#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Среди выпускников Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственный технологический университет) – один из генеральных директоров «Норникеля» Джонсон Хагажеев. И уже немало лет владикавказский вуз сотрудничает с «Норникелем» в плане подготовки молодых инженеров. Одним из тех, кто приехал в Норильск по программе сотрудничества с СКГМИ, стал Спартак Козаев, заместитель начальника участка №48 ПО «Норильскремонт» по ремонту и техническому обслуживанию технологического оборудования Талнахской обогатительной фабрики.
– Почему вы выбрали этот институт? В роду были металлурги?
– Не было, но у нас во Владикавказе горно-металлургический считается самым… не то чтобы престижным, а, наверное, дающим самое качественное образование. Знаете, там еще есть преподаватели старой школы, там дают настоящие знания.

– А как вы попали в Норильск?
– В 2014 году я получил диплом и около года не мог найти никакой работы по специальности. Потом позвонили из института, поинтересовались, что у меня с работой. Я честно рассказал, что пока ничего. И мне предложили отправить анкету в «Норильскникельремонт». А спустя пару месяцев позвонили уже из Норильска: предложили работу в ПО «Норильскремонт» на участке, занятом обслуживанием оборудования Талнахской обогатительной фабрике слесарем-ремонтником четвертого разряда. Хотя это работа была не совсем моего направления – все-таки, по специальности я металлург – я недолго думая согласился. И в апреле 2015 года прилетел в Норильск. Мы с «Норильскникельремонтом» заключили договор на три года, с этого и началась моя трудовая деятельность.
– Апрель в Норильске – это еще сугробы, еще зима. Какие впечатления были от города?
– Я во время учебы много слышал о Норильске. В том числе от преподавателей, которые сами работали здесь на производстве. И в итоге у меня со временем сформировалось желание попасть сюда. Я уже был внутренне готов к этому, примерно представлял, что меня ждет. Но все равно в первый день, когда мы только въехали в город, апрель – а тут снег, холод, – возникло ощущение, что я попал в какое-то забытое Богом место. Все-таки, у меня были более радужные представления. Хорошо, что мы сразу начали работать, ждать ничего не пришлось – буквально через неделю мы уже были на рабочих местах, втянулись в процесс, и все впечатления отошли на второй план. На первый план вышла работа.
– «Мы» – это кто? Вы приехали не один?
– Нас было из Владикавказа пять человек, мы ехали сразу группой. Сейчас из той группы нас осталось трое, двое уехали обратно, отработав свой первый договор. А мы втроем на одном переделе работаем, часто видимся, общаемся.
Мы устроились, и нас отправили на обучение. Нужно было получить допуски на разные работы – с кранами, с повышенной опасностью – в общем, начали из нас готовить инженеров. Мы были только из института, учиться еще не разучились, и все прошло хорошо.
Потом я трудился на 48-м участке – по ремонту дробильного цеха Талнахской обогатительной фабрики. И там уже где-то через неполный год мне предложили в первый раз стать исполняющим обязанности мастера (штатный мастер уходил в отпуск). Я недолго думая согласился. С того момента к работе слесаря уже не возвращался – на протяжении двух с половиной лет замещал то одного мастера, то другого, даже замначальника участка. В общем, прошел по всем должностям на участке. А в феврале 2016 года меня назначили штатным техником-механиком.
Причем с самого начала вокруг были люди, готовые помочь, научить, подсказать, что нужно. Это, конечно, Игорь Рейнгольдович Апачанов – он около 40 лет на Талнахской фабрике проработал – можно сказать, стоял у ее истоков. И он очень много знает, просто живая энциклопедия. В то время он был замначальника участка. Да и с начальником участка Антоном Викторовичем Слановым у нас сразу сложилось полное взаимопонимание: он тоже молодой и тоже окончил Северо-Кавказский горно-металлургический. Вообще коллектив участка отличный, встретили хорошо и быстро всему научили.
– Получается, вы сменили на должности своего наставника?
– Да, я работаю теперь там, где работал Игорь Рейнгольдович. В 2019 году на фабрике был сформирован новый центр планирования, ремонтов и технического обслуживания оборудования ТОФ, где я стал заместителем начальника. В нынешнем году произошла реорганизация, и меня перевели на должность заместителя начальника 48-го участка дробильного цеха фабрики. Здесь и работаю по сей день.

– Есть желание двигаться дальше?
– Чем дальше – тем интереснее. Есть люди, у которых и квалификации хватает, и голова на месте, и руки, но желания брать на себя ответственность нет. А меня ответственность не пугает. Может, стану со временем и директором, почему нет.
– Не могу не спросить. У вас такое необычное, красивое имя… В честь кого вас назвали?
–Это имя выбрал мой дед. А он был фанатом футбольного клуба «Спартак Алания».
– У вас уже есть своя семья?
– Да. В первый же свой отпуск я съездил на малую родину и женился. Супругу зовут Альбина. У нас родилась дочка Ева, а совсем недавно, 25 декабря прошлого года, – сын Арсамак. Так что жена пока дома, воспитывает детей.
– А вы?
– А я, можно сказать, полностью в работе. Но свободное время, когда оно есть, провожу с семьей.
– Планируете задержаться в Норильске надолго?
– Для людей, которые окончили вузы по специальности «горное дело», «металлургия», для механиков или электриков Норильск – тот город, где каждый может раскрыть свой потенциал. Высшее образование здесь очень востребовано, и если ответственно ко всему подходить, можно добиться высоких результатов. Я для себя решил работать в Норильске. Тут есть к чему стремиться, куда развиваться – человек здесь на одном месте не стоит, каждый день чему-то учится. Помогает и общение с коллегами, у которых больше опыта, выше квалификация. Поэтому, пока есть возможность, буду работать.