Мария Круглова – куратор Фестиваля света, художник, дизайнер, реставратор. Работает в области кинетической скульптуры, визуальных эффектов, science art. Является членом Творческого союза художников России, Союза дизайнеров России, Московского Союза художников и Ассоциации ландшафтных архитекторов России. Генеральный директор и соучредитель российского филиала компании LEBLANC ILLUMINATION – мирового лидера в производстве светового декора (ООО «Леблан Рус»). Президент Союза кузнецов России. Заведующая кафедрой «Художественный металл» МГХПА имени С.Г. Строганова.
Фестиваль света проходил в Норильске с 30 ноября по 8 декабря. Городской праздник организовало Агентство развития Норильска при поддержке Творческого союза художников России, муниципалитета и компании «Норникель».
Мультимедийное искусство было представлено на разных площадках города: в Молодежном центре, Норильском индустриальном институте, в парке отдыха «Озеро Долгое» и кинокомплексе «Родина». Креативная идея – объединить космос и время, вечное и сегодняшнее – принадлежала Светлана Рубашкиной, экс-директору Агентства развития Норильска.
Общую тему фестиваля определили как «Прогулки по Вселенной: космос и время».
Задумка прикоснуться к мультимедийному искусству удалась, считают кураторы необычного мероприятия, среди которых Кирилл Гаврилин и Мария Круглова, преподаватели Строгановской академии.
«Прогуляться по Вселенной» можно было разными способами. Приглашенные художники и дизайнеры подготовили для норильчан выставку «Виртуальная Вселенная», а также провели ряд встреч и познавательных лекций – каждый на свою тему, о своих творческих и научных изысканиях. Эксперты рассказали о возможностях анимации и мультимедиа, цифровых технологиях в инсталляциях, театре, шоу и многом другом.
Световому декору в городской среде посвятила свой рассказ в рамках образовательной программы Фестиваля света его куратор, мультимедиахудожник Мария Круглова. Сегодня она – гостья нашего интернет-издания.
— Расписание активностей, разнообразные по форме и содержанию «Прогулки по Вселенной», — все это включало в себя несколько направлений и локаций, куда можно было отправиться и детям, и взрослым. В каждой из них, будь то кинокомплекс «Родина» или лекторий института, можно было оказаться на стыке виртуального и реального», – рассказала Мария в интервью «Северному городу».
– На выставке в Молодежном центре были представлены работы российских художников и дизайнеров, выполненные в жанре цифровой художественной техники. А что с ней будет дальше, по-вашему?
– Насколько я знаю, позже планируют перевести экспозицию в музейное пространство. Конечно, выставка уже будет выглядеть чуть-чуть иначе, но, тем не менее, арт-объекты наших художников непременно будут на ней присутствовать.
– Что такое, 3D-мэппинг, моушн-дизайн, киннект-проекция, VR-инсталляция, Scince art и другие малознакомые и необычные для нас слова, которые звучали на фестивальных площадках? Из всего этого более-менее понятно только одно современное явление – стереокартины…
– Все это арт-объекты, выполненные в жанре цифровой художественной техники. Рассматривая их, погружаешься в космос с головой. Иногда даже может создаться ощущение, что ты находишься не в выставочном зале, а на стыке двух миров, земного и космического.
– Чему была посвящена ваша лекция в НГИИ?
– Я рассказала о примерах использования различных технологий в световом декоре – на примере городов России и Европы. О том, как используются световые решения в оформлении пешеходных зон, мостов, отдельных улиц и площадей, небольших точек притяжения на открытых общественных городских пространствах. Как это работает на общий визуальный фон и выгодно подчеркивает архитектурные формы – как малые, так и огромные, даже грандиозные – типа выставочного комплекса на ВДНХ в Москве. И как световые инсталляции воздействуют на горожан – многие темы поднимались.
Я поделилась собственным опытом работы во многих театральных проектах, фестивалях и перформансах, рассказала об исследованиях возможностей 3D-графики и создании видео для пластических перформансов, интерактивных мультимедийных инсталляций, интерактивном программировании TouchDesigner.
– Ребят интересовало, как интерактивные инсталляции взаимодействуют с человеком?
– Безусловно. Кстати, на выставке в Норильске они были – например, киннект-проект. Проще говоря, это когда вы машете руками, а световой поток формирует некое ваше отражение в режиме онлайн методом генеративной графики. Так с помощью языка программирования генерируется ваша личная персональная графика. Плюс есть проекционные системы, датчики движения, QR– коды (штрих-коды, предоставляющие информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне) и прочие вещи, которые сейчас используются.
В своей презентации я показала мост в одном из французских городов, который включается с айфона по QR-коду. Человек подходит к такому объекту, набирает код и наслаждается световым шоу на мосту. Любопытны были новогодние композиции в различных необычных проявлениях. В Челябинске, например, удачная иллюминация вокруг и внутри шара стала арт-объектом. Ее не убирают третий год подряд – так полюбилась инсталляция горожанам.
– А что может помешать такому объекту?
– Конструкции не должны стоять под ногами. Раздражает также пересвет или нагромождение световых источников. Всего должно быть в меру. Иногда глобальная работа одновременно делается несколькими компаниями, и «единого глаза», «единого ока» не хватает, чтобы оценить общую городскую картинку с точки зрения абсолютной эстетики.
Со студентами в НГИИ мы поговорили и о вариантах оформления парковых зон, скверов со световыми элементами на арках, в аллеях. Проектирование парков всегда следует начинать с входной группы, к этой самостоятельной конструкции добавляются акценты и световой декор. В парковом освещении и в освещении деревьев можно использовать сменные фильтры и создавать бесконечное число композиций, как в калейдоскопе.
