Современное искусство многие не понимают от того, что не сразу-то и понятно, на что нужно смотреть. С первого взгляда, это просто куча старой арматуры и плафонов, но у этой экспозиции есть сразу два смысла. Первое – это метафорическое изображение Норильска с его мощной металлургией и вечными льдами. А второе – это перерождение прежнего Дома торговли в Арктический музей современного искусства. Ещё одна экспозиция с не самым очевидным подтекстом, «Гости». Гостями здесь выступают растения, те самые, которые норильчане выращивают в горшках на подоконнике, а в своё время домашние флористы привезли их всех с материка. Этих зелёных гостей художница Анна Фобия поместила на фотографии, стёкла и полиэтилен. Другая экспозиция, уже более понятная и привычная глазу, — «Гагара». Образцы одежды коренных народов Таймыра. Это к тому же и дипломная работа Валерии Соханиной, студентки Норильского колледжа искусств. А этот арт-объект появился отчасти случайно. Когда-то работники Дома торговли газетами затыкали эти решётки, чтобы теплее было. Спустя пару десятилетий быть стал искусством. На соседней стене страницы из энциклопедии ныне упраздненной научно-технической библиотеки. Все ли зрители прониклись современным искусством – вопрос. После экскурсии многие остались немногословными. Видимо, обдумывают. А вот одна посетительница заявила: современное искусство – дело нужное.
Лидия Коподяжная:
«Мне очень понравилось. Я считают, что нужно такое создавать, потому что из ничего создали достаточно что-то новое, что-то интересное. Мне нравится вот этот павильон, потому что там цветовое такое, я люблю в таком стиле».
Такая оценка – во многом заслуга и проводника по арт-объект. Ведь экспозиции представляют зрителям не опытные экскурсоводы, а простые горожане. За 3 месяца на специальных курсах, организованных в музее Норильска, из них сделали медиаторов – знатоков современного искусства. Они помогают посетителям выставки понять скрытые смыслы инсталляции и привлечь к новым веяниям ценителей классического искусства.
Дарья Маликова, куратор программы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства, г. Екатеринбург:
«Задача наша как раз рассказать о преемственности, во-первых, потому что современное искусство в общем-то пользуется во многом теми же приемами, которыми классическое пользовалось. Просто оно работает с новыми образами, с образами современных, с новыми материалами. С видео-артом, например, с телефонами, с цифровыми технологиями.»
Кроме того, продолжает Дарья, в современном искусстве важно вовлечение зрителей в процесс, чтобы они становились частью экспозиции, и создавать арт-объекты нужно для широкой аудитории. Гость фестиваля, основатель форума новой модной индустрии «Beinopen» Алексей Баженов говорит, что этим современное искусство и мода схожи. Вот только, в отличие от развивающегося авангардного творчества, моды в нашей стране нет. Так сложилось исторически. В России, по его словам, всегда спрос превышал предложение. И производители штамповали одинаковую не выразительную одежду, лишь бы люди не остались голыми. Уж не до изысков было. В то время как в Европе больше 100 лет назад текстильная промышленность перестала брать количеством, а перешла на качество и узнаваемость. Так появилась мода.
Алексей Баженов, основатель форума новой модной индустрии «Beinopen», г. Москва:
«В 90-е годы мы открываем рынок, не имея собственно моды, имея только легкую промышленность. Мы, как продвинутые деятели, хотим покупать классные вещи. И это все приводит к тому, что наш рынок становится полностью деформирован. И его занимают те самые бренды, которые способны производить тот продукт, который мы уже хотим покупать. Продукт, богатый информационно».
Своего рода импортозамещение в гардеробе должно произойти, когда в одну команду сольются наши отечественные производители одежды, креативщики и рекламщики. Только тогда лейбл «Made in Russia» сможет конкурировать с Gucci, Armani и Prada.