#НОРИЛЬСК. «Северный город» – До 2030 года «Норникель» проведет модернизацию Курейской ГЭС, которая входит в состав АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК). Инвестиции на это составят десять миллиардов рублей. Компания ставит перед собой амбициозные цели – добиться лидирующих позиций в металлургической отрасли по удельным выбросам углекислого газа. О том, с чего начнется модернизация самой северной гидроэлектростанции, питающей производственные объекты «Норникеля» и как изменится жизнь в поселке энергетиков Светлогорск, «Северному городу» рассказали генеральный директор АО «НТЭК» Сергей Липин и директор Курейской ГЭС Владимир Соловьев.
Корр.: Что представляет собой модернизация в условиях действующей гидроэлектростанции?
Сергей Липин: В рамках реконструкции ГЭС планируется прежде всего обновление блока гидрогенерации. Начало работ намечено на 2024 год. Мощность Курейки – 600 мегаватт, то есть пять гидроагрегатов по 120 мегаватт каждый. Это больше, чем на Усть-Хантайской ГЭС, где впервые в мировой практике в рамках реконструкции мы меняли поворотно-лопастные гидротурбины на новые гидротурбины радиально-осевого типа. На Курейской ГЭС, к слову, уже используется этот тип турбин. Поэтому в техническом задании мы ставим вопрос о повышении КПД машин, что в итоге будет способствовать сокращению углеродного следа. По сути, это важная часть движения компании в сторону глобального тренда на переход к зеленой энергетике – выпуску углеродно-нейтрального никеля. Понятно, что у нас есть свои нюансы… В зимние периоды базовая нагрузка энергосистемы – тепловая, но лето-то никто не отменял. В это время года нужно максимально загружать гидроэлектростанции энергосистемы для минимизирования холостых сбросов воды в нижний бьеф.
Корр.: КПД новых гидроагрегатов увеличится, планируется ли менять тип рабочих колес?
Владимир Соловьев: Поворотно-лопастные турбины применяются при определенных напорах. К примеру, на Курейской ГЭС этот показатель находится в пределах от 45 до 65 метров. Наиболее подходящими для данной станции являются гидротурбины радиально-осевого типа.
А вот, к примеру, на Усть-Хантайской ГЭС, где средневзвешенный напор составляет 50 метров, можно было установить турбины как поворотно-лопастные, так и радиально осевые. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Турбина поворотно-лопастного типа, с одной стороны, более сложна в изготовлении и обслуживании, чем радиально-осевая, с другой – универсальна, имеет высокий КПД на всем регулировочном диапазоне. Рабочее колесо данной турбины представляет собой сложный механизм. Угол атаки лопастей рабочего колеса регулируется в зависимости от величины открытия направляющего аппарата, то есть от расхода воды через проточный тракт гидроагрегата. С другой стороны, радиально-осевые гидротурбины имеют преимущества, такие как надежность и простота обслуживания, что для Усть-Хантайской ГЭС являлось определяющим фактором. В итоге были установлены турбины радиально-осевого типа.
Корр.: Подрядчик, выполнявший работы на Усть-Хантайской ГЭС, отмечал, что каждая турбина уникальна.
Сергей Липин: Одинаковые рабочие колеса на разных ГЭС вы не найдете. Каждая гидроэлектростанция – это уникальное сооружение, это относится и к гидротурбинам.
Корр.: Сколько по времени может занять модернизация?
Владимир Соловьев: По предварительным расчетам – восемь лет. Примерно столько времени понадобилось на реконструкцию генерирующего оборудования Усть-Хантайской ГЭС, где в 2012 году заключили договор, а в 2014-м подрядчик приступил к замене первого агрегата. Ежегодно там реконструировали по одному гидроагрегату. Здесь же мы хотим дать на первый пусковой комплекс больше времени, потому что ему предшествует очень много как сопутствующих работ, связанных непосредственно с заменой оборудования и созданием новых объектов, так и дополнительных мероприятий. В частности, требуется организация бытовых условий для персонала подрядчика, организация складского хозяйства для хранения МТР и боксов для размещения техники. На первый пусковой комплекс отводим два года, а далее будем менять по одному гидроагрегату в год. В техническом задании мы предусмотрели проведение модельных испытаний для новой гидротурбины. Эта работа подразумевает изготовление модели рабочего колеса гидротурбины, уменьшенной в размерах, и проведение ее испытаний на различных режимах работы. По результатам испытаний уточняются расчеты, вносятся корректировки в конструкторскую документацию, после чего рабочее колесо изготавливается на заводе в натуральную величину. Все это требует определенного времени.
Корр.: Старый гидроагрегат демонтируют полностью?
Владимир Соловьев: Да, единственное, что остается, – существующий проточный тракт с закладными частями турбины.
Сергей Липин: Сегодня многие отечественные ГЭС проводят частичную реновацию. К примеру, меняют колесо, но оставляют старый генератор либо какой-то элемент. По такому пути пошли Красноярская ГЭС, Иркутская. А мы меняем оборудование в комплексе. Более того, в планах у директора Курейской ГЭС – эту реконструкцию расширить. То есть провести замену не только основного генерирующего оборудования, как на Усть-Хантайской ГЭС, но и выполнить техническое перевооружение вспомогательного оборудования, выполнить ремонт зданий и сооружений, и компания эту идею поддерживает.