– В Норильске тема освещения деревьев не совсем актуальна. До последнего времени у нас искусственные ставили. И лишь теперь, кроме них, появилось кое-что поинтереснее…
– Благодаря Агентству развития Норильска, я так понимаю. Кстати, тренд последних лет – катки. На них сейчас бывает много народу, особенно в выходные. У нас их оформляют шатрами из гирлянд и другими украшениями.
– Прожекторы с различным декором установлены сейчас в нашем парке «Озеро Долгое». В чем их преимущество, на ваш взгляд?
– Они выдерживают все климатические сложности вашей местности. К тому же там достаточно мощная оптика – благодаря ей потоки света можно перенаправлять в разные стороны, в прожекторы встроена механика, которая позволяет им вращаться с определенной частотой и в заданном режиме. Сейчас они, естественно, светят на снег.
Каждый такой арт-объект – большая инженерная работа. Кроме дизайнерского участия ее предваряет крепкое проектно-конструкторское решение. Конструкции часто располагаются на большой высоте. На арках высотой 30 метров, например, как в Москве на ВДНХ. Там очень высокие ветровые нагрузки, поэтому внизу мы придумали особенности – тросы, специальные крепления, металлокаркас из алюминия, суперкрепежи, вмонтированные в стены, и так далее.
Или гостиница «Метрополь» в столице. Это тоже пример уникальной конструкции. В 2015 году ее оформляли под новогодние праздники. Но к памятнику архитектуры крепиться нельзя. Тогда наши инженеры придумали для 3D-модели специальные большие выступы, кольца из алюминия и трос, натянутый с перераспределением груза. Получилась система, которая уводила нагрузку на крышу комплекса. Это, повторюсь, пример того, как можно установить подсветку на памятник архитектуры, когда этого делать «как бы нельзя, но очень хочется». Висит до сих пор. Седьмой год уже.
– Что обязательно в световом оформлении и из чего оно сконструировано?
– Всегда должен быть соблюден цветовой контраст. Это позволяет сделать акценты, позволить каким-то деталям стать более активными, создать композиции объем. При установке иллюминации необходимо соблюсти технические нюансы – безопасность при расчетах, с учетом ветра и прочих параметров. Зачастую в целях безопасности используется автономное подключение.
Первый слой в собирании конструкции – это, как правило, функциональный свет, лампочки для освещения ступеней, входов, пожарных выходов и т.д. Второй слой – декоративный свет. Третий – индивидуальное освещение особо важных деталей.
– Вот сейчас у нас в городе стоят ледяные скульптуры, они правильно подсвечены?
– Там мы опять же имеем пример локального света, который дает возможность выгодно наблюдать фигуры в любой ситуации, с любой точки. Для светового декора также важна театральность, мистификация пространства: свет видоизменяет предмет, работает как дополнительный формообразующий элемент.
– А если люди не очень воспитаны, мягко говоря, то любая красота может быть ими нарушена, осквернена. Что вы думаете о вандалах?
– Предусмотреть все абсолютно – нереально. Я считаю, что люди не будут портить то, что им действительно нравится. Это работает во всем мире. Даже мигранты в Европе с сложных районах ведут себя прилично.
У вас в Норильске в парке «Озеро Долгое» нашего специалиста местные жители чуть ли не целовали-обнимали, когда видели, что он там устанавливает необычные прожекторы и конструкции. Бывают хулиганы, конечно, не без этого. Но когда все сделано с настроением, народ сумеет это оценить, поверьте.
– Технологии в вашей сфере развиваются стремительно?
– Конечно, 5 лет назад мы и мечтать не могли о том, с чем сейчас имеем дело. Технология рождается, живет и умирает, из коммерчески невыгодной при своем появлении она быстро становится коммерчески выгодной, потом на смену ей приходят все новые и новые. Появляются более качественные и более энергосберегающие. Сейчас мы монтируем экраны, проекции. Скоро в светодиодных элементах будут присутствовать органические кристаллы.
Помните, Москва в 90-е годы прошлого века была сплошь заполонена уличной рекламой? Этот рынок бешено развивался, в него вкладывались большие деньги. При смене власти в столице агрессивная реклама на баннерах и фасадах домов кончилась, рынок этот схлопнулся. Политика нового мэра сделала свое дело: специалисты в области рекламы стали потихоньку перемещаться в сферу светового декора. Тема стала востребованной и бурно развивается год за годом. Как итог – город становится интереснее.
– А Норильск вам интересен?
– Мы получили у вас огромное удовольствие от того, что тут темно – с нашей профессиональной точки зрения это значит, что ничто не мешает во всей красе светиться нашим арт-объектам! Длительный период у вас длится полярная ночь – и это в определенном смысле преимущество. В Москве световые инсталляции на улицах радуют глаз с 1 декабря до 8 марта – всем нравится, люди ходят гулять, смотреть на них. Это всегда дает дополнительный вкус жизни.
– Что в оформлении световым декором считается более позитивным для восприятия, а что вызывает депрессию? Какие-то исследования в этой области наверняка проводятся…
– На специализированных сайтах есть публикации на эту тему, безусловно. Там же публикуются современные мировые тренды. Однозначно сейчас актуальна тема экологии – дизайнеры используют спокойные, гармонизированные цвета, ни в коем случае не вырви глаз: это диктует Европа. В Азии, конечно, все по-другому. К тому же каждая страна имеет свои цветовые предпочтения и сочетания. Тот же Мадрид любит цвета поярче – темпераментные испанцы используют в световом декоре на улицах и площадях красно-желто-синее оформление.
Врачи в этом смысле рекомендуют белый теплый свет с немного желтоватым оттенком. А вот от белого холодного мы сегодня понемногу уходим.