#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Месторождения Норильского промышленного района отличаются наличием пирротина, дающего при пирометаллургическом процессе диоксид серы. Еще одной важной задачей обогатителей, кроме максимального извлечения ценных компонентов, по-прежнему остается сделать воздух над Норильском чище, то есть максимально отправить пирротин в инертном состоянии в хвостохранилище. На вопросы «Северного города» о подробностях проекта отвечает директор Талнахской фабрики Игорь Волянский.
Строительство объектов третьего пускового в главном здании измельчительно-флотационного цеха ТОФ выходит с нулевого цикла. Доукрепляют каркас старого здания, возводят новые сооружения. На пути к заказчику – оборудование, которое займет свои места после демонтажа старого.
Реконструкция Талнахской фабрики с запуском третьего пускового комплекса предусматривает переработку медистых и вкрапленных руд Талнахского месторождения, отличную от технологии переработки и обогащения богатых руд на ТОФ 2-ПК.

«Если кратко сказать, они кардинально разные, – поясняет директор Талнахской фабрики Игорь Волянский. – Потому что все-таки по переработке богатых руд мы работаем по коллективно-селективной технологии, причем эта технология была для нас совершенно новая, когда мы запускали второй пусковой комплекс. А для вкрапленных руд больше подходит гравитационно-флотационная схема. Здесь будут и концентраторы Нельсона, которые позволят повысить извлечение металлов платиновой группы, и, соответственно, учитывая разное содержание, разный минералогический состав и разные формы минералов, тут немного по-другому организована вся технологическая схема и разные реагентные режимы».
Несмотря на то что руда третьего пускового беднее, на фабрике увеличится не только извлечение МПГ, но и объемы извлекаемых меди и никеля. Директор фабрики популярно поясняет почему:
«Вкрапленные руды априори чуть легче обогащаются. Сама природа создала так, что зерна минералов уже обособленные, надо их просто раскрыть. Чем сложны богатые руды, так это тем, что в них происходит тонкое прорастание минералов между собой, и их надо разделить. Если мы на втором пусковом измельчаем, если брать уже концентраты, практически 80–90 процентов класса 44 микрона, то измельчение на третьем пусковом – это 70 процентов 74 микрона. То есть здесь руду не понадобится столь мелко дробить.
Технология гравиаобогащения уже используется на Норильской обогатительной фабрике, но на ТОФ будут другими и оборудование, и сама технологическая схема переработки руд. Еще одной важной задачей кроме максимального извлечения ценных компонентов остается экологическая составляющая».
«Месторождения Норильского промышленного района отличаются наличием пирротина (а пирротин – это железо-сера) – основного серонесущего минерала, который при пирометаллургическом процессе дает диоксид серы. Наша задача – максимально пирротин отправить в инертном состоянии в хвостохранилище», – комментирует Игорь Волянский.

Ежегодные восемь миллионов тонн переработанной руды третьего пускового комплекса дадут немалое количество отвальных хвостов, из которых извлечены еще не все ценные компоненты. Наука пока не придумала технологию доизвлечения оставшихся металлов, это дело будущего. Впрочем, в одном из гигантских сгустителей ИФЦ уже сегодня можно увидеть металлосодержащий продукт, полученный из старых отстойников и отправляемый на переработку на гидрометаллургический передел «Надежды».
«Когда мы осваивали технологию второго пускового комплекса, искали ее дополнительные возможности, просчитывали плюсы-минусы технологии, как раз тогда ввели доизвлечение никеля из малоникелистого пирротина, что дало дополнительное сырье для компании, – рассказывает Игорь Волянский. – Также мы оптимизировали схему измельчения, вывели фактически в резерв две старые стокубовые мельницы, оставшиеся от старого оборудования, они позволяют минимизировать время простоя».
Уникальный опыт ТОФ 2-ПК будет использоваться и на третьем пусковом, говорит руководитель фабрики:
«Второй пусковой – это беспрецедентный случай, когда у нас не было варианта вернуться на старую технологию. Такого опыта, наверное, ни у кого не было: чтобы не иметь возможности остановиться, что-то переделать, сделали все с колес. За счет этого персонал фабрики получил уникальный опыт, а дальше уникальный опыт – это освоение самой технологии полусамоизмельчения. За последние годы мы сменили порядка четырех дизайнов футеровки внутри мельницы, наращивая ее дальнейшую эксплуатационную надежность и производительность. На сегодняшний день мы отладили технологию однопоточного цикла измельчения (до этого в Норильске всегда были многопоточные схемы измельчения с гарантированным резервированием), научились разово, всем комбинатом, ремонтировать все оборудование. Дальше – освоение флотации. Хотя мы уже имели опыт работы с флотационной машиной 130 кубов, но сама технология, которую мы внедряли, была для нас абсолютно новая. Ее нельзя было протестировать в полупромышленных условиях, как-то провести эксперимент, поэтому смысл технологий – тоже все с колес, со многими неизвестными».

Полученный опыт позволит успешно запускать третий пусковой комплекс, надеется Игорь Волянский. Будет легче, потому что появится возможность приостановиться, что-то доделать.
Есть фабрики, которые перерабатывают и 100 миллионов руды в год, сравнивает директор фабрики. Например, в Южной Америке, Австралии. Но такого сырья, осложненного наличием пирротина, как в НПР, нет ни на одном никелевом производстве
«Ни на одном предприятии в мире в сырье нет такого содержания пирротина, и они не борются с ним, как нам приходится. Поэтому с точки зрения технологий Талнахская фабрика уникальна. А если мы будем говорить о ценности товарной продукции, которая выходит с фабрики, то она одна из самых крупных в мире, если не самая крупная, учитывая уникальность сырья. Это все-таки никель, медь, кобальт, платина, палладий – вся группа МПГ, самое дорогое предприятие».
Ранее мы писали о внедрении на ТОФ цифровых двойников и компьютерного зрения, о строительство объектов нулевого цикла третьего пускового комплекса.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.