Корр.: С чего начнете?
Владимир Соловьев: В 2022 году необходимо провести работу с предполагаемыми контрагентами, организовать конкурс. После проведения конкурса и заключения договора генеральному подрядчику необходимо будет провести обследование оборудования, подлежащего замене, выполнить инженерные изыскания, приступить к разработке проектной и рабочей документации. Параллельно с этим необходимо начать подготовительные работы – это организация бытовой зоны для персонала, складов для хранения МТР. А далее – организация логистической схемы поставки материалов, оборудования и проведение строительно-монтажных работ.
Корр.: Планируется ли реконструкция систем управления оборудования, автоматизации?
Владимир Соловьев: Да, обязательно. Дополнительно хочу отметить, что важной частью проекта является создание автоматизированной системы управления технологическим процессом на станции (АСУ ТП). Она должна обеспечить объединение локальных систем управления станции в единую систему, на базе которой будет осуществляться централизованное управления всей электростанцией. АСУ ТП должна обеспечить сбор, фиксацию информации, поступающей от оборудования, а это несколько тысяч сигналов. Мы всегда сможем видеть, что происходит, и при необходимости вносить в технологический процесс корректировки. Кроме того, создание системы затронет распределительные устройства – ОРУ-220, собственные нужды станции.
Корр.: Проект более сложен в реализации, если сравнивать его с Усть-Хантайской ГЭС?
Владимир Соловьев: Да, проект более сложный. Наряду с заменой генерирующего оборудования планируется выполнить модернизацию кранового оборудования, установить индивидуальные механизмы маневрирования затворами на водоприемнике. Кран нижнего бьефа и водосброса планируем поменять полностью. Водосброс – очень ответственное сооружение, так как Курейская ГЭС – гидроэлектростанция однолетнего регулирования. Во время весеннего половодья, когда начинается большой приток воды, уровень воды в верхнем бьефе гидроузла поднимается стремительно, поэтому реагировать на это нужно быстро. Следовательно, работа крана водосброса должна быть максимально надежной.
В рамках проекта также планируем поменять шинопроводы генератора и силовые трансформаторы. Оборудование, которое будет поставляться взамен изношенного, должно иметь аналогичные характеристики, быть современным и более надежным.
Корр.: Какие основные трудности, по вашему мнению, необходимо преодолеть при реализации проекта?
Владимир Соловьев: Основная трудность при реализации проекта – это местоположение Курейской ГЭС, ее удаленность от транспортных магистралей. Также накладывает свою роль слишком короткий промежуток времени для поставки оборудования по реке: с июня до середины октября. Кроме того, на реке Курейке есть пороги, которые судам проблематично пройти без участия станции. Например, порог в районе устья реки Мундуйки (левобережный приток реки Курейки) – если судну необходимо пройти порог, нам заранее (за 12 часов) потребуется увеличивать расход воды в нижний бьеф гидроузла, чтобы поднять уровень воды в реке.
Сергей Липин: Также нужно учитывать осадку судна, которая зависит от его загруженности, фактический расход воды в нижний бьеф и возможность дополнительного сброса воды. Это еще та задача. Дополнительно к этому накладывается процесс разгрузки судна. Если груз имеет вес, превышающий грузоподъемность крана, то каким образом его выгружать? Все эти задачи нужно решать.
Владимир Соловьев: К примеру, доставка рабочих колес гидротурбин возможна только баржей с аппарелью, с помощью которой трал с оборудованием может съехать на берег, так как краном такой груз не поднять. То же самое касается главных силовых трансформаторов, вес которых превышает 100 тонн. Другая, не менее важная задача, которую необходимо решить, – где размещать все привезенное оборудование и материалы до начала монтажных работ. Необходима организация складов.
Корр.: То есть нужна инфраструктура для проведения самой модернизации?
Сергей Липин: Да, надеемся, что в Светлогорск зайдут крупные подрядчики, как это было на Усть-Хантайской ГЭС, и займутся также благоустройством поселка. Посмотрите на Снежногорск: получив второе дыхание, он стал по-новому жить. Туда приехали новые люди. Если же говорить о Курейке, то здесь потребность в высококвалифицированном персонале однозначно будет. Одно то, что здесь планируется внедрение автоматизированной системы управления технологическим процессом, – это вызов. Для обслуживания системы потребуется готовить людей заранее.
Корр.: Как на станции проводятся работы по улучшению социально-бытовых условий работников?
Сергей Липин: Работа ведется, но хочется больше, и финансирование есть. В прошлом году по НТЭК на эти цели было выделено пятьсот миллионов рублей. В 2022-м затраты будут не меньше. К сожалению, как я уже сказал, подводят подрядчики. Специфика территории сказывается.
Корр.: Это прямо новая жизнь для Курейской ГЭС и Светлогорска, новые перспективы открываются.
Сергей Липин: Все по-новому будет, конечно.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.