Что не уразумеешь – у людей спроси
Сразу предупредим: в статье будут спойлеры. Для тех, кто не сможет побывать на выставке в Мурманском областном художественном музее «Строго на Север» и увидеть представленные здесь редчайшие экспонаты. Правда, скоро в Публичную библиотеку Норильска поступит седьмой том «Энциклопедии освоения Севера» – сборник историко-краеведческих и научно-исследовательских статей, включающий полный каталог выставки «Строго на Север» и огромное количество иллюстраций. Жителям Норильска представится возможность погрузиться в историю поморской культуры, постичь особенности геологического строения самого западного заполярного края России, увидеть, как отражали природу и жизнь людей здесь художники, начиная с конца XIX века и по сегодняшний день.
Перелистаем некоторые страницы этой книги. В народное декоративно-прикладное искусство поморов и народа саами мы вглядываемся вместе с искусствоведом, заслуженным работником культуры РФ, директором Мурманского областного художественного музея Ольгой Евтюковой.

Заповедником народного искусства Ольга Евтюкова называет Терский берег – юго-восточную оконечность Кольского полуострова. Свой профессиональный путь исследователя исконных традиций поморов она начала в 1974 году в мурманском Доме народного творчества. Затем работала в Центре художественных ремесел, занимаясь декоративно-прикладным искусством малочисленного народа саами. С 2003 года – в Мурманском областном художественном музее. Сорок пять лет исследовательской работы!
И вот как Ольга Евтюкова предваряет свою статью в издании «Строго на Север»: «Первыми из русских проложили путь на Крайний Север новгородцы. В «полунощные страны» новгородцев влекли богатства края и свобода. Это произошло в конце XII века. Тогда и состоялась встреча с коренным народом Кольского полуострова – саами, с его культурой и традициями. Несмотря на то, что новгородцы, получившие название «поморы» из-за расселения по берегам морей, озер и рек, заметно обгоняли саамов в производстве и быту, саамский народ сильно повлиял на традиции и технологии, используемые русскими. Взаимоуважение к традициям дало результат в сохранении уникальных образцов народного искусства поморов и саами по сей день».
Кольский полуостров омывают с севера Баренцево, с юго-востока – Белое море. Именно побережье Белого моря издавна у местного населения условно разделено на определенные отрезки, примыкающие один к другому, так называемые «берега». По данным «Национального атласа России», изданного в 2008 году Федеральным агентством геодезии и картографии РФ, «берега» разделены так: Зимний берег – от Мезенского залива до Архангельска, Летний берег – от Архангельска до Онеги, Онежский берег – в районе Онежского залива, Поморский берег – от Онеги до Кеми, Карельский берег – от Кеми до Кандалакши, Кандалакшский берег – от Кандалакши до села Кашкаранцы сельского поселения Варзуги, Терский берег – от села Кашкаранцы до Мыса Святой Нос. Мурманским берегом называют побережье Баренцева моря – от Мыса Святой Нос до Кольской губы.
Вдумаемся в слова: «Век живи, век землю топчи, что не уразумеешь – у людей спроси. Но не чужими глазами на мир смотри и своими ушами речи слушай» или «Слово помора в точку отковано…». Это – поговорки поморов Терского берега. Бытовавшие веками – согласитесь, – они и сегодня не утратили своей актуальности. «Своими глазами» смотрят на мир и современные представители народа саами – жители Кольского полуострова.
Корпусная идет
До сегодняшнего дня сохраняются в саамских семьях традиции изготовления меховых сумок, ковриков, одежды, обуви. Вышиваются бисером женские головные уборы – шамшуры. Плетутся из бересты солоники, корзины, шкатулки, налопатники, ножны, политушки для воды. В прошлые века это были поставцы, детские рожки и дудочки, мячи и погремушки (мячи с камешками внутри). К Рождеству и значимым семейным событиям до сих пор исправно пекутся ржаные козули – фигурки, представляющие собой животных дикой природы и домашний скот.
