск оказался для Матвеева слишком тяжелой ношей.
Он успел спасти свою семью, отправив жену и дочерей на материк, никогда так и не узнавших, где похоронен любимый муж и отец. В 1941-м Елизавета Карловна, преодолев множество препятствий, добралась из Нальчика, где обосновалась с детьми, в поселок Талаги Архангельской области на свидание к мужу. Через пять лет старшая дочь, работающая врачом, чтобы увидеть отца, вызвалась сопровождать раненых из Самарканда. Для свидания ей выделили только два часа. Владимир Зосимович уже был очень болен, но работал на лесоповале.
Скончался заключенный Воркутпечлага в лагерной больнице в Архангельской области накануне своего 50-летия.
6 ноября 1954 года спектаклем «Песнь о черноморцах» открылся сезон в здании Норильского драматического театра на улице Севастопольской, 20, ударным порядком переделанном из кинозала. Накануне в старом театре на Нулевом пикете из-за подтаявшей под фундаментом ледяной линзы стала оседать сцена, поэтому за считаные недели в здании, еще раньше бывшем обыкновенным жилым домом, пристроили сцену, балкон, фойе, гримуборные.

Предположительно с этого времени и пошла путаница в дате первого «поднятия занавеса». Открытие самого первого сезона Второго Заполярного театра, как утверждает его непосредственный участник Григорий Бороденко, произошло в декабре 1941-го, а не 6 ноября. И был ли тогда занавес, история умалчивает. Что касается второго здания театра на Севастопольской, 20, то оно было утрачено в 80-е годы прошлого века.
7 ноября 1927 года родился Владимир Терентьевич Куц. Бывший уполномоченный Совета министров СССР по объектам первостепенной государственной важности до переезда в Москву прожил в Норильске в общей сложности 27 лет. Здесь он окончил десятилетку, институт, аспирантуру, работал на ТЭЦ. Больше четырех десятилетий ветеран Второй мировой, воевавший с фашизмом в советской и американской армиях, скрывал свою фронтовую биографию. Только в 1991-м Владимир Куц получил российское удостоверение участника войны и свои награды.

Четырнадцатилетний остарбайтер, угнанный из Украины в Германию, сумел предупредить головной дозор американских войск о засаде, когда те входили в деревеньку в предгорьях германских Альп. Союзники взяли «разведчика» с собой и с 4-й пехотной дивизией США Владимир Куц прошел часть Западной Германии до реки Эннс. Там весной 1945-го состоялась встреча американских и советских войск, и юноша перешел к своим. В 5-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии Куц служил в контрразведке. Осенью 1945-го семнадцатилетний боец с наказом никогда не рассказывать о службе в американской армии был демобилизован и почти сразу отправился в Норильск к отцу, где тот отбывал ссылку.
В 1990-е почетный ветеран двух армий написал много раз переиздававшуюся книгу «Поединок с судьбой». В канун своего 90-летия удостоенный еще одного звания – почетного гражданина Норильска, Владимир Терентьевич побывал в городе, о котором, по его словам, вспоминает только хорошее: «Несчастье забросило меня в Норильск, но сделало мою жизнь счастливой. …Полученные на комбинате знания, опыт, умения очень пригодились мне на работе в аппарате Минцветмета и Госснабе СССР, где мне потом довелось работать».
8 ноября 1948 года в Норильске открылся Дом физкультуры. За полгода до события начальник комбината Владимир Зверев осмотрел разобранный после окончания строительства коксохимической батареи тепляк и распорядился использовать доски и бревна на возведении большого спортзала, как называли будущий Дом физической культуры. Главной сложностью стройки стало параллельное строительство Большой обогатительной фабрики, требовавшее и механизмы, и людей.

Чтобы успеть к ноябрьским праздникам, для вольнонаемных организовывали воскресники, а заключенные работали в три смены. Законченный вид Дом физкультуры приобрел не в 1948-м, а через год. 8 ноября он был готов, что называется, в черновом варианте, но это не помешало проведению большого спортивного праздника в его стенах. За день до открытия в типографии был отпечатан специальный бюллетень «Заполярный динамовец» органа совета спортивного общества «Динамо», председателем которого был начальник Норильского комбината и ИТЛ Владимир Зверев.
Двадцать лет Дом физкультуры был спортивным центром Норильска. Здесь тренировались известнейший футболист Андрей Старостин, мастер спорта СССР по борьбе Николай Баскаков, боксер, мастер спорта СССР Евгений Темин. А еще проходили общегородские митинги и новогодние балы.