«Козуль считают наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам XII века, – читаем в статье Ольги Евтюковой. – Имеется летописное свидетельство, что еще в XII веке наши предки лепили из теста фигурки быков и коров, поедали их, а затем «рыкали, аки волове», как сказано в документе».

Крутое тесто (ржаная мука, соль и вода), нож и руки мастерицы – вот и все, что нужно для создания козуль. И появляются красивые олени с роскошными рогами, кони с пышными гривами, добрые коровки и баранчики, уточки и тетёрки с птенцами. Хотя приемы лепки общие для всех фигурок, но каждая из них имеет свои особенности в зависимости от того, откуда «родом», из какой поморской деревни. Есть такая присказка: «Однаки мучки – да не однаки ручки». И действительно, у каждой мастерицы получаются свои козули. У кого-то – изящные, у кого-то, наоборот, основательные.
Хлебная фигурка служила для терчан оберегом от злых сил. Все вылепленные образы имели смысл – это были символы Солнца, Изобилия, Здоровья, Доброты. Хозяйка обычно оставляла одну-две козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью, и они хранились весь год до следующего Рождества. Остальные раздаривались в основном во время колядок. Если кому-то доставался конь с всадником, то считалось, что его ждет успех в делах, благополучие. Если при колядовании вытаскивали тетёрку с птенчиками, то предполагалось, что будет прибавление в семействе.
С козулей связано, например, такое поверье. На Сочельник ходили по домам колядники. А в семье – девица на выданье. Если среди молодых людей есть кто-то, неугодный родителям девушки, они дарят ему ржаной калачик. А если родители ждут от кого-либо из парней сватов, то дарят ему пшеничную булочку, которая называется «тетёрка». «До сих пор эти традиции вряд ли сохраняются, но об этом все знают», – подчеркивает Ольга Евтюкова.

Бытовало и интересное присловье-комплимент: «Светла лицом, как козуля», то есть – очень красивая. «Современные молодые люди хихикают, но когда они взрослеют, то понимают, о чем идет речь, – улыбается Ольга Александровна. – Дело в том, что эти фигурки не раскрашивали глазурью, как, предположим, архангельские пряники, которые тоже называются «козули». У саами козули отбеляли. Когда тесто схватывалось, фигурку буквально на несколько секунд опускали в кипящую воду и снова оправляли в печь, и так несколько раз. Благодаря этому козуля становилась блестящей и немножко светлела».
К слову, у поморов подобных выражений было много. Они, например, никогда не говорили «толстая идет». А говорили «корпусная». В этом была ирония, но было и уважение, понимание, что все-таки эта женщина – хоть и большая, с основательным «корпусом», но красивая. Ведь она должна была быть, прежде всего, сильной, потому что семьи были многодетные, а хозяйство в основном было на женских плечах.
За честь девицы всем народом стояли
Ржаные фигурки – козули – делаются в семьях и сегодня. Причем они распространены не только на Терском берегу Кольского полуострова, но и в поморских селах Кандалакшского залива, в Териберке, в Коле и даже в Мурманске. «Если исключить самые глухие, нехорошие времена застоя 1970-х, – делится воспоминаниями Ольга Евтюкова, – когда у поморов не было ржаной муки, чтобы слепить козули и сделать предрождественское печенье, чтобы поколядовать достойно, или, когда не было сукна, чтобы саами могли сшить свои исконные одежды и декорировать их бисером, то традиции эти сохранялись всегда».
Для поддержания традиций в школе ремесел Мурманского областного художественного музея регулярно проводятся мастер-классы: посетителей учат лепить козули – как символ благополучной, здоровой, счастливой жизни.
В том, что Терский берег Кольского полуострова является заповедником народной поморской культуры, можно убедиться и на других примерах. И сегодня в быту существуют деревянные узорчатые блюда для рыбы, крынки, берестяные изделия, меховые сумочки.
«И о сохранении этой культуры и традиций можно говорить с гордостью, – подчеркивает Ольга Евтюкова, – потому что у нас на выставке показаны предметы, которые были сделаны в XX веке. И в частности, головные уборы».
У саами очень сложный головной убор. Девичий головной убор похож на небольшую корону, и он существенно отличается от головных уборов эстонских, финских, шведских и норвежских саами. У кольских саами есть орнамент, которого нет ни у кого. Треугольник, вышитый бисером, с петелькой наверху, означает – саамский человек. А если таких треугольников много – построчник, идущий по периметру головного убора, – то это уже саамский народ. «Символизирует этот орнамент то, что на защите чести и достоинства незамужней девицы стоит весь саамский народ, – рассказывает Ольга Евтюкова. – Когда я в исследованиях это обнаружила, то поняла, что это действительно так: не только семья переживает и беспокоится, а весь народ. Кроме того, на затылочной части этого головного убора обязательно должен быть вышит родовой знак. И это все и сейчас бытует. Этот головной убор надевают на праздники, как и традиционный костюм. Конечно, в обычные дни носят европейское платье, но в праздники традицию чтят свято».
Еще более диковинный, не имеющий аналогов, головной убор замужней женщины. Его форма дошла до нас из древних времен. Шапочка имеет навершие в виде козырька. И декорирован он шитьем бисером почти полностью: височные части, лобная, затылочная. Все это выглядит очень торжественно: сукно обязательно красного цвета, вышивка разноцветным бисером – белым, синим, желтым, зеленым. «Современный бисер, правда, хоть и мелкий, но по сравнению со старинным смотрится как крупный. Он должен быть еще мельче, – улыбается Ольга Александровна. – И я очень горда, что мы нашли предметы XX века, которые бытуют и сегодня. Это значит, что традиция и национальное самосознание народа на очень высоком уровне».
На выставке «Строго на Север» можно увидеть суконное женское декорированное платье, с вышитыми бисером поясом и манжетами. По-саамски оно называется «юпа». Есть здесь и традиционная обувь – каньги. И поскольку саами плели пояса, есть и плетеные пояса.
С ножом встречали рыбаков
Еще один любопытный факт. На Терском берегу вплоть до 20-х годов XX века бытовали деревянные игрушки (бобушки): конь, птица, кукла-панья. Для изготовления таких игрушек использовали как разветвленные части дерева, корневища, сучки, так и цельные куски древесины. Во многих семьях до сих пор сохранились образцы кукол, вырезанные ножом или вырубленные топором из деревянных брусков и чурок.
«Этими игрушками сейчас дети, может быть, и не играют, но они в семьях есть, – утверждает искусствовед, директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова. – Деревянная идолоподобная фигурка, но можно понять, что она – женская, потому что колоколом юбка. Верхняя часть фигурки женщины – условный куб и шарообразная голова с кокошником. Эти игрушки вырезались из цельного куска дерева, и их раскрашивали. Важно, что это должен был сделать сам ребенок. И у нас в музее одна такая есть: фигурка была раскрашена цветными карандашами, у нее был нарисован ремень, потому что в состав костюма поморки входит ремень. На нем висели нож и кошель. Кошель – это понятно, а нож потому, что нормой было, встретив с промысла рыбаков, сразу помогать им разделывать улов».
Из книги «Строго на Север»: «Самобытное народное декоративно-прикладное искусство саамов, коренных жителей Кольского Севера, имеет давние традиции. Оно поражает богатством фантазии, выдумки, технической сноровкой мастеров. Предметы культуры и быта саамов конца XIX – начала XX веков хранятся в коллекциях Мурманского областного краеведческого музея, Мурманского областного художественного музея, Государственного этнографического музея, Музея антропологии и этнографии, Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного музея Эстонии в Тарту. С современными изделиями прикладного искусства периодически знакомят экспозиции выставок в Ловозере, Мурманске. Саамские мастерицы неоднократно являлись участницами фестивалей творчества самодеятельных художников России, выставок народного искусства малочисленных народностей Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в Москве».